Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (796) → Игумен Кирилл (Сахаров): Беседа о духовном руководстве

Игумен Кирилл (Сахаров): Беседа о духовном руководстве

№43 (796) / 18 ноября ‘14

Духовная жизнь

Окончание. Начало в №42 (795)

Теперь о важности искреннего, полного раскрытия своих грехов на Исповеди. Страсти отступают от того, кто беспощадно исповедует свои грехи (святитель Игнатий Брянчанинов). Скрывающий свои помыслы бывает неисцелен (преподобный Варсонофий Иоанн). Враг боится обличения при свете. Его козни и хитросплетения, будучи обличены при свете, заставляют его постыженным убегать. А тот, кто самочинно проводит жизнь, у того накапливается пласт неочищенной греховности, и потом удивляются люди и даже духовники, почему такой человек совершает опрометчивые поступки и даже самоубийство. А это потому, что накапливается духовная чернота, неочищенная и нераскрытая. Отвергнув стыд, необходимо раскрывать смущение от помыслов, что происходит в сердце. Змей отвратительный убегает, выставленный напоказ через мужество Исповеди. А если помысел не раскрыт – у прп. Иоанна Лествичника есть такое сравнение: когда птица на яйцах сидит, согревая их своим теплом, яйца превращаются в птенцов, так и у человека, когда помыслы греховные только в зачаточном состоянии, как яйца еще, если он не отсекает греховные помыслы, не очищается, тогда мысли переходят в дела, как яйца превращаются в птенцов. Таковы наставления святых отцов о важности чистосердечной исповеди.

Преподобный Дорофей говорит: «...не было скорбей у меня, когда я старцам открывал помыслы, блаженное состояние души я испытывал при этом, а если помысел приходил, то я брал дощечку и писал то, что пришло мне на ум с тем, чтобы старцу рассказать. И как только я это начинал делать, так уже чувствовал пользу и облегчение». А как люди страдают, когда их распирает внутри на мысленном уровне. Они варятся в этом вареве, видимо, все самоубийцы проходят это. Они варились в собственном соку, не имели возможности как-то укорениться, стабилизировать свое положение, и все это мысленное варево приводило к тому, что наступала хроника. А ведь враг очень часто внушает всякие пакости, всякие студодеяния. Мы даже ужасаемся, когда такие мысли приходят к нам в голову.

Таковы реалии духовной брани. Самая страшная брань – духовная, в сравнении с ней крупнейшее военное сражение – как детская забава. Она происходит во внутреннем мире человека – это внутренняя мысленная брань.

Преп. Дорофей усомнился: как же так, ведь сказано, многими скорбями подобает в Царствие Божие внити. Поделился со старцем, а тот сказал – не скорби, тебе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем. Все естественно в данном случае. Но бывают и неопытные наставники, об этом еще сетовал св. Игнатий (Брянчанинов) в XIX веке. Сетовал, что оскудение духовное, что не видит он вокруг себя наставников глубоких, несомнительных, поэ-тому рекомендовал обращаться только к книгам. Не все с ним соглашались, все-таки были какие-то подвижники и в наше время есть. Избирай не блещущего талантами духовника, красноречивого, эффектного, а выбирай неприметного, молитвенного, кроткого. Такое послушание духовнику не лишает свободы человека. Истинная свобода в Боге. Это ложная свобода, когда мы мним о себе, что мы свободны и можем что угодно делать и откликаться на любые наши желания. Мы считаем иногда, что это естественное, природное, ничем себя стеснять не хотим, а это ложное устроение, это враг внушает ложную свободу. Истинная свобода только в Боге, свобода следовать воле Божией, согласовывать волю человеческую с волей Божией.

Благодатный старец – это уже высший уровень духовничества. Особенно одаренные благодатью старцы являются проводниками воли Божией, а лжестарцы заслоняют собой Бога. Как бывает тягостно быть рядом с таким наставником, который явно заслоняет собой Христа. Получается поклонение, культ, окружающие замыкаются на его личных качествах. А как же с проводничеством ко Христу у такого духовника? Он заслоняет собой Христа, и какою бы яркой не была его личность, это все-таки в сравнении с сияющим ликом Христа – жалкая тень. Кто отрезвляется с помощью Божией, тот отходит от такого духовника. Некоторые, конечно, в ослеплении продолжают быть в орбите его сияния. Отходит, тот, кто ощутил какую-то исчерпанность, голод и жажду, потому что не может напитать такой духовник, потому что только принцип проводничества является долговременным, все остальное себя исчерпывает. Когда человек познает сладость уединенной молитвы, когда он ощутит прикосновение благодати, тогда он старается избегать лишних контактов с людьми, потому что это рассеивает и отвлекает от самого дорогого, что есть в жизни – общения с Богом. А святые вообще говорили, что если человек не скажет себе, что в мире я один, я и Бог, то он покоя себе не найдет. Он будет постоянно уязвляться замечаниями, тем как к нему относятся ближние. Мнительность будет буйствовать в таком человеке, опоры не будет, потому что ни в чем земном стабильности нет. Это волнующееся житейское море; только в Боге будучи укорененными обретем вожделенный покой и радость.

И чтобы обрести такое состояние – дай Бог нам обрести истинного духовника.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс