Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №1 (754)
Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Хочу сказать и о тех фальсификациях, на которые идут сейчас некоторые защитники вечных мучений грешников (видимо, считающие себя праведниками). Так, один игумен (пока не хочу называть его имени) заявил: «А прп. Варсануфий Великий на вопрос об учении св. Григория Нисского в 610 ответе поведал то, что ему открыл Бог об этом вопросе: смысл его слов сводится к тому, что ложное учение об апокатастасисе св. Григорий ошибочно перенял у своего учителя».
Но, оказывается, у прп. Варсануфия в 610 ответе нет даже упоминания имени свт. Григория, не говоря уже об осуждении его учения! А ссылаясь на свт. Марка Ефесского, этот же игумен приписывает ему осуждение учения свт. Григория Нисского, хотя там речь идет совсем не о нем, а о свт. Григории Чудотворце!
Но хотя и в Священном Писании, и у целого ряда святых отцов находим не менее определенные высказывания о вечности мучений грешников, Церковь не только не осудила ни тех, ни других, но и с одинаковым благоговением прославила всех их в лике святых, приняв тем самым обе точки зрения и предоставив, таким образом, каждому христианину свободу дальнейшего изучения этого вопроса и принятия того или иного ответа на него.
Как понимать такую двойственность церковного учения? Думаю, причина в том, что, во-первых, само понятие «вечность» невыразимо, ибо это вневременная категория: она и не бесконечное время, и не остановка жизни.
Во-вторых, в настоящем состоянии наше сознание не способно понять реальности того мира. Их невозможно выразить в понятиях нашей трехмерности, и потому они остаются для нас тайной.
В-третьих, столь большое число святых, прекрасно знавших Евангелие и никогда не дерзнувших бы противиться Христу, но писавших о конечности мучений, говорит о том, что слова Христовы о вечных муках грешников являлись проявлением Его любви к людям – средством удержать их от греховной жизни и последующих, хотя бы и не бесконечных, гееннских мучений.
Не потому ли и один из известных русских подвижников-исповедников ХХ века святитель Афанасий (Сахаров, 1962) писал: «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление.
На вопросы отвечает руководитель телеканала «Союз» игумен Димитрий (Байбаков). – Батюшка, скажите, пожалуйста, насколько полезны диски «Школы покаяния», реклама которых идет на «Союзе»? – Цикл «Школа покаяния» – замечательный цикл. Если бы он таковым не был
– Николай Николаевич, несколько лет назад возникло активное родительское сопротивление ювенальным технологиям, в частности, создали комитет АРКС. Я присутствовал на его первых заседаниях в Москве. Тогда копья ломали вокруг форсайт-проекта «Детство – 2030»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.