Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (748) → Необходимость возрождения. В Екатеринбурге прошел II Форум общественности Среднего Урала

Необходимость возрождения. В Екатеринбурге прошел II Форум общественности Среднего Урала

№43 (748) / 11 ноября ‘13

Форум «Романовы и русский народ»

Окончание. Начало в №№ 40, 41, 42 (745, 746, 747)

Высокое церковно-общественное собрание стало заключительным проектом юбилейного года – 400 летия восшествия на престол династии Романовых. Предваряя начало форума, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обозначил важнейшую тему: русский народ как титульная нация Российской империи, русского государства, современной России. Владыка подчеркнул, что династия Романовых явила собой пример истинных сынов России. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении заявил, что русской национальной идеей должно стать рождение и воспитание детей. Подводя итог форума, митрополит Кирилл отметил важность сохранения неразрывной связи с теми, кто создал великую страну.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– Я приглашаю к микрофону иеромонаха Никона, он представитель дворянских родов Левачевых и Белавенцев, но на самом деле скромный клирик Московской Патриархии, мы знаем его как помощника Владыки Питирима в Издательском отделе, как участника комиссии по исследованию предполагаемых останков Царской Семьи. В октябре 1993 года он был в Белом доме, до конца выполнил свой долг священника, утешая и ободряя тех, кто там был.

Иеромонах Никон:

– Ваши Высокопреосвященства, дорогие братья и сестры, дорогие друзья! Чтобы закончить с Белым домом, хочу выразить свою сугубую благодарность Владыке Феофану: я до сих пор помню наш телефонный разговор. Это был последний сеанс связи с внешним миром, я не знал, останусь ли живым, и слова Владыки Феофана могли бы быть последними словами православного священника для меня. Спасибо, дорогой Владыка.

Я назвал свое выступление «Российский Императорский дом в цивилизационном пространстве Русского мира». Святейший Патриарх Кирилл, выступая 3 ноября 2009 года на Третьей ассамблее Русского мира, сформулировал основные принципы, на которых базируется Русский мир. Это Православная вера, русские культура и язык, а также общеисторическая память и общий взгляд на общественное развитие.

Мы уже много говорили о злодеянии, совершенном здесь, на уральской земле, когда была убита Семья Государя Николая Александровича. К счастью, не вся династия была уничтожена, и двоюродный брат Государя Императора Великий князь Андрей Владимирович поднял вырванное из рук Царя Страстотерпца знамя Российской монархии. Как писал позднее видный деятель Русского зарубежья епископ Григорий (Граббе), Великим князем, безусловно, двигало чувство патриотизма и верности исторической России, потому что никаких дивидендов – ни политических, ни тем более финансовых, материальных – это не могло принести. Только недоумение, только насмешки и только злобу всех ненавистников исторической России.

Сегодня, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, Дом Романовых продолжается, преемственность продолжается в лице Великой княгини Марии Владимировны, ее сына Георгия. Как же она осуществляется? Это, прежде всего, поддержка Православной Церкви, ее единства на всем пространстве Русского мира. Надо сказать, что даже в период эмиграции Российский Императорский дом и Русская Зарубежная Церковь явили символ симфонии двух ветвей власти, когда 11 июля 1929 года провозгласили день убиения Царской Семьи Днем скорби всех русских людей.

В начале 1990 годов, когда рухнул железный занавес, когда, казалось, Россия стоит на пороге возвращения на свой исторический путь, Великий князь Владимир Кириллович, отец Марии Владимировны, приехал в Россию, и тогда он был подвергнут особому прессингу со стороны родной для него Русской Зарубежной Церкви. Было специальное обращение Архиерейского Синода к нему с призывом не приезжать, как тогда они писали, в СССР. К нему приехал его духовник, архиепископ Антоний (Синкевич) Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский, который крестил его любимого внука, который венчал его любимую дочь, и буквально заклинал его не ездить в Советский Союз, а если уж ехать, то не встречаться с Патриархом Алексием II, а если уж встречаться, то обязательно посетить и раскольничий приход в Санкт-Петербурге. Великий князь отказался, и за это он был подвергнут очень серьезному моральному удару. Его собственный духовник заявил, что, так как Великий князь выразил публичное уважение к гонителю Христа, кощунственно одетому в архиерейские ризы, то он отпал от святого Православия. И, возможно, это ускорило скоропостижную кончину Великого князя в 1992 году, но правоту его показал 2007 год, когда все мы видели торжество воссоединения двух частей Русской Православной Церкви.

Надо сказать, что Великая княгиня Мария Владимировна всегда, когда усиливаются нападки на Русскую Церковь, подчеркивает, что Русская Православная Церковь является стержнем Святой Руси. Специальное обращение Великая княгиня направила Святейшему Патриарху, когда начался в прошлом 2012 году страшный натиск на нашу родную Церковь.

Что касается культурного пространства Русского мира, то, к сожалению, наши средства массовой информации замалчивают посещения исторических пространств Святой Руси, которые осуществляют глава и члены Российского Императорского дома. Я бы отметил три таких знаковых визита. Это посещение Великой княгиней и наследником Приднестровской Молдавской Республики. Все мы знаем, что эта часть исторической Российской империи позиционирует себя как неотъемлемую часть Российского государства, там поддерживаются права всех трех братских народов – русского, украинского и молдавского. Там есть три государственных языка, на которых написана Конституция страны. К сожалению, наше государство, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, в отношении самого жизнеспособного анклава Российского государства проявляет медлительность. А Великая княгиня, несмотря на осторожные советы даже из администрации Президента, поехала туда, посетила и Тирасполь, и Бендеры, и села, встречалась и с руководством республики, и с руководителями Церкви. Великая княгиня хотела бы посетить и Кишинев, и соответствующее письмо из ее канцелярии было направлено президенту Республики Молдова (я сам присутствовал при передаче этого письма), но молдавский президент ответил молчанием.

Следующий знаковый визит – в Украину. Уже два визита состоялось в Украину, и многие, в том числе и я, опасались, как представители националистических движений будут реагировать на приезд главы Российского Императорского дома. Я был поражен, что никаких выпадов не было сделано, и я думаю, что символическим моментом этого визита была молитва на месте древнейшего православного храма – Десятинной церкви, за восстановление которой борются Украинская Православная Церковь и Московский Патриархат.

И третий визит – на Северный Кавказ, в Ингушетию. Очень многие люди из самых лучших соображений отговаривали ее, говорили, что это опасный регион, возможны вылазки террористов. Великая княгиня полетела, и такого теплого приема даже во многих традиционно русских регионах она не встречала.

Если говорить о третьей составляющей, едином историческом прошлом, то и здесь Императорский дом дает пример национального примирения. Для Великой княгини, чьи родственники были убиты носителями коммунистической идеологии, все, что связано с советским периодом, должно бы носить однозначно негативный оттенок. Но это не так. В своем раннем детстве Великая княгиня присутствовала в Мадриде на матче сборных по футболу Испании и Советского Союза, она сидела на одной трибуне с генералом Франко. Тогда советская команда проиграла, и кто-то из испанских чиновников высокого ранга спросил: «Мария, ты довольна?», а она на всю трибуну сказала: «Нет, я болела за русских!». И вот эта любовь к своему народу, к своему Отечеству под каким бы названием это государство ни существовало, декларируется Великой княгиней в ее каждодневных обращениях. Она призывает отказаться от идеи реванша, в чем не всегда встречает понимание среди традиционных монархистов, особенно из-за рубежа. Когда ей задали вопрос, как она относится к захоронению Ленина, она сказала, что, конечно, любой человек должен быть захоронен в земле, но это не должно носить характера исторического реванша, потому что любой исторический реванш – это не национальное примирение, а углубление гражданской войны.

Сегодня, когда все мы ищем пути возрождения нашей державы, я считаю, что две исторических институции – наша Православная Церковь и наша династия – являются теми краеугольными камнями, на которых мы можем восстановить, порушенное здание великой и неделимой России.

А Владыке Кириллу я хотел бы передать самые теплые пожелания от Ее Императорского Высочества и благодарность за молитвы и за теплый прием в мае нынешнего года.

Владыка Кирилл:

– Спаси Господи!

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– У нас осталось одно выступление. Я хотел бы пригласить к микрофону Дмитрия Михайловича Володихина, российского историка, писателя, литературного критика и издателя. Он удостоен в 2001 году премии Президента Российской Федерации за замечательную книгу – энциклопедию для детей, а в 2013 году награжден Макариевской премией за монографию «Пожарский».

Дмитрий Михайлович Володихин:

– Спасибо за замечательное представление. Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, честные отцы, братья, сестры, господа и товарищи! Хочу обратить ваше внимание на один исторический миф, который очень часто встречается в современной исторической публицистике. Он состоит в том, что, якобы династия Романовых плохо справлялась со своими обязанностями, проиграли русско-японскую, проиграли Первую мировую, довели до революции, до утраты престола, и так далее. И я сейчас не буду останавливаться на том, что положение на фронтах Первой мировой было таким, что, не будь революции, срежиссированной извне, Россия, вместе с другими победительницами в той войне, обрела бы венок триумфатора. Не буду останавливаться на том, что Романовы в 1613 году приняли страну разоренную, обезлюдевшую, оккупированную в значительной степени иностранными войсками, с подорванной экономикой, а на закате династии Россия была гораздо больше по территории, была державой многолюдной, с прекрасной, высокоразвитой промышленностью, океанским и воздушным флотом и хорошо развитой сетью железных дорог. Это вещи очевидные – зачем об этом долго говорить.

Я хочу поговорить о другом. Если, с точки зрения некоторых наших исторических публицистов, так плохи Романовы, кто же лучше-то их в Европе, скажем так, по качеству исполнения своих монархических обязанностей? Может быть, британские династии? Стюарты, которые пробыли на престоле Англии, потом Великобритании около века? Я напомню, что Романовы удерживали престол 304 года. Это почти рекорд в Европе. В течение этого времени Стюарты теряли престол дважды, один из них лишился головы, я имею в виду Карла I.

Может быть, Ганноверская династия, которая впоследствии называла себя Виндзорской, так благополучно правила сначала Англией, потом Великобританией? Если смотреть на XVIII век, то правление этой династии было невозможно после страшного кровавого подавления восстаний якобитов. Если посмотрим на XIX – XX века, время процветания Великобритании, увидим, что династии, которые правили ею, фактически утратили бразды правления и теперь выполняют главным образом представительскую функцию.

Перенесем внимание на Францию. Бурбоны, которые правили ею с конца XVIII века, утратили власть в результате так называемой Великой французской революции, а король и королева лишились головы. После этого (фактически с помощью русского оружия) была осуществлена их реставрация, и после нее самостоятельно Бурбоны правили в течение всего лишь полутора десятилетий. Новая революция – и они вынуждены были отказаться от власти. Или, может быть, Бонапарты, которые всего-то правили около 30 лет, и Наполеон III оказался низвергнут в результате очередной революции и проигранной войны с Германией. Мы не видим здесь никаких добрых примеров, мы не видим правителей, превосходящих Романовых по историческому опыту.

Может быть, это династия Гогенцоллернов? Они правили сначала Пруссией, потом объединенной Германией значительно меньше, чем Романовы правили Россией. Кроме того, из ситуации политического ничтожества, страшного поражения в Наполеоновских войнах, никто иной, как Россия, выручила эту династию. И эта династия закончила свое существование столь же печально, как и наши государи: проиграна Первая мировая война и – полная утрата власти в Германии.

Хорошо, посмотрим на Бурбонов испанских. Они правили страной с 1700 года и до ХХ века и трижды теряли власть. Последний раз власть этой династии вернул не кто-то, а генерал Франко после колоссального перерыва между 1931 и 1975 годами. Что такое сейчас монархия в Испании? Это монархия представительная, то есть не осуществляющая реальную власть.

Посмотрим на наших ближайших соседей. XVII век, два огромных государства – Речь Посполитая и Швеция. Швеция периода правления династии Ваза – великая держава. В Речи Посполитой династия Ваза допустила так называемый «Потоп» и утратила власть. Следующая династия, Саксонская сохранила эту власть в результате помощи со стороны России. Последний король польский был поставлен, можно сказать, из руки императрицы Екатерины II. В Швеции также теряет власть династия Ваза, правившая страной меньше, чем Романовы правили Россией, получает власть Пфальцская династия, Гессенская, затем династия Бернадотов, получившая власть в результате довольно смешной процедуры усыновления французского маршала последним из шведских королей немецкого происхождения.

Так что и в Швеции монархия при тех же Бернадотах стала также представительской, такой «завитушкой» на теле парламентской республики.

Сравниться с Романовыми (только сравниться, но не превзойти) может разве что австрийская ветвь Габсбургов. Она правила Австрией больше, чем Романовы Россией – Романовы, можно сказать, на втором месте по длительности правления среди всех крупных династий Европы последних четырех веков. Финал австрийских Габсбургов таков, что они не только потеряли власть, не только последний представитель их оказался под арестом, а впоследствии в изгнании, но еще и страна, которой они управляли, Австро-Венгрия, распалась на множество небольших государств, то есть в государственном смысле судьба этой державы была даже печальнее, чем у России.

Так вот, я резюмирую: Романовы как правители страны, которые отвечали за все что в стране творилось, как за доброе, так и за дурное, – это очень достойная династия. Это династия, которая способствовала тому, что страна процветала.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– Спасибо, дорогой Дмитрий Михайлович, за содержательное выступление. Владыка святый, регламент наш заканчивается через четыре минуты.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

– Дорогие друзья, дорогие Преосвященные Владыки! Наши выступавшие говорили на самые разные темы. Одно можно сказать: мы не знаем, что такое монархия, потому что в зале нет людей, которые бы жили при монархической системе управления. Но нам хотелось сказать о том, что тема монархии или понятия о русском народе не должны быть запретными. Они сегодня должны быть в центре нашего обсуждения, нашего внимания.

Нужно, чтобы мы ощущали неразрывную связь с теми, кто сделал нашу страну великой державой, на осколке которой и сегодня мы продолжаем жить, слава Богу, под мирным небом. Как знак милости Божией, мы расцениваем вот этот дар наших героев-космонавтов – образ Царственных Страстотерпцев, вернувшийся из космоса, этот чудный образ святой семьи, которая была покровителем нашего общения и которая в принципе является покровителем всей Руси, нашего Екатеринбурга. Поэтому для нас Царская тема не закончится с Годом Романовых, она для нас всегда животрепещущая, ведь Царь с нами, и для нас его присутствие очень ясно выражается, особенно когда мы приходим на место злодейского убиения и на место их мученической кончины и чувствуем их близость, чувствуем царский престол рядом с нами.

Я всех вас сердечно благодарю за участие, особенно благодарю всех выступавших. Благодарю всех, кто оставил все свои дела и заботы и сегодня находился здесь, в зале, эти три с небольшим часа.

Еще раз всем сердечная благодарность, и еще раз хотел бы сказать, что мы сегодня собрались здесь под эгидой губернатора нашей области Евгения Владимировича Куйвашева и с участием Екатеринбургского отделения Всемирного Русского Народного Собора и с активным участием Ресурсного центра «Семья Димитрия Солунского». Храни вас всех Господь!

 
О душевном

Протоиерей Сергий Вогулкин: Одинок ты, человек, без Бога

Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор. Одиночество и, как следствие его, отчуждение – бич современности. Оно угрожает отдельному человеку, оно угрожает всему человечеству. Одиночество органически вошло в нашу жизнь, оно составляет его существенную часть, а нередко становится определяющим фактором нашего самочувствия, нашего поведения, наших поступков.

 
Церковная жизнь

Об иконах

Продолжение. Начало в № 42 (747) В чем различие между православной иконой и картиной? – Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение. Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс