Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (733) → Струи духовного разума

Струи духовного разума

№28 (733) / 22 июля ‘13

Андрей ПечеринКнижная полка

«Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова). Избранные притчи и изречения». Издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова»

О чтении древних патериков святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Братия, читайте и перечитывайте предложенное здесь учение! Вскоре вы усмотрите в нем чудное свойство: оно преисполнено жизни и силы; оно – всегда юно: оно читается каждый раз, как читалось бы в первый раз, изливая в душу читателя обильные струи духовного разума и благодатных ощущений». Познакомиться с притчами, изложенными в «Отечнике» святителя, предлагает нам издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова» в одной из книг серии «Алфавит духовный» под названием «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова). Избранные притчи и изречения».

«Отечник» составлен самим святителем Игнатий из текстов древних патериков, им же переведенных на русский язык.

По словам издателей, история создания патериков (по-русски «отечников») началась на заре христианского монашества. Тогда, наряду с составлением письменных житий святых, записывались и коротенькие сюжеты из жизни монашествующих отцов, и их краткие изречения.

Как отмечают издатели, в «Отечнике» нет идиллической картины длительного течения спокойной и мирной жизни; такая жизнь долго не длится – ни в монастырях, ни в миру. При этом о проступках и грехах братии в «Отечнике» повествуется совсем не злорадно, без желания осудить. О них говорится, чтобы тут же показать, как заблудившийся брат смог вернуться на путь правды.

Как отмечают издатели, патерики наглядно, без прикрас повествуют о живом опыте первых веков христианского монашества. Монастыри в те времена основывались, как правило, в пустынных местах Египта, Ливии и Сирии и были либо общежительными, либо скитскими, отшельническими; именно первые века монашества были наиболее плодотворными духовно. В обителях и скитах подвизались опытные монахи, за долгие годы подвижнического жительства в пустыне достигавшие высоких степеней чистоты души – преподобные Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Колов; с ними были «новоначальные» – только пришедшие из мира и принесшие с собой, помимо желания подвизаться, еще и все мирские страсти, особенности характера и прочее, с чем предстояло расстаться для обретения чистоты сердечной – начала святости. И, естественно, в ходе борьбы со страстями (а борьба эта может длиться годы и даже десятилетия) в монастырях и скитах происходило всякое – по законам страстей человеческих, принесенных из прошлой жизни. В патериках об этом пишется прямо, и всякий раз итогом подобного «скандального» повествования являлся опыт преодоления греха, борьбы со страстью.

Пример – следующая притча из «Отечника» святителя Игнатия. «Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, решил пойти в пустыню, чтобы, не имея с кем ссориться, успокоиться от страстей. Он так и сделал. Живя в пустыне один, он как-то пошел принести себе воды, наполнив кувшин, он поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Второй раз случилось то же... В третий раз, когда кувшин опрокинулся, монах, рассердясь, схватил его и ударил об землю. Кувшин разбился. Размышляя о случившемся, монах понял, что враг над ним посмеялся, и сказал: «Вот я теперь один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь, видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение с помощью Божией». И, встав, монах возвратился в свою обитель».

В патериках встречаются и изречения, принадлежавшие либо святым отцам-пустынникам, либо опытным монахам-подвижникам; они включены и в данное издание. Краткие, точные и, говоря современным языком, психологически выверенные изречения основаны на долгом опыте монашеской жизни, цель которой – достичь полного исцеления души от ее болезней, мучающих ее недолжных желаний, искусительных мыслей и воспоминаний, ложных чувств... У каждого нет числа расстройствам души, которые требуют исправления. В мирской суете это дается труднее, потому нам так интересен монашеский опыт. Перенять его мы можем, припав к живому источнику мудрости – «Отечнику» святителя Игнатия, который сам был не только прекрасно образованным и литературно одаренным знатоком древних языков, но и подвижником духа (потому его перевод и осмысление древних текстов более чем достоверны). Работая над «Отечником», святитель сопровождал некоторые притчи своими пояснениями (в издании они печатаются курсивом) с целью сделать духовный, таинственный смысл притч более доступным для неискушенного читателя.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Русская литература

Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

«Рудин» (1855) – первое произведение романного творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883) в ряду его замечательных романов: «Дворянское гнездо» (1858)

 
Медицинский городок

Доктор медицинских наук Игорь Борисович Хлынов: Рак – не приговор

– Мы с вами продолжаем говорить о сложной проблеме – онкологических заболеваниях. Сегодня – о раке предстательной железы; эта локализация рака достаточно распространена. Раком предстательной железы, по статистике, в России

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс