Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (796) → Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

№43 (796) / 18 ноября ‘14

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №40 (793)

Пикантность ситуации в том, что священник не имеет права снимать с человека то, что наложил на него другой священник. Придет к тебе человек на Исповедь и скажет: «Вы знаете, мне батюшка благословил 10 лет не причащаться, а я изнываю, хочу причаститься». Я, по идее, не должен говорить: «Мало ли что он там сказал, иди причащайся!». Нельзя, страшно вмешиваться, вдруг там какая-то тайна зарыта, вдруг действительно нельзя этому человеку. Тут действительно нужно разбираться с этим. Если ты разберешься и поймешь, что там факт самодурства или строгости чрезмерной, ну что ж, нужно идти к этому священнику самому и сказать ему : «Батюшка, вы наложили такую-то епитимью, мне тяжко очень, я этого не выдержу, ослабьте, пожалуйста». Можно на такое напроситься! «Благословите меня!» – «На что тебя благословить?» – «На что-нибудь». Бывают же такие, что могут вполушутку– вполусерьез сказать: «Знаешь что, мать, в Петропавловске-Камчатском на пятом километре есть коровник, поезжай-ка туда и поработай два года» – «Ой, вы что, я не могу, у меня дети, внуки!». А что ж ты говоришь: «Благословите на что-нибудь»? Я тебе сейчас благословлю что-нибудь и будешь потом всю жизнь бегать за мной, чтобы разблагословил.

Люди тоже могут спровоцировать священника на что-нибудь экстраординарное, когда задают ему какие-то странные вопросы. Почему я и говорю, что важно прийти к священнику с созревшим вопросом. Что ты хочешь? Поработай, подумай, поноси в себе свою проблему, а потом приди уже с готовой проблемой к священнику. Если ты ее сформулируешь хорошо, тебе будет гораздо легче выслушать ответ на нее. Поэтому здесь не все на священнике лежит. Часто рождено многое незрелостью самого человека.

А с какими вообще вопросами нужно подходить к священнику на исповеди?

С достойными священства, наверное. Знаете, как святые говорили: «Не проси у царя навоза». Если уж пошел к царю, проси у царя что-то достойное царской милости. Приходишь к Богу – проси у Бога то, что Бога достойно. Пришел к священнику – проси у него то, что можно от священства: духовный совет, молитва, попытка разобраться в некой сложности житейской и духовной одновременно. Проси сродственного. Пришел к стоматологу не спрашивай про желудок, пришел к священнику – говори о чем-то таком, что касается твоей духовной жизни, если она у тебя есть. А когда человек приходит к священнику, а у него есть душевные, материальные, житейские, психологические проблемы, а духовных вопросов нет, это очень тяжело самому священнику. Что будешь говорить ему? Глухой с немым повстречались. И как им наладить коммуникацию?

Думаю, священники подтвердят, что случаются такие печальные факты, когда к тебе приходит человек, которому ты не нужен, или он не знает, зачем он пришел, но пришел. И надо как-то вытащить из него какой-то глубокий пласт, зачем-то же пришел? Надо как-то копнуть в нем нечто, что он сам о себе еще не знает. Это уже какой-то старческий уровень, тут надо быть большим, чем просто священником. Порой после одной такой беседы нужно лежать сутки отдыхать.

Вот приходит человек на Исповедь и говорит: «Батюшка, я взял ипотеку и не знаю теперь чем расплатиться. Что мне посоветуете делать?» Батюшка говорит: «Не знаю, я тебя не благословлял».

Конечно, есть такие случаи. А он тебе начинает: «А что мне теперь? Брать топор и зарубить кого-то? Пойти в банк и раскрошить там все отделение банка? А что мне теперь, повеситься, что ли?». Начинает тебя буквально шантажировать: «Если вы мне ничего не скажете, то я сейчас уйду и что-нибудь сделаю». А ты его первый раз в жизни видишь, еще не факт, что он брал ипотеку, может, он просто сбежал из психиатрической больницы, может, это фобия у него. Если он действительно брал ипотеку, нужно сказать: «После службы я останусь с вами, и мы побеседуем». И надо с ним поговорить. Вы не поможете ему вернуть ипотеку, но проговоренная проблема уменьшается в два раза, это замечено давным-давно. Потом человек, который рассказал свою беду внимательному слушателю, впервые слышит сам себя, ведь рассказать о себе – это единственный способ понять себя.

Очень важно вести дневник, например, или писать письма, или вести диалоги с кем-то мудрым и вдумчивым, иначе ты сам себя не поймешь. Я начинаю себя понимать по мере того, как я о себе рассказываю кому-то, и кто-то слушает внимательно меня, задавая наводящие вопросы. Поэтому несчастный «взятель ипотеки» может сесть с вами и начать рассказывать свою жизнь с самого начала. Почему он ее взял? Допустим, он развелся, и молодая жена не хочет жить вместе с его мамой. У каждой истории есть еще предыстория, его ипотека мучит, а на самом деле она рождена чем-то другим. А развелся он потому, что в блуд залетел с регулярностью раз в месяц, и жена перестала его терпеть. А в блуд он залетал, потому что… И он может размотать весь клубочек до самого детства раннего и вдруг поймет: вот откуда все началось! И говорит: «Спасибо, батюшка, я пошел». То есть человек впервые прикоснулся к своей собственной проблеме по мере рассказывания о себе. Да, это очень важно. И здесь священники берут на себя функцию психолога, за что психологи берут большие деньги, а священник платит временем и нервами. И слава Тебе, Господи, что так, но это именно духовническая функция, очень важная. Что такое психологические сеансы? Это Исповедь без отпущения грехов. Почему люди ходят к психологам? Потому что они хотят поисповедоваться, даже не надеясь на то, что им грехи отпустят. А священник выполняет и то, и другое. Он должен выслушать и подсказать, и попытаться вытащить из человека какие-то более глубокие пласты скрытых проблем, это же очень помогает. И потом, если еще это увенчается словами: «Я, недостойный иерей, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих…».Это, конечно, просто песня. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-19-avgusta-2014g

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс