Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (773) → Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий: В работе с людьми надо дать место Богу

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий: В работе с людьми надо дать место Богу

№20 (773) / 27 мая ‘14

Архипастырь

Продолжение. Началов №№18-19 (2014)

– Думаю, что в работе с людьми надо отдать место Богу – нельзя брать на себя то, что нам не принадлежит. Что такое оглашение? Это когда человек знает, что ему делать, когда к нему придет Господь. Вот когда человека готовят, например, к встрече с вами, объясняют, как это будет, что нужно отвечать, как нужно сидеть – вот меня готовят к встрече со зрителями или каким-нибудь важным человеком. Так нас готовят к встрече с Богом. Это некая репетиция встречи, но встреча должна быть. Если это просто репетиция, то это пустое занятие, но есть надежда, что все-таки Он придет, потому что это Его желание – прийти к каждому. Очень важно не пропустить Его приход, что тоже, к сожалению, бывает, потому что Он в жизнь нашу входит очень тактично, почти незаметно, и надо просто проявить внимание к Его приходу, не пропустить этого прихода и знать, что делать, когда Он придет.

Мой опыт жизни показывает, что если Бог не пришел, если не было прикосновения благодати, то знания мало что дадут. Очень многие атеисты изучают Библию, прекрасно в ней разбираются, даже гораздо лучше, чем священники некоторые, а, может, и архиереи, но это не дает им жизни по Богу, это иногда их просто озлобляет, выводит из себя. Поэтому все-таки встреча с Богом – это самое важное.

Понятно, что если человек настроен на встречу, то надежда на то, что встреча произойдет, увеличивается. Катехизация – хорошо, но главное – не пропустить этой встречи. Моя бабушка соблюдала посты, молилась, ходила в храм, я очень любил ее, все мы уважали ее веру, почтительно относились к ее постам, никогда ее не огорчали в ее вере, но в семье мертвое было отношение к религии. Вера бабушки меня не вдохновила… Потом я начал искать смысл жизни. Знаете, молодые люди хотят не напрасно прожить жизнь. В какой-то момент происходит встреча с Богом, и происходит в контексте святых отцов. Вера святых отцов меня вдохновила, все переменила в жизни, а вера бабушки – нет.

– Может быть, из-за Вашего технического склада ума?

– Да, я люблю конкретику. Бог – это очень конкретно, и аскеза, и Библия – очень конкретно, и Евангелие – в каком-то смысле техническая книга. Просто надо понимать, что за этими словами стоит не просто что-то красивое, а конкретная инструкция, как спасаться, как жить.

– Об инструкциях… Бытует представление, что борьба со страстями – это нечто неконкретное. А у святых отцов ведь очень четко все прописано, только не все об этом знают. Нужна ли тут просветительская работа? То есть какие-то конкретные симптомы ты в себе видишь, и это видеть крайне неприятно, а еще, оказывается, какое-то воздержание должно быть, тоже в цифрах прописано…

– Вы стали говорить, и я загрустил. Если считать чашки чая, печенинки, то, конечно, такая аскеза меня не вдохновляет.

– То есть не надо считать чашки чая и печенинки?

– Ну, если архиерей начнет считать чашки чая…

– У Вас особая ситуация.

– Да, особый крест.

– А нам что делать?

– Во-первых, надо понять смысл аскезы, смысл заповедей. Господь об этом и говорит: все заповеди сводятся буквально к двум. И вообще, наша аскеза – это аскеза любви, если об этом забыть, то можно в ней заблудиться.

Это не печенье, не чашки чая. Просто я должен стать лучше для других, чтобы Богу было со мной лучше, чтобы Бог обо мне радовался, по крайней мере, не очень печалился, чтобы люди были рады, что я в их жизни появился, или, по крайней мере, не очень скорбели, что я с ними встретился. Вот аскеза. Аскеза в ориентации не на себя, а на Бога, на ближнего. Люби Бога и ближнего. Исходя из этого, я начинаю за собой следить, контролировать, чтобы не огорчить Бога дурными мыслями, дурными поступками, чтобы не утеснить людей, наоборот, может быть, что-то от себя оторвать и отдать другому и так далее. Тогда потихонечку все выстраивается.

В аскезе есть последовательность, которую надо соблюдать. Все начинается с поста, с воздержания, с контроля над самим собой, над самой грубой часть своего естества, над телом. Если нет контроля над телом, то вообще нет никакого контроля, а если нет никакого контроля, о чем мы вообще говорим?

(Окончание следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/arhipastyr-episkop-mefodiy

 
Уроки Православия

Дух Божий питает, радует, веселит!

Уроки, полученные от родителей в раннем детстве, почтенный старец протоиерей Валентин Бирюков помнит и поныне – да и как их было не запомнить, когда душа пела и радовалась во время таких занятий, проходящих не от звонка до звонка, а с утра – до ночи, во всякое время и на всяком месте. Маленький Валя с самого маленького возраста видел в доме иконы, молящихся родителей, красоту их отношений и, будучи уже седым батюшкой, на вопрос о самых главных уроках жизни, полученных от родителей, отвечает просто:

 
Комментарий недели

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества: Храмы нужны не меньше, чем школы, больницы, детские сады

Нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Буду жить так, как окружающие. Не буду думать о своей душе. Зачем это все? В нашем обществе многие привыкли говорить примерно так.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс