Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (714) → Сибирской страны чудотворец

Сибирской страны чудотворец

№9 (714) / 1 марта ‘13

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДСДивен Бог во святых Своих

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

На протяжении уже более трех столетий духовным покровителем Урала и Сибири считается святой праведный Симеон Верхотурский.

Как известно из его жития, появился он в окрестностях Верхотурья в начале XVII века; вся его недолгая праведная жизнь была связана с селом Меркушиным. Откуда пришел сей праведный муж и кто были его родители, история умалчивает. Из большинства жизнеописаний известно, что род был знатным и принадлежал к почетному сословию дворян, но ни имен, ни фамилий не сохранилось. Родители Симеона были люди благочестивые и набожные, имели великое усердие к воспитанию своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином – об этом свидетельствует вся последующая жизнь праведного.

С раннего возраста почувствовав отвращение к житейским благам и заботам, Симеон начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам, но окружающая его среда создавала большую помеху этому благочестивому делу. Избегая смут, которыми наполнилась Русская земля, он стал искать уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, поэтому покинул свою родину, почести, богатства, знатность и удалился в места уединенные, где мог беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам.

Выбор подвижника пал на сибирскую сторону, незадолго до того присоединенную к России и мало известную тогда еще русским людям.

В те далекие времена Сибирь была населена почти одними полудикими народами, в среду которых только начал проникать свет христианского учения. Рядом с инородцами немало было и раскольников, частью сосланных правительством, частью сюда бежавших. Вот среди этого люда и поселился святой Симеон в селе Меркушине, отстоявшем от города Верхотурья в верстах 50-ти.

Несколько слов о Верхотурье. Этот город был основан незадолго до прибытия в Сибирь праведного Симеона, а именно в 1598 году. Город в то время был важным торговым пунктом, ибо через него пролегал главный торговый путь из России через Соликамск в отдаленную Сибирь. О селе Меркушине известно из архивных источников, что основано оно было в 1620 году и располагалось на берегу реки Туры. В селе был храм во имя Святого Архистратига Божия Михаила, куда любил ходить праведный Симеон.

Близость храма, величественность места и его красота заставили праведного Симеона поселиться в Меркушине. Он не имел определенного места пребывания, а переходил из дома в дом, от одного односельчанина к другому. Способствовало этому портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул родительский кров. Ремесло это он не оставлял до конца своей жизни. Обыкновенно деревенские портные шили одежду не у себя дома, а в домах своих заказчиков, куда они являлись по приглашению последних. Во все время работы портные, обшивающие крестьян, жили, ели и спали вместе с заказчиками в их доме. Состояние жилищ крестьян, их домашний быт не соответствовали вкусам и потребностям человека высшего круга. Такому человеку оно стало бы труднопереносимым бременем, однако праведный Симеон, невзирая на свое благородное происхождение, не пренебрегал проживанием в крестьянских избах: ел простую пищу, спал вместе со всеми на полу.

В этом добровольном самоуничижении святой праведный Симеон представляет нам пример христианского терпения и смирения. Святой Симеон с особенной любовью шил для бедных людей, с которых, по большей части, отказывался брать плату за свои труды; он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу, которыми довольствовался у хозяев во время работы.

Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы, и для этого он нередко ходил из Меркушина верст за 10 в уединенное место и там, на берегу Туры, под развесистой елью садился с удочкой, удил рыбу и размышлял о величии Творца, сотворившего Небо и землю. До наших дней сохранился камень на берегу Туры, на котором сиживал праведник во время ловли рыбы, – он как бы нарочно приспособлен для ужения: нижняя часть его выступает вперед так, что сидящим весьма удобно ставить на него ноги; ель же не сохранилась. Благочестивые богомольцы, почитая память святого Симеона и благоговея перед всеми предметами, которые были освящены его присутствиям, отламывали от этой ели ветви и уносили их в свои дома, от этого ель засохла; около 1854 года ее сломало бурей, и ствол, вероятно, был унесен водой вниз по течению Туры. От ели в настоящее время остался только пень.

Как уже было сказано, вера христианская во времена Симеона в сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. У большинства тогдашних новообращенных христиан из инородцев сохранялись языческие убеждения: внешне открыто исповедуя христианскую религию, втайне они поклонялись еще не забытым языческим богам. И поэтому Симеон, портняжничая, часто вел беседы с хозяевами. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Завета, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучение, благой совет. Нередко в доме, где пребывал грамотный портной, кроме хозяев собиралось немало соседей, приходили и из близлежащих сел. Иноверцы с большим вниманием слушали простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.

Праведный Симеон скончался еще в молодые годы, около 35 лет от рождения, между 1642 и 1659 годами, но когда именно, осталось неизвестным. Жители села Меркушина, питавшие к нему глубокое уважение, погребли его останки в своей приходской Михаило-Архангельской церкви.

Мощи праведного Симеона недолго находились под спудом, Богу угодно было их явить спустя 50 лет после дня кончины святого. В 1692 году гроб праведника с нетленными останками его, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал, к изумлению меркушинцев, исходить из земли и появился поверх могилы. Это удивительное восхождение гроба из земли и нетленные останки привели меркушинцев к заключению, что погребенный есть муж праведный и богоугодный. Вскоре от мощей праведника стала истекать благодать исцеления, и это окончательно убедило жителей Меркушина в святости человека, погребенного в явившемся гробе.

Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной – посеребренной, с резьбой – раке. В 1846 году для них соорудили новую великолепную раку, на которую было употреблено 10 пудов и 8 фунтов серебра, стоимость ее была 14 573 рубля серебром. В 1914 году святые мощи праведного Симеона были торжественно перенесены из Николаевского храма в новый Крестовоздвиженский собор. Новая сень над серебряной ракой была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего Семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в том же году. Она была вся вызолочена под старое золото, имела чеканное украшение и множество икон, в том числе святых Симеона праведного, царицы Александры, Николая Угодника, Татианы, Ольги, Анастасии, Марии, Алексия, человека Божия. Во времена безбожия Свято-Николаевский монастырь закрыли, все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей города Свердловска.

В 30-е годы останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевные и телесные исцеления, демонстрировались в антирелигиозном музее, затем их упрятали в запасники исторического музея, где они чудом уцелели до наших дней.

22 сентября 1992 года мощи праведного Симеона были возвращены Православной Церкви; теперь они почивают в Крестовоздвиженском соборе возрожденного Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря и почитаются всем православным людом.


Смотрите программу «Собор Екатеринбургских святых» на телеканале «Союз»: среда 05.00, 10.30, 17.30, суббота 02.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Архипастырь

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан: «Доброе семя традиционных ценностей надо нести в народ»

Александр Сергиенко

Без традиционных ценностей никуда– Во время Рождественских чтений этого года Святейший Патриарх в очередной раз говорил о традиционных ценностях. К сожалению, многие о них забыли.

 
Приход

Нас объединил Христос

Алексей Соловьев

Храм во имя Архистратига Михаила города Ревды тепло встретил многочисленную группу учащихся церковно-приходской школы и их родителей из Екатеринбурга. По приглашению благочинного Ревдинского церковного округа и настоятеля Михаило-Архангельского храма иерея Алексия Сыскова 27 января Ревду посетили 70 прихожан екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс