Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (802) → Митрополит Волоколамский Иларион: Христос придает человеческой жизни совершенно иное измерение

Митрополит Волоколамский Иларион: Христос придает человеческой жизни совершенно иное измерение

№1 (802) / 1 января ‘15

Церковь и мир

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о том, как взаимодействуют на территории Российской Федерации представители разных христианских конфессий. У меня в гостях – избранный архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр. Здравствуйте, господин архиепископ!

Д. Брауэр: Здравствуйте, Владыка! Скоро мы будем отмечать Рождество Христово по западному календарю. У нас много традиций и мы готовимся к Рождеству. Четвертое воскресенье до Рождества определяется как первый день Адвента – периода Рождественского поста, времени молитвы и ожидания праздника. Термином «адвент» обозначается пришествие, приход. Духовный смысл, безусловно, двояк: во-первых это приход Иисуса Христа на землю, как Богомладенца, Спасителя мира; во-вторых это и Его Второе Пришествие во славе, в силе, как Царя. Но Христос всегда один и тот же. С другой стороны, мы каждый раз празднуем Рождество с новыми чувствами, и каждый раз заново открываем для себя духовный смысл Адвента, поста.

Владыка, как готовятся православные христиане к Рождеству? Есть ли здесь, с Вашей точки зрения, различия с западной традицией? Может быть, есть какие-то взаимопроникновения или то, что нас может по-настоящему объединить в это время?

Митрополит Иларион: У нас, православных христиан, тоже есть свой «адвент». Мы его называем Рождественским постом и тоже готовимся к Рождеству Христову. Думаю, что изначально это была одна традиция, которая сегодня, в каждой христианской Церкви преломляется по-своему. Кроме того, мы с вами празднуем Рождество в разные даты: сначала вы, а потом мы. У вас 25 декабря, а у нас 7 января. Это связано с тем, что мы живем по разным календарям. Но смысл праздника от этого не меняется.

Для всех христиан Рождество Христово – великое событие человеческой истории, день, когда Спаситель явился в наш мир, когда Бог пожелал стать человеком. Я думаю, что для наших верующих весь предшествующий Рождеству период связан, прежде всего, с размышлением об этой тайне Боговоплощения, ибо она перевернула всю человеческую историю. Хотя, казалось бы, Христос пришел в этот мир совсем незаметно. И даже в политической истории мира Его пришествие не нашло никакого отражения. Но если говорить о человеческой судьбе, о том, как люди стали воспринимать жизнь, а, самое главное, как стали воспринимать Бога, то, конечно, это событие самым радикальным образом изменило всю нашу историю.

У нас существуют большие различия – вероучительные, различия в церковной практике, но то, что объединяет всех хрис-тиан – вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

Д. Брауэр: Владыка, я знаю, что для проповеди Евангелия Вы достаточно активно используете язык искусства, опираясь, наверное, на примеры личностей, которые, ведомые Святым Духом, сочиняли и творили для Церкви, неся благовестие Христово через музыку и искусство. У нас в соборе, когда исполнялись Ваши «Страсти по Матфею», Вы говорили о Бахе, что этот композитор в какой-то степени является Вашим вдохновителем. Конечно, наш главный вдохновитель – Господь. Безусловно, время Великого поста очень важное, ибо оно является подготовкой к главному празднику всех христианских конфессий – Пасхи. Здесь, я тоже понимаю, мы едины.

Что касается Адвента и Рождества, здесь несколько другая тональность. Вы автор «Рождественской оратории». Как Вы считаете, каким образом можно достучаться до сердца человека не только проповедью с кафед-ры, с амвона, но и проповедью через музыку, искусство?

Митрополит Иларион: Вы затронули очень дорогую для меня тему. Должен сказать, что для меня самым великим лютеранином в истории был как раз Иоганн Себастьян Бах. Я, как и, наверное, любой другой православный христианин и богослов, критически отношусь к Лютеру и к той реформе, которую он предпринял. Скоро исполнится 500 лет Реформации. Отсчет ведется с 1517 года, когда Лютер опубликовал свои Виттенбергские тезисы. Думаю, что эта дата станет для нас хорошей возможностью поразмышлять о том, что же произошло за прошедшие 500 лет, и какова была роль этой реформы, охватившей половину Европы.

Для меня во всей этой истории интересно то, что Лютер помимо различных средств, относящихся к сфере богословия и церковной практике, еще использовал и музыку. Я думаю, что во многом благодаря тем хоралам, которые сложились в лютеранской традиции, он и завоевал половину Европы. В Католической Церкви того времени существовала очень развитая музыкальная традиция, но это была музыка на латинском языке, музыка, далекая от того, чем жили верующие. Лютер использовал народную музыку, народный язык. Также он использовал народный язык для перевода Библии на немецкий язык. Впервые христиане получили возможность познакомиться с текстом Библии и Евангелием на доступном для них языке. Это, конечно, была революция. Но творчество Баха в значительной степени отражает эту революцию.

Известный немецкий исследователь творчества Баха Альберт Швейцер, кажется, говорил, что если по какой-либо причине все тексты лютеранских хоралов были бы утрачены, их можно легко восстановить по партитурам Баха. Потому что практически все лютеранские гимны Бах положил на музыку. Интересно, что его творчество являет такой удивительный пример человека, который жил церковным календарем. Вся его творческая деятельность была подстроена под церковный календарь, к каждому воскресенью он должен был написать новую кантату или обновить старую. К страстным дням он готовил «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» и другие пассионы (страсти; от лат. passio – страдание), которые были утрачены, но сейчас восстанавливаются, как, например, «Страсти по Марку». Конечно, Бах был автором и «Рождественской оратории», которая представляет собой собрание из шести кантат, относящихся как раз к периоду празднования Рождества Христова.

Все это огромное музыкальное богатство свидетельствует о том, что та церковная традиция, в которой он жил и творил, была живой традицией. Именно из этой традиции родилось его творчество. (Окончание следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс