Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (806) → Протоиерей Всеволод Чаплин: Ценность свободы, ценность святыни

Протоиерей Всеволод Чаплин: Ценность свободы, ценность святыни

№5 (806) / 3 февраля ‘15

Комментарий недели

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, всех вас поздравляю с праздником Крещения Господня. Это особый день: «Безначальный начинается». Бог, Который вне времени, над Которым история не властна, является людям, вступает в ткань человеческой истории и приносит с собой вечные и неизменные ценности, даруя их нам, давая возможность жить по этим ценностям, чтобы изменить себя и окружающих. В этом великая сила христианства, в этом его правда, которую не победить, даже бросив людей львам, даже заставив Церковь исчезнуть из «мейнстримных» общественных кругов.

Церковь Христова живет и свидетельствует о себе человеческими устами и человеческими делами даже тогда, когда истину Божию все отвергают. Не нужно бояться ее провозглашать, оглядываясь на то, скажет ли кто-то нечто хорошее или нечто плохое, понравимся ли мы, начнут ли нас приглашать или перестанут приглашать в разные собрания. Вне зависимости от всего этого истина Христова всегда одерживает победу – если только мы в своей жизни эту победу удостаиваемся разделить и принять, если только мы истине Христовой становимся и остаемся верны.

За последнее время было сказано немало слов о том, какие последствия имел чудовищный теракт в столице Франции и события, последовавшие за этим в одном из пригородов Парижа.

Совершенно очевидно, что у террора нет оправдания. Совершенно очевидно, что событие, во время которого погибли люди – причем около половины жертв не имели никакого отношения к околокарикатурной истории – это жестокое, хладнокровное, безнравственное убийство. Оно может быть только осуждено.

Конечно, нужно проявить солидарность и с государственным руководством Франции, и с ее народом в их борьбе с террором. Эта борьба сегодня объединяет самые разные страны и народы. Эта борьба касается и России, и многих других стран постсоветского пространства, в том числе стран Центральной Азии, о чем было сказано в одной из недавних наших бесед. Нужно противостоять попыткам под любыми лозунгами, в том числе под псевдорелигиозными, в частности, псевдоисламскими, беззаконно и безнравственно убивать людей.

В то же время для меня лично очевидно следующее: в ходе недавней дискуссии по поводу террористического акта во Франции и его последствий выявилось очень ясное, согласное, соборное мышление нашей Церкви. Люди, конечно, не солидаризировались с террористами, не злорадствовали. Они понимали, что было совершено ужасное преступление. Однако одновременно люди не солидаризировались и с теми, кто когда-то публиковал, или сейчас публикует, или завтра будет публиковать карикатуры, оскорбляющие живых или усопших, оскорбляющие религиозные чувства верующих или чувства неверующих людей, оскверняющие символы, почитаемые верующими или неверующими.

Никто также не хотел солидаризироваться с теми, кто призывал публиковать такие карикатуры все больше и больше. Да, было буквально несколько человек, которые злорадствовали, говоря: так и надо этой Франции, сами виноваты. Да, было среди активных православных публицистов и общественных деятелей несколько человек, в том числе буквально один священнослужитель, которые сказали: «Мы Шарли!» Большинство так не поступило.

Очень многие высказывались на эту тему, осудив теракт и одновременно заняв определенную дистанцию по отношению к карикатурам, которые сейчас широко обсуждаются. Посмотрите: отец Владимир Вилигилянский, отец Андрей Ткачев, отец Андрей Лоргус, отец Георгий Максимов, многие другие священнослужители, равно как и активные миряне, известные православные публицисты: Владимир Легойда, Сергей Худиев, Анна Данилова – заняли именно такую позицию.

Люди разных убеждений, которые часто спорят друг с другом в интернете, оказались очень близки по оценке, которая, между прочим, существенно отличалась как от массовых хорошо аранжированных оценок в пользу безусловной поддержки карикатуристов, так и от того, чтобы солидаризироваться с терроризмом и злорадствовать. Мышление Церкви, ее мировосприятие – показало себя совершенно иначе.

Я бы хотел привести одну цитату – высказывание священника, который служит не в Москве и не очень часто выступает в СМИ. Это протоиерей Александр Куцев, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии. В интервью сайту Regions.ru он сказал буквально следующее:

«Как бы ни было велико религиозное заблуждение, нельзя его высмеивать, но и убивать тоже нельзя. Убийство за карикатуры – проявление религиозного фанатизма. Сколько карикатур ни рисовали на Православную Церковь, на Бога, на священнослужителей – никто за это не погиб. Конечно подобные действия, если они остаются без внимания и наказания, могут повториться. В нашей стране религиозные чувства верующих защищены. И в ситуации»… с известной группой – я не хочу упоминать ее название, – «участь девушек решалась в соответствии с российским законодательством. Церковные деятели не вмешивались в происходящее. Что же касается Франции, в реакции общества, защищающего так называемые демократические ценности, мне видится нечто показное. На самом деле, на Западе нет никакой демократии. С другой стороны, эти массовые выступления, возможно, заставят западное общество обратить внимание на ползучую исламизацию». (Окончание следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Архипастырь

Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел: Чтобы каждый день был наполнен добрыми делами

Продолжение. Начало в №4 (805)Конечно, каждый оценивает уходящий год в соотношении с тем, какими были предыдущие годы в нашей жизни. И надо сказать, что в России, в Белоруссии сегодня мирные годы. Хотя они, как и всегда, чем-то отличались и были тяжелыми, – сегодня противостояние между Западом и Востоком, политические и экономические санкции, которые людей выводят из нормального русла. Но ведь задача православных людей – найти такой образ жизни, чтобы никакие внешние политические, экономические, материальные воздействия не нарушали наш нормальный внутренний образ жизни. Надо так строить свою жизнь, чтобы никакие волнения мира сего не смогли наш внутренний мир нарушить. Всегда мы должны помнить: чтобы ни было вокруг, чтобы ни было в нашей стране, мы должны все время думать о своей душе, о спасении, о совершенстве и, как я уже сказал, стремиться совершать добрые дела и молиться.Слава Богу, можно сказать, что прошедший 2014 год был временем благоприятным, хотя мы знаем, что сегодня есть в мире и голодные люди, и есть места, где идет война, к сожалению, и у наших соседей в Украине сегодня идет междуусобная брань. Мы молимся, чтобы Господь умиротворил сердца и сознание этих людей. Так что жизнь продолжается, и хочется надеяться, что каждый на своем месте должен сделать для себя свой урок. Если было что-то плохое – проанализировать, принести покаяние, исправиться, если было что-то хорошее – сказать: «Слава Богу! В этом году что-то было хорошее и благополучное!».Лидия из Невинномысска спрашивает, можно ли в среду и в пятницу делать какие-либо дела?Лидия, а что вы имеете в виду под словами «какие-либо дела»? Если добрые дела, их можно делать всегда. Добрые дела можно совершать даже на Пасху. Даже в самый первый день Пасхи, то есть в самый великий день, который есть в году. Ну, а уж в среду и в пятницу, какая разница – четверг, вторник или суббота… Добрые дела можно делать всегда. А вот если вы имеете в виду какие-либо дела домашние...У нас есть такая традиция, она была дана еще в Ветхом Завете, – почитание дня субботнего. В Новом Завете это воскресный день, праздничный, воскресный день. Ведь не случайно Господь дал человеку седьмой день. Все остальные дни вы можете использовать для себя, а седьмой день посвящаете Богу. У христиан это воскресенье. А почему Господь так определил людям? Да потому что Господь – наш Творец. Он так сотворил человека, что человек должен думать не только о внешнем своем, но хотя бы один день в неделю подумать о своей душе.Точнее сказать, Богу от нас ничего не надо, совершенно ничего, Ему не нужны никакие жертвоприношения, никакие наши дела. Да, Он – Всесовершеннейший Дух, Он ни в чем не нуждается, тем более от человека, от Своей твари. И поэтому Господь определил этот седьмой день, чтобы мы, якобы посвящая этот день Богу, на самом деле служили самим же себе – думали о своей душе. Поэтому Господь так определил, чтобы мы приходили в храм, молились.Я часто общаюсь с детишками, мне очень интересно с ними общаться. Они спрашивают: «А зачем приходить в храм молиться?». Я им говорю, что ведь у каждого сегодня есть мобильный телефон, есть фонарики. А вот если вы не будете заряжать мобильный телефон или фонарики, что будет через 3-4 дня с вашим телефоном? Они говорят: «не будет работать». Да, совершенно правильно. Человек мобильный телефон так изобрел, что он под внешним видом еще, оказывается, имеет какое-то внутреннее содержание. А внутри есть аккумулятор, который надо заряжать. Так и сам человек внешнюю имеет оболочку, а внутри еще и душа живая. Внешнюю оболочку мы сохраняем, наше тело кормим. А кормить надо еще и душу, заряжать нужно эту батареечку – душу нашу. Как заряжать? А вот как раз в 7-й день надо идти в храм и заряжать ее Божественной энергией, которая обильно очень подается в наших православных таинствах и во время молитвы. Утренняя и вечерняя молитвы – это тоже подзарядка нашей души. Так что мы должны заряжать свою душу общением с Богом через молитву и в таинствах нашей Православной Церкви.В воскресный день для себя не надо ничего делать, для себя не надо работать. А если вы хотите помочь ближним, сделать какое-то доброе дело, да, сходите, помогите. Это тоже подзарядка души.Даже наши подвижники, я уже знаю современных подвижников благочестия, понимают, что сегодня многие и мужчины, и женщины работают по 5 и по 6 дней в неделю. Некоторые говорят: а как же тогда подумать о семье? Преподобный Севастьян Карагандинский говорил: «Ну, конечно, все вы заняты, вы в воскресенье сходите на службу утром. Помолитесь, домой придете, а после обеда уже можно что-то сделать и для себя, и для дома».Нина из Электростали – она больна, молится разным святым. Ей сказали, что молиться надо только своей Небесной покровительнице, то есть святой Нине. Правильно ли это?Нина, примите мои сожаления, что вы болеете и нуждаетесь в добром здравии. Все мы нуждаемся в добром здравии и хотим быть здоровыми. У нас есть очень хорошая практика – мы всегда молимся Богу. Конечно, надо молиться – Господь все знает, Господь все видит, Господь желает нам спасения. Обратите внимание – все наши богослужения наполнены нашим обращением ко Господу. Очень большую часть в наших молитвах занимает обращение к Матери Божией. Это связано с тем, что первое чудо, которое совершил Христос Спаситель в дни Своей жизни на земле, было в Кане Галилейской. И Господь первое чудо совершил по просьбе Своей Матери – Пресвятой Богородицы. Именно поэтому в нашей Православной Церкви так много молитв ко Пресвятой Богородице, потому что Она молит Своего Сына и Господа. Она является как бы посредником, который переживает за каждого из нас. (Окончание следует)Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Читаем Ветхий Завет

Праведник уповает на Бога

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс