Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (755) → Протоиерей Александр Сандырев: Освящение – это приглашение Бога в нашу жизнь

Протоиерей Александр Сандырев: Освящение – это приглашение Бога в нашу жизнь

№2 (755) / 6 января ‘14

Ведущий Лев БохолдинБеседы с батюшкой

Окончание. Начало в №1 (754)

На вопросы отвечает протоиерей Александр Сандырев, настоятель храма во имя Великомученика Георгия Победоносца в г. Екатеринбурге.

– Батюшка, а если панихида и поминовение совершаются в один день?

– В этом ничего страшного нет. Существуют различные поминовения. Проскомидийные – на проскомидии совершаются молитвы, и вынимается частичка из просфоры, и в конце Литургии она омывается Кровью Христовой. Существует еще заказное поминовение. В принципе, это то же, что и проскомидия, только еще обычно имя вслух читается, чтобы человек, который стоит на Литургии, его услышал и особым образом прочувствовал.

Существуют различные другие службы, панихида – это поминовение из требника, а проскомидийное поминовение – на Литургии. Ничего страшного нет, что о человеке будет молитва усилена. Есть даже такое понятие: «сугубая ектения» – это значит удвоенная ектения, так что возможна и молитва усиленная.

– Батюшка, к освящению квартиры, машины как мы должны относиться?

– Именно от советского прошлого остались в храмах прейскуранты. До революции этого не было в храмах, и естественным было пожертвование личное, добровольное – человек понимал, что Церкви надо на что-то жить.

Нужно вспомнить, откуда произошло требование освятить что-либо, иначе мы не поймем суть освящения. А требование это из Ветхого Завета. В первый раз появляется, когда Господь дарует народу Закон – 10 заповедей. Перед тем как народу передать первый свод законов, Господь сказал Моисею: «Пускай они освятят себя!». А что значило освятить себя? Очень простые требования: не прикасаться к женам, совершить пост, сменить одежду и еще что-то – самые простые вещи, когда человек себя готовил, чтобы войти в определенную ситуацию в жизни, и этими действиями он подчеркивал: то, что будет с ним, посвящено Богу.

– Важна роль человека, который заказывает требы...

– Да. Это не магическое действие, чем и отличается освящение в христианской Церкви от всех остальных освящений – пониманием, зачем он это делает: чтобы позвать Бога в эту ситуацию, в эту жизнь. Мы освящаем дом, что естественно, – ведь мы живем в нем, и дом наш должен быть домом любви, где каждый человек пытается сам себя реализовать себя через любовь. В освящении, я всегда это говорю, читается из Евангелия про мытаря Закхея, который все свое имущество раздал нищим, потому что Христос к нему в дом вошел. Это хороший повод сказать человеку, что освятить – это первый шаг, дом должен быть святым: люди в нем Богом призваны думать о другом человеке, любить другого человека, а не проявлять свою эгоцентрическую позицию.

– Спасибо, батюшка; снова звонок.

– Раба Божия Татиана, город Белгород. Батюшка, мы в записочки на проскомидии пишем всех, кроме самоубийц, а недавно я в книге прочитала: оказывается, мы не имеем права подавать на проскомидию записочки о неверующих – хотя они и крещеные… В книге написано: большой грех, что мы так делаем. Мы столько лет грешили от незнания? Ни в одном храме, где я была, не спрашивали, а в паломничестве в монастыре конкретно спросили: «а человек ходит в храм?»…

– На самом деле, Церковь молится за своих, тех, кто имеет к Церкви какое-то отношение. Церковь за них может ходатайствовать перед Богом. Но если человек сам говорит: «Я не принадлежу к Церкви, я не церковный человек», то мы не можем за него молиться – это будет насилие.

– Не борется против Церкви, но не знает Символ веры, не ходит в храм...

– Здесь могут быть разные критерии. Это очень сложный вопрос. Кого считать церковным, чтобы за него Церковь могла молиться и приносить жертвы? Это вопрос границ Церкви. И если не будет церковного обсуждения, будут различные мнения, которые будут людей смущать. Я для начала спрашиваю: «А человек носит крест хотя бы?»: ношение креста в течение жизни – не просто магический обряд.

Второе. Что он про Церковь говорил? Не хулил ли он Бога, не противостоял ли как-то? Ну и третье – насколько сильно он хотел прийти в Церковь? Бывают разные случаи, когда человек не может войти, как будто что-то не пускает. Интересный пример с нашим писателем Розановым, когда он не мог зайти в церковь и ходил около стен церковных – у него даже есть произведение «У стен церковных».

– Как Мария Египетская?

– У Марии другая ситуация, она жила в покаянии, а он не мог в себе что-то преодолеть. Тут можно идти вперед в миссионерских целях и за такого человека молиться, такого человека поминать. Но это мое личное мнение.

– Батюшка, еще звонок.

– Это Владимир, из города Воронежа. У меня такой вопрос к батюшке Александру: у нас практика появилась в церкви – священник говорит, что для помазывания елеем должны сначала подходить мужчины, а потом женщины. Я семейный человек, мы ходим в церковь вместе, а вместе не можем подойти. Как правильно поступать? Идти с мужчинами вместе с женой или остаться, чтобы подойти после жены?

– В таких ситуациях лучше смиряться человеку, подойти после, семьей – никто не осудит, я думаю. Хотя действительно мужчины должны справа стоять, женщины – слева, мужчины должны первые подходить. Но это имеет смысл, поскольку мужчины выделены в Церкви как те, которые больше служат престолу; женщине положено смиряться. Апостол Павел об этом много писал.

Видимо, здесь сложность с детьми, дети на руках, вот вместе идут они. Думаю, это нормально – вместе приходить. Практика и вырабатывается так, чтобы было со снисхождением к человеческим проблемам, потребностям, немощам…

Полная версия беседы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
Исследуйте писания

Не сообразуйтесь с веком сим

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Весть о победе над смертьюДалее апостол Павел говорит, что мы не должны сообразовываться с веком сим. Что такое «век сей»? «Век сей» – весь этот мир, закон мира сего – это мирская жизнь, это «мир, лежащий во зле», как говорит об этом Иоанн Богослов, или, как он же говорит: «Все, что есть в мире, – похоть плоти

 
Книжная полка

Тернистый путь к истине

Ведущий Андрей Печерин

Александр Дворкин. «Моя Америка». Издательство «Христианская библиотека» В последнее время в русской жизни появился новый интересный феномен – литература воцерковленных людей. Все чаще выходят книги, захватывающие новый для читателя пласт бытия, – жизнь Церкви и верующих людей. В списке авторов (Олеся Николаева, Майя Кучерская)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс