Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (730) → Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны»

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны»

№25 (730) / 1 июля ‘13

Беседовала Наталья Горенок. Журнал «Православие и современность», г.СаратовАрхипастырь

Центральное место в жизни христианина занимает участие в таинствах Исповеди и Причастия. В практике Русской Православной Церкви эти таинства обычно связаны между собой. Для подготовки ко Причащению рекомендуется также определенное молитвенное правило и пост.

Однако временами в интернете возникает полемика: как часто нужно причащаться, оправдана ли эта связь между таинствами и не является ли традиционная подготовка к Причастию «бременем неудобоносимым»? Необходима ли корректировка той практики подготовки ко Святому Причащению, которая сложилась в нашей Церкви? Поскольку эти дискуссии становятся камнем преткновения для многих православных христиан, самые распространенные вопросы из числа тех, что были подняты в последнее время, мы задали митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.


– Владыка, сегодня в разного рода интернет-обсуждениях можно встретить такое мнение: обязательная Исповедь перед Причастием – традиция Русской Православной Церкви, в других Поместных Православных Церквах такой традиции нет. Нам часто приводят в пример Грецию, где люди причащаются гораздо чаще, чем исповедуются, и где Исповедь могут принимать не все священники, а только опытные духовники, специально назначенные на это послушание. Как на самом деле подходят к этой проблеме в Греции и в других Поместных Церквах – Ваш опыт?

– Заключение о том, что в других Поместных Православных Церквах нет Исповеди перед Причащением, я бы назвал чересчур обобщающим. Скажем, в Грузинской Православной Церкви – есть, пусть и под влиянием Русской Церкви. Есть во многих общинах Сербской Церкви, в Болгарии, Румынии – практически везде. Эта традиция не является специфически русской, потому что таинства Исповеди и Причащения были связаны с древнейших времен. Достаточно длительное время так было и в Католической Церкви, и ныне эта традиция сохраняется во многих Православных Церквах. Поэтому говорить о том, что практика Причащения без Исповеди становится повсеместной, явно преждевременно.

Что касается Греции – да, действительно, там люди, как правило, причащаются чаще, чем исповедуются. Но надо помнить вот о чем: в Греции просто не прерывались традиции церковной, монашеской, духовной жизни, в то время как у нас на протяжении XX века от них фактически ничего не осталось.

Практически у всех верующих людей в Греции есть духовники, к которым можно прийти или позвонить в любое время дня и ночи. У многих есть духовники на Святой Горе, которые регулярно приезжают на материк, чтобы исповедовать своих духовных чад, или те сами ездят на Афон. Более того, если что-то произошло, благочестивый грек просто берет телефон, набирает номер своего духовника и рассказывает о своих духовных проблемах. То есть если человек не имеет возможности сейчас же поехать к духовнику на Исповедь, происходит нечто вроде исповедальной беседы по телефону. Таким образом, верующий человек исповедуется постоянно, регулярно в течение многих лет.

В Греции очень большое количество храмов. Там нет ни одного населенного пункта без храма и без священника. В этой стране все крещены, все обучались в школе или в вузе Закону Божию, читали Священное Писание. Поэтому мы можем сколько угодно смотреть на практику церковной жизни в Греции, даже признавать ее гораздо более правильной, чем у нас, но сравнивать ее сегодня с нашей жизнью или пытаться что-то механически перенести к нам – просто невозможно, потому что мы живем в абсолютно других условиях. Двадцать лет нашего церковного возрождения, может быть, и дают нам какие-то основания для оптимизма, но сравнивать себя с греками в отношении их укорененности в традиции мы не можем и не сможем еще долго.

– Тема, о которой идет речь, сегодня поднимается в основном теми, кто выступает за сверхчастое (недавно появился такой термин) причащение мирян.

– Вопрос о частоте Причащения – вопрос непростой. Он неоднократно поднимался в истории Православной Церкви. До сегодняшнего дня на Святой Горе Афон есть монастыри, братия которых причащается согласно правилу святителя Василия Великого – четыре раза в неделю. Глядя на это, некоторые наши ревнители хотят сегодня вернуть нашу Церковь к неким условно-первохристианским временам, настаивая на необходимости частого Причащения. Кто-то говорит, что причащаться надо каждое воскресенье, кто-то призывает причащаться чуть ли не каждый день или на каждой Литургии, на которой присутствуешь.

Думаю, все эти точки зрения имеют право на существование. Только нужно убрать одно-единственное слово – «надо» и заменить его словом «можно». Да, есть люди, которые могут причащаться часто. Прежде всего, это монашествующие в благоустроенных обителях. Если в них действительно соблюдается монастырский устав во всех отношениях, в том числе и в отношении Исповеди или открытия помыслов, что по правилам в монастырях происходит неоднократно за неделю, а иногда и каждый день,– то, конечно, в таких монастырях совершенно ни к чему строгая привязка Причащения к Исповеди и посту. Если братия может исповедоваться по мере необходимости, хоть каждый день, и постится по монастырскому уставу три дня в неделю – в понедельник, среду и пятницу, соблюдает все длительные посты, тогда никакого говения, специальной подготовки перед Причастием в обычном, приходском понимании здесь нет и быть не может, они просто не нужны.

Но может ли так жить обычный мирянин? Кто-то, наверное, может, но очень и очень немногие. Когда я в свое время пришел в Церковь, я еще застал там представителей старшего поколения – это были люди, для которых Церковь была чем-то гораздо большим, чем для нас, сегодняшних. Они не искали в ней социальной помощи, психологических, общинных и прочих утешений, а просто жили богослужением, которое в ней совершалось, и были счастливы тем, что есть у них возможность жить церковной жизнью и ходить на Божественную литургию. В разных приходах, которые я посещал, я знал людей, которые присутствовали на богослужении буквально каждый день, утром и вечером, что у нас сегодня не в каждом монастыре встретишь. Естественно, они постились по уставу, читали правило – одним словом, служили Богу день и ночь, как Анна Пророчица в Иерусалимском храме. Я знал немало таких рабов Божиих. Можно ли было таким людям причащаться часто? Думаю, что можно.

Но сегодня большинство мирян живет по-другому. Люди ходят в церковь настолько часто, насколько им позволяют их работа, семья. Есть те, кто приходит по воскресеньям и по большим праздникам, есть те, кто ходит в храм раз в месяц, а то и несколько раз в году. Можем ли мы сказать, что эти люди не христиане и они недостойны причащаться? Нет, не можем, потому что у них есть вера и своя нужда в таинствах церковных. Можем ли мы сказать, что им можно причащаться вот так просто зайдя с улицы, не исповедуясь, не задумываясь ни о чем, не готовясь к этому молитвой и постом? Нет, ни в коем случае.

Разные люди в разное время находятся в разном внутреннем душевном и духовном состоянии, и только исходя из этого священник решает, как часто может причащаться тот или иной человек, и какое приготовление к Причастию ему необходимо.

На благоустроенных приходах, где священник знает своих прихожан достаточно хорошо, иногда допускается Причастие без Исповеди. Когда я служил в Москве на подворье Троице-Сергиевой Лавры, многие прихожане исповедовались у меня регулярно на протяжении нескольких лет, и я понимал, когда этот человек может причащаться, а когда нет. Скажем, на Страстной седмице я всегда благословлял нашим постоянным прихожанам причащаться в Великий Четверг, в Великую Субботу и в Пасхальную ночь. И тогда в Субботу и на Пасху они не исповедовались, если только за это небольшое время не происходило что-то такое, что отягощало совесть человека, что препятствовало ему с душевным миром подойти к Евхаристической Чаше. Выходил исповедующий священник, исповедовал тех, кто приходит редко и пришел именно на Пасху, а основная масса постоянных прихожан, тот костяк, который есть в каждом приходе, причащались на Пасху без Исповеди. И я убежден, что это абсолютно нормально.

Но, с другой стороны, есть еще такая вещь, как привычка, и она может сыграть с человеком очень плохую шутку. Потому что человек привыкает ко всему, в том числе и к святыне. Есть где-то, наверное, особые люди, которые всю свою жизнь горят, как факел, и могут не поддаваться привычке, не терять благоговения, горения на протяжении многих лет и десятилетий. Но, честно говоря, они встречаются очень редко.

(Продолжение следует)

 
Книжная полка

«О дне же том и часе никто не знает…»

Андрей Печерин

Мария Волкова. «Последние времена». Издательство «Сибирская благозвонница» Размышляя о предстоящем конце света, все мы, и верующие, и неверующие, чаще всего представляем себе довольно мрачную картину. Это или падающий на Землю гигантский астероид, крушащий в пыль города

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Алексий Кульберг: Крещение – это дар, который нельзя разбрасывать понапрасну

Лев Бохолдин

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» (Екатеринбург), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс