Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (745) → Воспитание детей – дело Божие

Воспитание детей – дело Божие

№40 (745) / 21 октября ‘13

Александра Климанова, г. РязаньВоспитание

Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, – к каким нравам: богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его, – с таким оно и будет жить.

Свт. Димитрий Ростовский


Совсем недавно я купила у художницы Марины себе куклу. Кукла была просто изумительна: матерчатая, вышитая, в паневе, орнамент тщательно подобран и вышит в рязанском стиле. Это была вторая моя кукла, первая была куплена мной, когда я училась в институте. В детстве у меня не было кукол, их заменяли мне кукурузные початки. Им я делала одежду из листьев. Постелью для кукол служила трава. Но, несмотря на такую примитивную игру, мне было радостно и весело. Так я играла в “дочки – матери”.

У своей мамы я не просила игрушек, делала их себе сама и не плакала из-за того, что их – настоящих, купленных в магазине, – у меня не было. Сейчас же у наших внуков каких только нет игрушек, даже “заморских” кукол, машин разных, людей – роботов (один мальчик мне хвалился такой игрушкой – монстром), а эти игрушки приводят к тому, что ребенок уподобляется им, они формируют характер и поведение детей. И дети, прося купить их себе все больше и больше, плачут, если родители им их не покупают, родители вынуждены удовлетворять их требования («чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»). Одевают их точно принцев и принцесс из сказок, ну уж точно не из сказки о замарашке Золушке. Кому такая понравится?! Маленькие, 3–4-летние, они уже играют в компьютерные игры, смотрят по телевизору мультфильмы про лунтиков, черепашек ниндзя, и других иностранных героев, зверюшек, которые воспитывает в детях агрессию. Добрых, еще «советских», мультфильмов показывают детям мало (а только они, по-моему, воспитывают доброту, любовь, заботу о других).

А родители рады, гордятся своими детьми: поглядите, какие они у нас умные, гениальные – просто не выразишь это словами, – и какие красивые.

Многие родители, как указывал о. Алексий Мечев, совсем не задумываются о воспитании в своем ребенке христианина, они думают о его будущности в сферах внешних отношений, представляют его врачом, инженером, ученым, отдают в соответствующие учебные заведения. Они думают, что этим ограничивается их воспитание; часто детей воспитывает улица, телевизор.

Не воспитанные в христианской морали, они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, у них размыто понимание добра и зла, а падший человек более склонен к плохому, чем к хорошему, и, если его не воспитывать по–христиански, то он постепенно сходит с нормального пути развития. Отсюда такое множество мальчиков и девочек, с 13– 14 лет пьющих, курящих, развратничающих. Откуда эти девочки, едва вышедшие из пеленок, накрашенные, нарумяненные, модно (условно) одетые? Это и есть плоды небрежного отношения родителей к воспитанию своих детей. Да и поведение самих родителей желает быть лучшим, ведь они – пример для своих детей. Пьющие, курящие родители отравляют детей ядом своей греховности. Недаром народная мудрость говорит: что посеешь, то и пожнешь. Посеешь привычку – пожнешь характер. Воспитание, говорил батюшка о. Алексий Московский, должно быть христианским, с одной стороны, и церковным, с другой стороны: мало внушить ребенку понятие о Боге, о бессмертной душе, надо стараться прививать ему чувство долга, любви к родителям, Богу, людям, жертвенность.

Известный врач И. И. Пирогов так писал в своем дневнике: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье, вот идеал земной жизни». Об этом говорил старец Алексий Мечев: «Надо быть как бы чужим для самого себя. Жить только жизнью других. Забыть себя, свое «я». Помнить твердо только одно: служить изо всех сил Господу Богу своему служением ближнему, любя его больше, чем себя». Так делали святой Амвросий Медиоланский, святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Сергий Радонежский, Нектарий Эгинский и многие-многие другие. А примеров помощи Царицы Небесной даже самым грешным людям просто не счесть!

О религиозном образовании детей, об их воспитании писал и митрополит Московский Филарет, который считал, что до поступления в школу в ребенке надо развивать чистое, простое верование в могущество, святость и благость Бога, создающего все, любящего все доброе, осуждающего грех, но милующего и спасающего грешников, раскаивающихся и желающих исправления.

«Я знал одного мальчика, – писал старец Силуан Афонский. – Вид его был ангельский: смиренный, совестливый, кроткий, личико белое с румянцем, глазки светлые, голубые, добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию, и когда ему было лет тридцать, то стал похож и на человека, и на беса, и на зверя, и весь вид его был страшный.

Знал я так же одну девицу очень большой красоты с лицом светлым и приятным, но из-за грешной жизни потеряла она благодать и стало скверно смотреть на нее.

Но я видел и другое. Видел я людей, которые пришли в монастырь с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными. Так грех искажает человека, а благодать красит».

Святые отцы говорили о том, что уже с малолетства ребенка надо готовить по тесному пути, обучая его укреплять волю и самообладание, искусству преодолевать свои желания, превозмогать и принуждать себя к послушанию. Об этом нам говорит свт. Феофан Затворник: «Должно поставить правилом приучать тело (ребенка) безболезненно переносить всякого рода влияния внешне: от воздуха, воды, сырости, жары, холода, уязвлений, болей и проч. Душа в таком случае является владычицей тела». Это начало обучения хождению тесным путем, затем следует обучение детей пересиливать себя, никогда не распускаться и держать себя как бы в известном напряжении и внимании. Очень портит детей привычка пользоваться помощью взрослых, поэтому с раннего возраста надо постепенно приучат детей к посильному труду.

Горе, если ребенок растет в богатстве, изнеженности, в баловстве. Излишнее баловство, исполнение всех желаний ребенка – одна из постоянных и наиболее вредных ошибок воспитания. Избалованный ребенок растет эгоистом, склонным к раздражительности и гневу.

Очень важно приучать детей к испытаниям, не развивать в них излишней сентиментальности и впечатлительности; надо терпеливо научить переносить неудачи, не раздражаясь, терпеть недостатки жизни, не считая при этом все в жизни пропавшим. Если у ребенка горе, не надо сразу спешить залечить его рану. Лучше вместе с ребенком подойти к Распятому и вместе с ним помолиться на коленях Господу, ласково обращаясь с ребенком. Господь Бог сделает Свое дело, а родители свое.

Ребенка надо приучать к долгу, обязанности, не надо делать работу за него. У ребенка должна быть опора в жизни – Господь Бог. Сердце детей, когда они встанут взрослыми, если они не умеют прибегать к Богу, падает, разбивается и часто загрязняется. Архимандрит о. Иоанн (Крестьянкин) писал: «Чтобы не плакать ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие – воспитание детей – небрежением». А Иоанн Златоуст сказал еще образнее: «Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу, и тело ввергают в гиену огненную».

 
Книжная полка

Глас неба

Андрей Печерин

Владислав Горохов. «Из века в век звонят колокола». Наверное, мало на Русской земле таких людей, которые не хотели бы хоть раз в жизни подняться на колокольню и устроить радостный трезвон. К примеру, на Пасхальной седмице от желающих позвонить в колокола отбоя нет. Так было всегда… Откуда пришел колокол, как его льют, какие бывают названия и формы колоколов

 
Медицинский городок

Врач-фитотерапевт Т.В. Плесовских: Осеннее очищение

Беседовала Валентина Ефремова

Татьяна Владимировна Плесовских, врач-фитотерапевт, педиатр. – Что осенью самое актуальное? – В прошлых передачах мы уже говорили об иммунитете, о том, где он зарождается. «Кухня» иммунитета – кишечник. И сегодня поговорим на очень актуальную тему – очищение кишечника.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс