Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (703) → Путем Истины

Путем Истины

№46 (703) / 3 декабря ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Вера доказывается жизнью и смертью
Протоиерей Евгений Попиченко

Вопрос веры – главный в жизни человека: как он определяет свои отношения с Богом, как строит их, как ищет смысл, цель жизни, ищет истину.

Дай Бог, чтобы за молитвы святителя Николая Чудотворца, который за истину был готов отдать самое дорогое – даже не жизнь, а свое служение у Престола Божия, мы, люди, которым досталась его вера – вера Православная, ее берегли, очень хорошо знали и дорожили ею.

Помогай нам всем Господь.


19 декабря – память Николая Чудотворца

Святитель Николай, епископ Мир Ликийских, был единственным сыном знатных и богатых родителей Феофана и Нонны, жителей Патар, что в Малой Азии. Как единственного сына, дарованного им Богом, они посвятили его Господу. Духовной жизни святой Николай научился у своего дяди, тоже Николая, епископа Патарского, основателя монастыря Новый Сион, где святой Николай принял постриг.

По кончине родителей Николай раздал унаследованное имущество нищим, себе не оставив ничего. Когда стал он священником в Патарах, повсюду разнеслась весть о его милосердии, хотя тщательно и скрывал он дела своего благотворения, исполняя слово Господне: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая». Когда же предал он себя уединению и безмолвию, намереваясь прожить так до конца своих дней, то пришел к нему глас свыше: «Николай, иди на подвиг в народ, если желаешь быть Мною увенчанным». Немедля после этого он досточудным Промыслом Божиим был избран архиепископом ликийского города Миры. Милостивый, мудрый, бесстрашный святитель Николай стал подлинным пастырем своего народа. Во время гонения на христиан, воздвигнутого Диоклетианом и Максимианом, он был брошен в темницу, но и там поучал людей законам Божиим. Присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее, где, движимый пламенной ревностью, нанес удар рукой еретику Арию. За такой поступок он был удален с Собора и отстранен от архиерейского служения, пока нескольким первым архипастырям на Соборе не явились Сам Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица и не выказали Своего благоволения святому Николаю.

Защитник Божией истины, дивный святитель всегда был мужественным поборником правды среди людей – дважды спасал он осужденных, каждый раз их было трое, от незаслуженной смертной казни. Милосердный, честный, правдолюбивый, посреди людей ходил он как ангел Божий. Еще при жизни люди почитали его как святого, призывая на помощь в бедах и скорбях, и он являлся во сне и наяву призывавшим его, легко и быстро преодолевая любые расстояния, защищая их и укрепляя. Его лицо сияло светом, как лицо Моисея, и одним своим явлением приносил он людям утешение, мир и благодушие. В старости он немного поболел и упокоился в Господе, оставив за собой многие труды и обильные плоды праведности, чтобы вечно радоваться в Небесном Царстве. Впрочем, и по кончине творя чудеса, помогает он верующим на земле, прославляя Бога своего. Преставился святитель Николай 19 декабря 343 года.

Как же святитель поднял руку на другого человека? Разве не знал он правил Церкви, канонов святых апостолов или не любил своего служения, что, будучи священником, все же дерзнул поднять руку на человека, хотя канонические правила говорят, что если священник биет кого, да будет извержен? Здесь из двух добродетелей он выбрал большую – заградил уста богохульнику, еретику Арию.

Вы плохо знаем веру и порой относимся к духовной жизни и к жизни в Церкви весьма легкомысленно, иначе откуда в сознании людей берутся глупости типа «вер много – Бог один», или «какая разница, как верить, главное – делать добрые дела» и прочих благоглупостей, которыми человек оправдывает свои невежество и безверие. Святитель Николай считал принципиальным условием спасения знание истинного пути из тьмы заблуждения к свету. Он прекрасно понимал взаимосвязь веры и благочестия. Правила веры и образ кротости невозможно стяжать, не имея правильных представлений о Боге. О Боге нельзя фантазировать, нельзя придумывать образ Божий по своему образу и подобию: Господь – реальный и конкретный.

Одна прихожанка спросила: «Почему так много разных вер существует?». Действительно, а почему? Во-первых, потому, что дьявол никуда не делся – как раньше он хотел быть, как Бог, так и до сих пор это его желание очень горячо. Поэтому всеми силами он пытается убедить людей, что именно он и есть истинный бог. Где-то это происходит совершенно явно, например, в язычестве – боги язычников суть бесы, где-то завуалировано: неважно, по большому счету, будет ли человек есть яд ложками или щепотка яда будет растворена в пище. И то, и то в конечном варианте отрава.

С другой стороны, многое зависит и от человека в частности, и от народа вообще, от его духовной чуткости. Апостолы обошли всю вселенную, и все народы имели свидетельства о Христе. Кто-то стал народом христианским, а потом это христианское достоинство растерял или разменял на чечевичную похлебку благ современной цивилизации, как некогда христианские народы Европы. Другие народы отвергли слово истины, и лишь некоторые последовали за Христом. В основной массе народ остался в плену своих предрассудков. Много стереотипов существует, например: «Почему ты не в Церкви?» – «А я татарин». – Ну и что? Христос же не для русских и греков пришел, Он пришел всех людей спасти. Среди святых много татар, например, преподобный Пафнутий Боровский.

Вот так, не «включая» голову, люди и проходят мимо истины. Но самое страшное состояние души человека даже не тогда, когда он подвержен страстям, – это всегда заметно и отвратительно, человек это понимает (недаром мытари и блудницы очень часто предвосхищали Царствие Небесное).

Самое страшное – гордость ума, повреждение духа человека ложными понятиями о Боге и о спасении. Самый страшный грех – когда человек не ищет истину или когда абсолютно равнодушен, как Пилат: «Что есть истина?» – и пошел пить чай.

А Истина стояла перед ним Воплощенная.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Вера доказывается жизнью и смертью

Протоиерей Евгений Попиченко

17 декабря – память святой великомученицы Варвары Сия славная Христова последовательница с ранних лет посвятила себя служению Господу. Ее отец Диоскор был знаменит положением и богатством в египетском городе Илиополе, а в вере держался язычества. Свою единственную дочь, мудрую разумом и красивую лицом, Диоскор заключил в высокую башню, окружил ее всеми удобствами

 
Архипастырь

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Принести покаяние никогда не поздно»

Беседовал Евгений Зызин

Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс