Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (773) → Верующий все будет наполнять верой

Верующий все будет наполнять верой

№20 (773) / 27 мая ‘14

Церковь и общество

Так уж повелось, что рэп-музыка не для всяких ушей. И уж тем более не для ушей верующего человека. Грех, да и только! А если я вам скажу, что есть у меня один хороший друг, который не только рэп читает, но и в Церкви настоятелем храма служит? И не какой-нибудь там лютеранской или протестантской, а нашей Православной матушки-Церкви. Хотя, конечно, я немного перегнула – рэп он читает в свободной от службы время. Как он сам говорит – это его личный эксперимент по работе с молодежью. Удивлены? Тогда разрешите вам представить – о. Максим Курленко, настоятель храма Николая Чудотворца, г. Чебоксары. Хотя пользователи интернета и поклонники знают его как Настоятеля.

– Отец Максим, для начала немного расскажите о себе. Как стали заниматься музыкой? Что пришло сначала – музыка или вера?

– Музыка всегда была частью моей жизни. Мой отец и дед играли на трубе. В то время был очень популярен джаз. Наверное, именно поэтому и у меня зародилась какая-то тяга к музыке, к джазу и к ритмам ему родственным – R&B, хип-хопу. Кроме того, я вырос в большом промышленном городе, я видел, чем жила молодежь, слушал ту музыку, которую слушали они. Может, если бы мама приучила меня к классике, я бы избрал другой язык для общения с молодежью, но сегодня вы видите меня как священника, который пытается обращаться к молодежи на их языке, и этот язык называется рэп.

Во времена учебы в УПИ (ныне УрФУ) я подрабатывал ведущим эфира на нескольких радиостанциях. Там я впервые попробовал с друзьями сделать программу о рэп-музыке. Тогда этот стиль был мало известен в России, а это направление мне было интересно не только музыкальными особенностями, но и настроением – это настроение улиц, города, в котором живешь, умение сохранить в этом городе себя, свою индивидуальность. В чем-то это жесткий стиль, но он мне помог раскрыть себя, выразить какие-то чисто мужские переживания. Когда попадаешь в бит, складывается ощущение четкости, твердости. Русскому человеку свойственно копаться в себе. Всякий раз, когда пытаешься выразить эти размышления на бумаге, получается довольно длинная история, а рэп лучше всех стилей подходит для выражения длинных историй.

Что пришло раньше – музыка или вера? Желание искать Бога было всегда. Я, может, и не понимал, что есть Бог, какой Он и как с Ним общаться, но я всегда знал, что Он есть. Я знал, что все должно быть по правде, ведь Он все видит. Сознательно к Богу я пришел в армии, там же и крестился. Прошло еще несколько лет, прежде чем я стал воцерковляться. Это были примерно 2000-е годы. Но музыкой я стал заниматься гораздо раньше. Еще в институте мы с друзьями создали группу, EK Playaz, она была известна в определенных кругах. Но в 2004 году я ушел из группы и стал священником.

– Верующих много, но не все становятся священниками. Почему Вы выбрали этот путь?

– Я этот путь не выбирал. В школе я хотел быть врачом. Я никогда не хотел стать священником, но Господь шаг за шагом вел меня к этому пути. В Евангелии есть такие слова «Не вы меня избрали, но Я вас избрал». На моей судьбе это хорошо видно. Господь вытащил меня из грязи. Возможно, на это повлияли мои обращения к Богу. У меня в жизни была такая пора – я вроде как занимался своим любимым делом, работал на радио, был участником группы, меня многие знали, но все равно было ощущение: что-то не так. В моей душе были какие-то противоречия, я с детства любил правду и хотел быть честным с собой, с людьми и с Богом, и я просил Его помочь мне разобраться с этим. Господь прикоснулся к моему сердцу Своей благодатью, и моя жизнь изменилась. У меня возникло желание узнать все, что связано с Православием, с верой, с Церковью. Я начал ходить в храм на Синих Камнях к о. Алексию Яковлеву. Во многом благодаря ему я стал воцерковляться. Тогда я был в группе, а потом одно вытеснило другое. В то время я уже определил для себя стержень, который давал мне силы, и вдохновение на творчество. Песни я пытался наполнить духом веры, которым жил сам. У нас с ребятами начались непонимания, они хотели более веселых текстов, и я ушел из группы.

– Среди поклонников рэпа мало верующих людей, как и среди православных мало тех, кто увлекается хип-хоп-культурой, часть которой – рэп. К кому Вы обращаете свои треки?

– Безусловно, я обращаю свои треки к молодежи – к людям, которые еще далеки от Церкви, но ищут Бога. Они живут в современном мире и увлекаются хип-хоп-культурой, и их большое количество. В форму, похожую на то, что они слушают, я вкладываю другое содержание. Когда на Русь пришло Православие, оно не рубило язычество на корню, а наполнило его новым содержанием: какие-то языческие формы у людей в сознании остались, но они просто наполнились новым смыслом. Это как мина замедленного действия, которая должна взорваться и посеять плоды; я надеюсь, что плоды будут, поэтому обращаю свои треки к молодежи. Я хочу показать им, что в Церкви разрешаются многие вопросы, над которыми они думают сами, в глубине своей души.

– Вас слышат те, к кому Вы обращаетесь?

мере, судя по отзывам на мой альбом, который я выложил в сеть. Есть много откликов, полярные мнения. Это радует. Кто-то считает: то, что я делаю, неправильно. Кто-то видит в моем творчестве лишний повод съязвить и полить Церковь грязью (в молодежной среде есть такой термин «троллинг» – несколько молодых людей, которые сидят целыми днями у экрана компьютера, и им нужно обгадить все, что они видят, неважно – президента или Патриарха). Мой альбом называется «Проповедь в стиле рэп»: слова, которые я говорю в проповедях, я зарифмовал и положил на музыку. Есть люди, которым не нравится то, чем я занимаюсь, но хороших отзывов я слышу больше.

Кроме проекта «Настоятель», есть еще несколько теле-и радиопрограмм, которые я веду у себя в Чувашии. Они сделаны в стандартном ключе, но после выхода альбома к ним возрос интерес. Кроме того, я часто встречаюсь с молодежью и, когда они меня видят, зная о моем проекте, контакт налаживается лучше. В этом и был смысл проекта – проложить мостик между священником и нынешним молодым поколением. Для многих из них непонятно, чем занимается священник, как он живет. Отсюда и рождаются мифы, что все попы ездят на «мерседесах» и воруют деньги у бабушек. Смотря на меня, они понимают, что священник тоже может чем-то увлекаться, в чем-то разбираться. Услышав слова, которые я произношу, они чувствуют близость к Церкви, ведь я говорю о том, что я знаю, что пережил. Мои песни – это зарифмованная проповедь. Мне кажется, у каждого священника, кроме того, что он служит, есть еще что-то, в чем он разбирается. И все это нужно посвятить на служение Церкви. (Окончание следует)

 
Комментарий недели

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества: Храмы нужны не меньше, чем школы, больницы, детские сады

Нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Буду жить так, как окружающие. Не буду думать о своей душе. Зачем это все? В нашем обществе многие привыкли говорить примерно так.

 
Миссионерский институт

Учиться, чтобы учить

Продолжение. Начало в №№17–19 (2014)В Екатеринбургской епархии есть уникальный вуз – Миссионерский институт. Что это за институт, кто в нем учится и чему, мы попросили рассказать его ректора и некоторых преподавателей.Миссионерский институт был создан при Ново-Тихвинском женском монастыре на базе Миссионерских курсов, которые 10 лет готовили слушателей к миссионерскому служению и одновременно просвещали и активно воцерковляли самих миссионеров. Их закончили десятки человек из Екатеринбурга, Первоуральска, Среднеуральска, Полевского и др. городов Свердловской области. Три года, которые предшествовали созданию института, Миссионерские курсы были Высшими миссионерскими курсами: срок обучения увеличился с трех до пяти лет, был собран коллектив высококвалифицированных специалистов – богословов, священников, университетских профессоров. Но, главным образом, потому, что на Курсах стали осваивать государственный стандарт высшего профессионального образования «Бакалавр теологии». На Курсы для чтения лекций приезжали известные ученые из Москвы. Была создана и опробована модель вуза. И вот в Миссионерском институте уже три курса, на которых учится 90 человек, два отделения – вечернее и заочное, а с 1 сентября 2014 г. начнет действовать и дневное. Обучение в институте на всех отделениях бесплатное.Выпускники Миссионерского института получат диплом о высшем образовании, в котором будет написано: «Бакалавр теологии». Они смогут работать учителями «Основ религиозных культур и светской этики», преподавателями Закона Божия в церковно-приходских школах, экспертами по вопросам религии в государственных учреждениях и учреждениях культуры, методистами на теологических и религиоведческих кафедрах в вузах, библиотекарями в православных библиотеках, на православном радио и телевидении, в православных издательствах, катехизаторами на приходах, руководителями молодежных центров при храмах, работниками духовно-просветительских центров, социальными работниками на приходах.Бакалавры теологии могут продолжить обучение в магистратурах любых вузов. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в этом году Миссионерский институт стал епархиальным институтом.Помимо общих курсов по истории России и всеобщей истории, преподается широкий круг частных исторических дисциплин, таких, как: история Византии, Россия и мир: XX–XXI вв.. Они призваны не только вооружить студентов специальными историческими знаниями, но и заложить фундамент исторического восприятия всех изучаемых предметов и явлений.Большой комплекс дисциплин позволяет изучить исторические условия возникновения и закономерности развития христианства и Православия, определить их место в системе мировых религий, показать современное состояние различных христианских конфессий, дать представление об этапах развития теологических знаний. Это – история Древней христианской Церкви, история Русской Православной Церкви, новейшая история Русской Православной Церкви, история Поместных Церквей, библейская археология, расколоведение.Ряд дисциплин призван создать историко-культурный фон, способствующий восприятию курсов, традиционных для направления «Теология», среди них – история и теория христианского искусства, история и теория мировой художественной культуры, история философии. Из широкого круга специальных исторических дисциплин, которые прививают вкус к работе с источниками, преподаватели нашей кафедры читают курсы «Общее источниковедение», «Историческая антропонимия», «Русская генеалогия». При этом практические занятия по генеалогии ставят своей целью научить студентов навыкам составления родословия их семей.Важной составляющей образования будущих теологов являются курсы, основанные целиком на истории Урала: история старообрядчества, история Урала, история Церкви на Урале. Это и понятно: наши студенты свои знания будут реализовывать, как правило, в пределах Уральского региона.Сотрудники кафедры ведут научную работу. Студенты, специализирующиеся по историческому профилю подготовки, имеют возможность участвовать в исследованиях кафедры: работать в архивах, готовить научные публикации, выступать с докладами на научных конференциях. Уже сегодня они пишут курсовые работы по дисциплинам кафедры истории.В институте студенты изучают древние языки. В необходимости церковно-славянского языка не сомневается никто, но для чего теологам нужно знать латинский и древнегреческий? Об этом рассказывает Сергей Олегович Горяев, кандидат филологических наук, доцент: – Древние языки в духовном образовании России всегда имели особое значение. Это отражено даже в названии первого высшего учебного заведения России, которым стала Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Три языка были источником образованности: греческий, латинский и церковно-славянский. Студенты изучали древнегреческий язык, а вместе с ним и греческую культурную и интеллектуальную традицию, важнейшую часть которой составляет православное богословие. (Окончание следует)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс