Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (798) → Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

№45 (798) / 2 декабря ‘14

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №№40–44 (2014)

Слышать грехи других людей, опознавать себя в этих грехах, не потому, что духовник должен это сделать, а потому, что он узнает человеческую боль. Ведь, по сути, мы ничего нового не слышим, мы слышим вариации одних и тех же страстей. Поэтому требования к духовнику очень высокие. Конечно, он должен быть начитан в Священном Писании, в святоотеческой литературе, духовноопытно снисходителен, в нужных случаях строг. Но строгость должна быть разбавлена снисходительностью в пропорции примерно 5:95. Большинство случаев требуют снисходительности, редкие случаи требуют строгости, нужно разные режимы включать.

Чебоксары на связи. «У меня такой вопрос: в молитве есть такие слова «и остави нам долги наша, яко же и мы прощаем должникам нашим». Есть такие люди, кого я не прощаю, от души не прощаю. Если я прошу Бога простить так же, как я прощаю, значит я прошу Бога не простить меня. Как быть? Я даже молиться уже не могу?».

Вы прикоснулись к реальной язве. Там, где вы уперлись в слова, которые вы не можете произнести, вы не должны их произносить до тех пор, пока не произнесете их по сердцу и истинно, конечно. Прекрасно, вы уперлись в блаженный барьер, в священный барьер, и теперь, если вы этот барьер преодолеете, вы подниметесь сразу на очень большую ступеньку вверх.Чего я вам желаю. Только теперь разделите проблему на две части. Потому что у вас могут быть личные враги. Например, люди, которые взяли у вас в долг и долга не отдают, или люди, которые после 12 ночи громко шумят музыкой в соседнем доме, или люди, которые отрезали у вас кусок огорода. Это ваши личные враги, и вы их не можете простить. Но часто люди «Я не могу их простить» относят, например, к людям, которых они лично не знают, а себя накручивают: «Я не прощу Чубайса за то, что он разорил полстраны в такие-то годы, например. Я не прощу ему, что он сколотил миллиарды на нашей нищете. Я не прощу Обаме, что он бомбил, и еще кто-то сделал кому-то». Вот если эти проблемы вас тревожат, тогда смело выбрасывайте их в мусорник, потому что молитва «Отче наш» говорит нам о тех людях, которые переплелись с вами конкретными жизненными обстоятельствами, и вы имеете конкретную обиду на конкретного человека. Вот вам нахамил кто-нибудь в транспорте, и вы два дня не можете простить ему обиду, и вы не можете молиться, да, это понятно. И не молитесь, пока не переборете это. Потом переборете, станете сильнее, и начнется у вас совершенно другой этап в жизни, начнется духовная свобода. Чтобы простить, преодолеть какую-то тяжелейшую проблему с родственниками, с начальником на работе, с обидевшим тебя человеком, обманувшим тебя – это, конечно, великий подвиг, это победа! Если у вас такие случаи есть, продолжайте бороться. И поймите, человек, например, оскорбил вас, страшно обидел. Но, если положить на чашу весов эту обиду, а на другую все ваши грехи, и сказать: «Вот это я прощу ему, а мне вот это все простится», то, конечно, здесь неравноценная замена. Вам простится гораздо больше. Рассудите над этим. Вам все простится! Вы простите какую-то ерунду, пусть обидную ерунду, но ерунду. А вам простится все вообще. И вы получите великую свободу! А потом вы скажете Богу с дерзновением: «Ну что ж, Господи, долго я тебе не мог произнести этих слов, а теперь могу! А вот теперь прости мне мои долги так, как я простил должнику моему, зовут которого Иван Филиппович, который отрезал у меня три метра от огорода. Простил я ему, забыл я про этот огород, ни разу ему об этом не скажу. А Ты, Господи, прости мне все мои грехи!». И это же будет великая перемена, вы же поменяете мусор на серебро или на золото! Вот такая будет перемена. Пока что вы уперлись в проблему, но вы ее решите, решайте и, решив ее, вы страшно обогатитесь. Вот такое предлагает нам решение жизненных проблем молитва «Отче наш».

Московская область, раб Божий Александр: « Есть ли смысл исповедовать грех, если я знаю, что он повторится? Это лукавство получается, наверное?».

Есть смысл исповедовать грех, даже если вы подозреваете, что он повторится. Есть грехи, которые неизбежно повторятся. Например, человек говорит: «Я рассеиваюсь на молитве», «У меня нет любви», «У меня нет терпения», – я совершенно уверен, что через неделю вы придете и скажете: «У меня нет терпения, я рассеиваюсь на молитве, у меня нет любви». Было бы странно, если бы вы сказали: «В прошлый раз я каялся, что у меня нет любви, а теперь есть, и теперь я на молитве не рассеиваюсь». Нет, нет, будешь рассеиваться и дальше. Такие вещи можно всегда повторять, или не повторять, но подразумевать. Откуда берется пыль? Кто ее знает? Вроде никто ее не сыпал, но придется убирать все равно. Уборку влажную нужно будет делать, потому что пыль берется сама собой неизвестно откуда, как грехи.

Если же речь идет о серьезных грехах, например, вы изменяете жене и настолько связались с этим грехом, что знаете, что в ближайшее время вы от него не избавитесь, и приходите плакать о себе, но отходите от Исповеди и знаете, что вы опять находитесь под угрозой залезть в ту же лужу, в таком случае вам нельзя причащаться, а исповедоваться все равно нужно. Раз поисповедуетесь и, к сожалению, вернетесь на прежнее, второй раз, третий, в конце концов совесть вас замучит. Либо вы убьете свою совесть и станете животным, либо совесть убьет ваш грех и заставит вас стать человеком. Вы будете воевать с совестью смертельным боем до хрипоты и крови до тех пор, пока один из вас не победит. Поэтому нужно все равно говорить о своих грехах на Исповеди, в особенности, если это серьезные вещи, которые требуют непременной борьбы с собою. Как гигиенические вещи, допустим, вы чистите зубы вечером или утром, вы уверены, что вы будете их чистить через день, через два. Вы стираете майку, носки и прочее, вы уверены, что и потом вам придется этим заниматься тоже. Ну что ж, это нормально. В этом смысле Исповедь – это гигиеническая процедура, она требует повторения, она держит вас в тонусе, не дает вам завшиветь. Повторяйте, не страшно. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-19-avgusta-2014g

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс