Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (721) → Протоиерей Всеволод Чаплин: Покаяние – всегда дверь к Богу

Протоиерей Всеволод Чаплин: Покаяние – всегда дверь к Богу

№16 (721) / 15 апреля ‘13

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Иеромонах Макарий (Маркиш): «Негодных же басен отвращайся…»
Ведущий Александр Сергиенко

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Некоторые психологи и психотерапевты, проповедуя абсолютную человеческую свободу и оторванность от Бога, говорят: если ты будешь видеть свои грехи, свои несовершенства и заблуждения, а тем более каяться в них, куда тебе дальше идти? Только к полному концу всех твоих жизненных надежд, к унынию, отчаянию и самоубийству. Если ты грешен, если ты порочен, если ты не можешь своими силами справиться с собственными грехами, значит, вся твоя дальнейшая жизнь будет безрадостной, унылой, чудовищно пессимистичной.

На этот неправильный посыл, на это искушение у христианина есть ответ: покаяние подразумевает прощение Божие, покаяние подразумевает, что Господь снимает с нас всякую вину за грехи и последствия грехов, пусть не все и не до конца, но очень многие, а самое главное – делает нас способными жить дальше и не грешить. Не по нашему дару, не по количеству прочтенных молитв или сделанных добрых дел, а по Своей благодати Господь посылает нам такую возможность, такое счастье – жить святой жизнью, свободной от греха, и от того, чтобы чувствовать вину за этот грех. Люди, которые рассуждают о грехе и покаянии только в категориях борьбы с собственной совестью, считающие, что любое сознание собственного греха убивает полноту жизни, отказываются увидеть самое главное – Божию любовь, Божию благодать, Божие прощение, то, что делает человека новой тварью во Христе. Поэтому покаяние никогда не имеет ничего общего с унынием и отчаянием, с мыслями о том, что жизнь кончена и остается только полезть в петлю или броситься с крыши, как это делают юные существа сегодня, считая, что они не в состоянии справиться с собственными проблемами. Покаяние – это всегда дверь к Богу, дверь к жизни, к полноте бытия временного и вечного, покаяние – это знание о том, что Господь прощает наши грехи, делает нас другими.

Этого не могут многие понять или отказываются принять. Прежде всего, те, кто ненавидит сегодня веру и Церковь. А нам нужно продолжать смиренно и спокойно говорить о том, что мы знаем: здесь, в нашей Церкви, в нашей жизни действует сила Божия, по нашему покаянию нам дается дар прощения, дар новой жизни.

Сегодня многие спорят и о том, может ли быть коллективный грех и коллективное покаяние. Эта область богословских дискуссий одна из самых сложных. Мы знаем из Священного Писания, что Господь миловал и наказывал целые народы, мы знаем из творений святых отцов, что Господь не выстраивает отношения только индивидуально с каждым человеком, у Него есть свои отношения со всем человеческим родом, у Него есть свои отношения со многими народами, с Церквами, о чем мы знаем из Книги Откровения святого Иоанна Богослова, с сообществами людей, живущими в том или ином городе, в том или ином селе. В Эдеме все согрешили, и Господь весь человеческий род искупил, давая тем, кто идет за Ним, кто верует в Него, исполняет Его заповеди, возможность жить вечно, возможность пребывать в Его Царстве.

Современное мышление, социологическое, правовое, богословское, способно сводить все процессы, относящиеся к той или иной сфере человеческого бытия, только к жизни индивидуума. Некоторые направления, общественные и даже богословские, пытаются приучить нас к мысли о том, что, кроме человека, в мире ничего нет. Нет ни государства, ни семьи, ни общественных организмов, ни совокупности жителей того или иного места, есть только отдельный человек, и некоторые скажут, что есть Бог, и отношения между Богом и человеком – это только личные отношения, а некоторые скажут, что Бога нет, и, значит, есть только один человек, и все, что вокруг него, это либо выдумки тех или иных общественных лидеров, либо просто вещь, которую человек должен игнорировать и которая имеет смысл ровно настолько, насколько она служит его индивидуальным интересам.

Но из истории христианства и Священной библейской истории мы знаем, что могут и народы грешить и каяться, и Господь видит их соборный грех и соборное покаяние. Не стоит идти за теми, кто пытается говорить о коллективном покаянии за грехи, к которым никто из ныне живущих не причастен: восстание декабристов, те или иные войны и потрясения – иногда предлагают каяться и во всем этом. Но у нас есть возможность общенародного, деятельного покаяния за то искривление исторических путей России, которое произошло в XX веке. Это покаяние не просто символический акт, это изменение нашей жизни, изменение ума, за которым должно следовать и изменение дел и слов. Святитель Московский Алексий говорил: «Только то есть истинное покаяние, после которого прежние грехи презираются». Пусть это изменение жизни, начало жизни без греха, начало жизни по Божиим заповедям и по истиной вере станет соборным покаянием нашего народа, которое складывается из изменения ума и сердца, из изменения слов и дел, из покаяния на Исповеди, из покаяния в уединенной молитве многих и многих людей, составляющих народы Святой Руси.


Смотрите программу «Комментарий недели» протоиерея Всеволода Чаплина на телеканале «Союз»: суббота 21.45, воскресенье 17.00, понедельник 04.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Архипастырь

Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл: «Первое дело – молитва»

Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, иерарх Болгарской Православной Церкви, наместник– председатель Синода Болгарской Православной Церкви. – Ваше Высокопреосвященство, в этом году в Болгарии, в морской столице страны городе Варна проходила 19-я международная конференция, посвященная традиционным ценностям и демократическим свободам.

 
По святым местам

Сердце духовной жизни

Елена Рысева

Старинные храмы Среднего Урала – настоящая летопись истории края за несколько веков: Храмы городские, сельские, никогда не закрывавшиеся и ставшие музеями. С этого храма начиналось Православие на Урале. Уже четвертый век высится на утесе, будто плывет над речным простором, дивный белый храм – Свято-Троицкий собор Верхотурского кремля.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс