Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (697) → Сила веры побеждает грехи

Сила веры побеждает грехи

№40 (697) / 22 октября ‘12

Елена БунаковаУ книжной полки

«Жития святых. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Апостолы Христовы»


Вся история человеческой святости – это откровение о возможностях, к которым Бог призывает человека. От грехопадения прародителей и до Пришествия Христова природа человека, поврежденная грехом, была не в состоянии исцелиться. Но эпоха Ветхого Завета явила нам пример святости до Христа, чудо следования за Светом в полной тьме, силу веры в Того, Кто еще не пришел. Боговоплощение вернуло человеку тот путь, которым он должен был следовать. Высочайшие вершины открылись для людей Нового Завета: а именно – призвание стать сынами Божиими по благодати. Но, осознав до конца силу этого призыва, человек теряется в недоумении: может ли кто исполнить его?

И жития святых, таких же, как мы, людей, доказывают, что это возможно. Об этом рассказывает книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке, – «Жития святых. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Апостолы Христовы».

Книга, вышедшая в свет в издательстве «Сибирская благозвонница», объединяет повествование о земной жизни Божией Матери, Крестителе Господнем Иоанне и апостолах Христовых. Источником повествования послужили книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий» Софии Снессоревой, «Святой великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн» протоиерея Симеона Вишнякова и «Жизнь и труды славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых».

В предисловии составители задаются вопросом: может ли кто ответить на Божий призыв и стать Его сыном? Возможно ли это, если даже святые люди вопрошают, например, преподобный Исаак Сирин: «Как достигну я этого входа неизреченного?». Мы называем Христа Первенцем нашего спасения – как Нового Адама, первого Человека новой Жизни. Но последовал ли кто за Ним, стал ли вторым человеком, «братом» этого Первенца, братом по усыновлению, по благодати? Нам вспоминаются слова Спасителя: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» – так сказал Христос, отказавшись выйти к Пречистой Деве из дома, где Его слушали ученики. В ответе Спасителя некоторые самочинные толкователи видели унижение Богородицы, но в этих словах Ее подлинное величие: вот Жена, достойная называться Матерью Его не только по плоти, но и по духу! «Матерь» и «брат» Христу – те, кто исполнил слово Его. Но никто не исполнил слово Его так, как Пречистая Дева – Пресвятая Богородица явила миру великое смирение и неизреченную преданность воле Божией.

Весь Ветхий Завет в лице праотцев, ожидавших Мессию, стал лишь приуготовлением для рождения Девы, способной и достойной принять в Себя Божественное Слово. Ее святость непостижима, Ее величие выше мысли и слова, но вместе с тем оно не закрыто для нас, ибо Пресвятая Мария – подобный нам человек.

Святитель Григорий Палама учит, что всякий человек по своей природе совершеннее ангела, но не может раскрыть это совершенство, оставаясь под грехом. Мы же называем Деву Марию «честнейшей Херувим» не только из-за величайшего чуда Боговоплощения, но и по причине Ее личной святости. Пресвятая Дева достигла того состояния, к которому призван каждый из нас. Она никогда не согрешила – и стала тем Даром, который принесло Богу ветхое человечество, Даром, ценнейшим целого мира.

Издатели отмечают: есть еще один человек, чье земное служение никогда не будет повторено. Но и оно не закрыто для нас. Это святой Иоанн Предтеча, превозвещенный пророками, который приготовил народ израильский к слышанию слова Божия, крестил Спасителя, принял мученическую смерть и благоговейно прославляется в церковных песнопениях как «покаяния всемирный проповедник». После крещения от Иоанна в реке Иордане Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное Учение, творя бесчисленные чудеса и исцеляя всякие болезни. Множество народа из всей страны Иудейской стало стекаться слушать Его дивное Учение и просить исцеления своих недугов. Эти слушатели большею частию скоро оставляли Небесного Учителя и возвращались к своим житейским занятиям. Впрочем, некоторые сопровождали Спасителя почти всюду и именовались уже учениками Его. Но и они не все были далеки от житейских интересов и не все одинаково были способны к восприятию Божественных истин. Между тем Христу предстояло выступить решительно и открыто на Свое славное служение роду человеческому, и Ему угодно было из числа учеников отделить несколько избранных, достойнейших. Прозревая душевную чистоту некоторых, Господь еще раньше призвал их порознь для следования за Собою, как бы для испытания их готовности. Теперь, видя эту их готовность, Он вознамерился положить начало теснейшему союзу их с Собою. Апостолы, призванные на служение Господом Иисусом Христом, именуются в гимнографии «самовидцами Слова Воплощения», то есть свидетелями, наделенными свыше всей полнотой даров, необходимых для благовестия Евангелия и устроения Церкви на земле.

Ученики Христовы, в большинстве своем «некнижные и простые люди», распространили христианство по всей Римской империи и за ее пределами, а духовно-нравственный идеал их жизни служит примером для всех вступающих в ограду Православной Церкви. Господь избрал их как доказавших свою любовь и привязанность к Нему, доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения. Себе Самому Он предоставил их образование и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море. Им Господь открывал тайны Царствия Своего, нередко отдельно от народа изъяснял Свое Учение. Он постепенно изглаждал их предрассудки, принесенные из иудейского учения, умерял в них сердечные движения и приводил их в согласие с их обязанностями. Господь очищал и просвещал их ум и сердце, приготовляя их к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения. Они постоянно были при Нем, повсюду сопровождали Его, были всегдашними Его спутникам и собеседниками, слушали Его учение, были свидетелями Его жизни и деятельности, Его чудес, Его страданий, смерти, Воскресения и Вознесения на Небо. А потом сами свидетельствовали о том, что видели, слышали, осязали.

Сначала они были в отношении к Господу как ученики; в конце Своего земного поприща Он уже назвал их друзьями, от которых Он ничего не скрывал; наконец, по Воскресении Своем наименовал их братьями, как самых близких к Себе существ. И сегодня их жития учат нас, как надо жить, чтобы тоже стать достойными Царствия Небесного и именовать сыновьями Господа. Как отмечают издатели, в святости Пречистой Девы, Предтечи и апостолов явился первый плод Евангельской веры, плод с избытком, «во сто крат», а не в шестьдесят или тридцать. Эта святость – красота обновленного мира, по замечательному выражению одного из учителей Церкви. Это красота Господня, в Котором мы видим свое спасение, по слову святителя Афанасия Александрийского.

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовность

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Мир вам и спасение, дорогие м. Валентина 1, Марина, К.!Благодарю вас за сочувствие. И очень сожалею, что сгоряча при искушении написал вам и встревожил вас. Правда, я обиделся на начальника, узнав кое-что о нем, вернее, о его брате, который плохо влияет на самого начальника. Чтобы остаться в «Окопах»

 
Наука

Пересадка конечностей: история и современные подходы

Р. Баумгартнер, доктор медицины, профессор, директор ортопедической и реабилитационной клиники при Вестфальском Вильгельм-университете (г. Мюнстер, ФРГ)

Эпизод, о котором Вы говорите, описан в тексте инкунабулы о жизни святых

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс