Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (798) → Свободу человека никто не отменяет

Свободу человека никто не отменяет

№45 (798) / 2 декабря ‘14

Исследуйте писания

Очень хорошо и сильно скажет архимандрит Софроний (Сахаров), подводя итог своим духовным исследованиям. Он скажет, что если человек сознательно уклоняется от истины, это всегда отзовется и в его духовной и нравственной жизни. Если он сознательно не приемлет полноту истины, сознательно выбирает заблуждение, ложь (а отец лжи – сатана, который имеет только одну цель – погубить нас), то такое уклонение от истины всегда проявится каким-нибудь грехом, который отдаляет человека от Бога. А если человек не кается и ничего не хочет менять, все может закончиться духовной катастрофой.

Вот о такой катастрофе, реально произошедшей, очевидно, в общине города Коринфа и пишет апостол Павел:

«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

Видимо, падение было очень страшное, даже по такому краткому описанию это видно. Такого нет даже у язычников, а это сделал христианин.

В истории Церкви немало описаний таких эпизодов, когда христианин доходил до поступков, которые ужасали даже неверующих, даже язычников. И это давало очень часто им повод говорить: «Ну и что значит ваша вера, если вы совершаете такие жестокие, безнравственные, мерзкие поступки? Чему же учит вас Бог?».

На самом деле Бог тут не при чем. Виноват человек, он везде остается человеком, даже приходя в Церковь. Если он принимает полноту истины Христовой, если принимает Христа всем сердцем, если собирается жить по заповедям Христовым, призывает во всякое время укрепляющую благодать Святого Духа, то он и явит в своей жизни подлинное христианство. И, глядя на него, люди будут говорить: «Да, действительно, мы знаем, что есть Бог! Вот мы знаем такого-то, он удивительный человек».

Но человек, приходя в Церковь, может поступить и иначе. Он может не принять истину, оставить приятные ему заблуждения, не менять мировоззрения, не менять образ жизни, жить так, как ему захочется, удовлетворять свои скотские прихоти или оставить страсти своего сердца – войдя в Церковь, остаться формальным христианином. Но быть в Церкви формально невозможно.

Церковь не есть некая автоматическая система, куда человек пришел и, сразу получив всю полноту даров, даже против своей воли, стал совершенным христианином, независимо от того, готов – не готов, способен– не способен. Это невозможно! Никаких магических действий в Церкви нет, а есть синергическое действие, где воля Божия откликается на волю человеческую, на всю волю: Бога надо возлюбить «всей крепостью своею». И если что-то Богу не отдано, если человек немножко служит Богу, а немножко хочет думать о себе, если сердце его и воля двоятся, то он слабеет в своей воле и рано или поздно оставляет Бога или оставляется Богом для вразумления.

Свободу человека никто не отменяет. Поэтому падения всегда были, есть и будут. Но вот особенность бытия человека, вступившего в завет с Богом: если он, заключив формально завет с Богом, жить по заповедям Божиим не хочет, скорбь и терпение приносить Богу не хочет, то, впадая в грех, он достигает падения более глубокого, чем не уверовавшие, чем язычники или атеисты. Ведь он совершает больший грех и большее отступление – он лжет перед Богом. Значит, до очевидного падения он уже грешил в совести своей, знал: называя себя верующим в Бога, он живет совершенно иначе внутри своего сердца и сознает эту ложь, но ее не оставляет, а взращивает. Следовательно, через это гораздо сильнее и полнее он вступает в зависимость от дьявола.

И, как говорят некоторые святые отцы, это еще и потому, что дьявол, получив над ним власть, мстит ему с большей силой, чем тем, кто никогда и не выходили из-под его власти. Это как в притче Иисуса Христа о духе, который изгнан был из человека, но, поскитавшись по разным безводным местам и вернувшись, увидел, что дом (то есть душа человеческая) никем не занят, – Бога в ней нет. И он не просто вселяется в эту душу, а берет семь таких же духов злых, как сам он, и человеку становится хуже, чем было до того, как бес из него вышел.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс