Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (696) → Священник Иоанн Холкин: Самая совершенная добродетель – это любовь к Богу

Священник Иоанн Холкин: Самая совершенная добродетель – это любовь к Богу

№39 (696) / 15 октября ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

Гость телеканала «Союз» – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехове-Борисове Южном священник Иоанн Холкин


Главная заповедь

– Сегодня мы поговорим о добродетелях. Древние греки выделяли четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Но я не вижу здесь любви.

– Понятие Божественной любви присуще только христианству. Христиане знают, что самая совершенная добродетель – это любовь к Богу, к людям. Самая главная заповедь, которую Господь дал нам, – «возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всем разумением твоим, всей душой твоей», и вторая – «возлюби ближнего своего, как самого себя». Это краеугольный камень Евангелия. Сам Господь есть любовь, и мы стремимся соединиться с этой Любовью, прикладываем к этому все усилия, которые предписаны Священным Писанием.

Христианские добродетели отличаются от добродетелей античных: античные добродетели прежде всего говорят о справедливости, об этике, а христианские больше говорят о любви к ближнему. Три самых больших христианских добродетели – это вера, надежда, любовь. Все три выделяли еще апостол Павел и святые отцы – блаженный Августин, Григорий Двоеслов.

– Что такое добродетель?

– Добродетель должна сочетаться с благочестием. Что есть благочестие? Человек посвящает свою жизнь Богу, стремится жить по заповедям Божиим. Добродетель начинается с веры в Бога, когда человек через раскрытие истин узнает, Кто есть Бог, и начинает угождать Ему. Вера, надежда, любовь – звенья одной цепи. «Вера есть око, озаряющее совесть», – говорил Кирилл Иерусалимский. Мы знаем, что вера есть уверенность в невидимом как в видимом, желаемом и ожидаемом как в настоящем. То есть мы, не видя Бога, веруем в Него, доверяем Ему свое спасение и любим Его. Вера – дар Божий, Бог призывает человека к вере, и если человек откликается на этот зов, то начинает менять свою жизнь, понимает, что есть для него истинная ценность. Истинная ценность – угождение Богу.

А знание сердечное даст Господь

– Ответим на звонок – Томская область на связи.

– Как бороться с высокоумием?

– Святые отцы раскрывают нам только те истины, которые основаны на Священном Писании. Там, где святые отцы не знали ответа, они его не давали, либо давали предположительные варианты. Будет ли высокоумием изучать святых отцов? Думаю, что нет. Это вполне благочестивое чтение, которое помогает понять истину умственным путем. А если это чтение совмещать с молитвой, то Господь даст и знание сердечное.

– Следующий звонок – из Москвы.

– Меня зовут Сергей. Вопрос такой: как не впасть в осуждение?

– Рассудительность должна быть присуща христианину во многих вещах; есть такой грех, как неосмысленность, когда человек не осмысливает то, что он делает. Рассуждение дается человеку тогда, когда он находится с Богом, молится, читает Священное Писание, тогда он может читать даже еретические книги и оттуда черпать истину: Господь дает Свое Откровение, и человек может различать, где истина, а где неправда.

– Отсюда вывод, что не каждая книга может быть полезна.

– Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник не советуют христианам читать литературу, которая рассеивает ум, откровенно клеветническую.

– Ответим на звонок из Тулы.

– Меня зовут Ольга. Я согрешила и заболела, и у меня появился страх, что все повторится – я опять согрешу, и опять будет страх. Этот страх Божий – добродетель или же что-то иное?

– Это добродетель – упование на Бога, или чаяние. Страх Божий предшествует любви Божией. Порой, когда человек обращается к Богу, он сначала боится страшных мук, боится разгневать Бога. Следующая стадия, как говорят святые отцы, – когда человек хочет воздаяния за свои добродетели. И третья стадия – человек соединяется с Богом в любви, творит заповеди Господни не потому, что ему так предписано, а потому что он Бога любит и иначе жить не может.

Но, мне кажется, у вас другая проблема. Бывает, что человек не имеет упования на Бога. Надежда же на Промысел Божий заключается в том, что Бог промышляет о человеке. Как говорит Господь, «воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, не жнут, и Отец ваш Небесный питает их». То есть Отец наш Небесный желает блага каждому человеку. И какие-то болезни, скорби тоже бывают во благо. Через скорбь Господь может привести человека в должное духовное состояние – сказано в Священном Писании: кого Бог любит, того Он и наказует. В данном случае надо положиться на волю Божию.

Доброта без Бога не добродетель

– Чем человек добрый отличается от добродетельного?

– Доброта без Бога не добродетель. Человек добродетельный сочетается с Богом в любви Божией, прикасается к славе Его. У человека доброго, но не христианина, нет стремления к богоподобию. А кто стремится к богоподобию, тот пытается отстать от всех грехов, очиститься, приблизиться к Богу с помощью названных добродетелей. Если человек не верит в Бога, то ему все позволительно, и тут мы можем путать малодушие с добротой или просто черты характера человека с добродетелью. Господь в каждого человека вкладывает талант, – кто-то от природы бывает добрый, но доброту надо развивать через Евангелие, через познание Бога, и тогда этот талант даст свои плоды.

– Слушаем звонок из Ростова.

– Меня зовут Маргарита, я разведена, у меня взрослая дочь, мы с моим молодым человеком любим друг друга, но свекровь препятствует нам. Как наладить с ней отношения, как добродетельно подойти к ней? Она просто не говорит причину такого отношения, со мной не разговаривает.

– Одно из условий брака – согласие родителей. У свекрови свои отношения с ее любимым сыном, это может быть и эгоизм, а может быть желание не позволить ему сделать какую-то ошибку. Поговорите с ней, поговорите со своим супругом – может, дело действительно в вас, может быть, она видит в вас какие-то недостатки и она не хотела бы, чтобы это отразилось на жизни ее сына. Это очень личный вопрос, и он, конечно же, решается на Исповеди и при личной встрече со священником.

– Можно ли определить добродетели как противоположность греху?

– Каждый грех – это извращенная добродетель. Есть грехи, которые направлены против веры. Это и неверие – самый страшный грех, это и сознательное неверие, когда человек не хочет приступить Божественной благодати: не хочет потерять свои земные блага, не хочет вести аскетическую жизнь. Или человек верующий когда-то молился, причащался, а сейчас у него происходит какое-то охлаждение – про таких Господь говорит, что такие люди не холодны, не горячи. Наступает теплохладность, человеку становится все равно. Может быть, ходит по привычке в храм, но у него нет благоговения к святыне, нет благоговения перед таинствами. Это состояние греховное.

Навязчивость в проповеди может отвратить человека

– Звонок – Москва на связи.

– Мой сын вытащил из дома все православные книги, которые я покупала на выставках, выбросил все бумажные иконки, оставил только хорошие, сказал, что я занимаюсь чепухой. Как мне сына вразумить?

– Хоть какие-то иконы оставил, все-таки какое-то чувство было. Тут тоже один из грехов против веры: возможно, является некий фанатизм, когда мы все тащим к себе домой, каждую святыню, каждый поясочек – мы, конечно, должны с благоговением к ним относиться, но всему свое место и время. Я не оправдываю вашего сына, но вы должны выяснить, что именно ему не нравится, прийти к консенсусу – может, у вас вся квартира в маленьких святыньках, поясочках, в маслах, в лампадочках... Это уже хорошо, если он оставил какие-то иконы, значит, какая-то любовь в нем все-таки присутствует, к вам прежде всего, и какое-то благоговение. Очень часто люди пытаются навязать образ своих мыслей, веру, и порой чересчур сильная навязчивость в проповеди может человека отвратить. Вы посоветуйтесь с батюшкой на приходе у себя, с духовником, поговорите с сыном, что именно ему не нравится, и я думаю, что можно разрешить проблему. И советую вашему сыну сходить на Исповедь, если он выбросил образ Божий: это грех и надо за него покаяться.

– Как бороться с грехами и стяжать добродетель? Взаимосвязаны ли эти процессы?

– Если человек от чего-то отказывается ради Бога, это уже некоторая добродетель. Человек греховный, который не просвещен Богом, может не замечать своих грехов. Но когда человек начинает жить по вере, надеяться на Бога, он пытается освободиться от того, что мешает ему быть в единении с Богом. Прежде всего, мешают грехи – извращенные сатаной добродетели.

– Белгородская область на связи.

– У апостола Павла есть такие слова: «Бедный я человек, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Это о грехе. Еще есть другие слова – «живущие по плоти Бога родить не могут». А как нам быть? Мы в этом мире все живем по плоти…

– Это следствие испорченной грехом человеческой природы. Грех, как болезнь, проник в человеческую природу через грехопадение Адама и Евы. Грех уводит человека от Бога. Одни из самых страшных – грехи плоти. С ними очень сложно бороться, ибо они естественны человеческой природе. Но мы веруем, что Господь дает нам дух, и дух побеждает плоть. Господь дает средства – святые отцы об этом пишут, – это молитва и пост. Если мы обуяем свою плоть постом и молитвой, то дух победит нашу плоть.

– Вопрос из социальной сети. Задает его Степан из Украины: «Послушание – это добродетель?».

– Послушание можно рассматривать по-разному, многое зависит от ситуации. Если послушание не противоречит заповедям Господним, то это добродетель. Например, если человек слушается беспрекословно своего начальника, что, в принципе, тоже есть послушание. Однако, если начальник внушает какие-то греховные задания или мысли и человек следует им, то это, конечно, не добродетель. Но если человек несет свое жизненное послушание во славу Божию, то это послушание – добродетель.

Дело вере не помеха

– Слушаем звонок от Дмитрия, из Екатеринбурга.

– Меня назначили старостой храма. Я бизнесмен, мой бизнес находится в стадии развития, но вершина развития любого бизнеса – это богатство. Подскажите, можно ли это сочетать – быть старостой в храме и успешно заниматься бизнесом?

– Почему бы и нет? Если батюшка увидел в вас человека, который может помочь храму, то для вас это будет добрым послушанием, и оно не помешает вашему бизнесу. Нужно понимать, что не в богатстве зло, а в отношении к нему. Если человек живет ради мамоны, он ведет свою жизнь к погибели. Но если употребляет свое богатство с рассуждением, если к тому же староста храма и вносит свою лепту где-то в строительство, где-то в хозяйственные нужды, то это путь верный. Староста – помощник священника по хозяйственным нуждам. Я сам имею хорошего старосту, он мне очень помогает.

– Звонок из Белгородской области.

– Обязательно ли ношение женщиной-христианкой платка? Смотрю православное телевидение, там женщины-корреспонденты без платка. Важно ли это для духовной жизни?

– Надо обратиться к апостолу Павлу, который говорит: « И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется…».

Есть разные трактовки этого фрагмента из Послания. Дело в том, что христианство дает человеку действительную свободу, свободу в Боге, и первые христиане не знали даже, как поступать с этой свободой. У апостола Павла есть такие слова: у Бога «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». То есть женщина практически уравнивалась с мужчиной. Многие женщины думали, что если они со Христом, то могут освободиться и от тех традиций, которые были присущи их народу. Многие срывали покрывала (а на Востоке, как мы знаем, очень важно ношение женщиной покрывала) – тем они как бы являли соблазн для людей: все думали, что они блудницы. Христиане были тогда тайным обществом, язычники смотрели на них, а тут женщина ходит без покрывала, и, конечно, для них это было соблазном. И апостол Павел, призывая прекратить это поношение среди язычников, говорит: «если вы не хотите покрывать свои головы – стригите их». Стригли волосы женщины-проститутки, не полностью, конечно, но какую-то часть выстригали, и человек мог понять, что это женщина легкого поведения. Апостол Павел тут как бы иронизирует: если вы не хотите покрывала, то ходите как женщины легкого поведения.

Тут нужно понимать, о чем говорил апостол Павел, – мы не должны быть соблазном. Есть православная традиция ходить женщине в храм с покрытой головой.

– Добродетель любви путают с другими понятиями: кто-то говорит о любви только к себе, но не к ближнему, либо к ближним, но не к себе; давайте внесем здесь ясность.

– У нас есть одно слово «любовь», а в греческом языке отдельные слова для разных «видов» любви. Это и эротическая любовь, это и филадельфия – любовь дружеская, есть любовь матери к своему ребенку и есть любовь к Богу – это совершенно разные понятия. Говоря, какой должна быть любовь христианская, мы прежде всего должны выделить любовь к Богу и к ближнему.

Любовь не мыслит зла

– Батюшка, я Вас перебью – звонок из Перми, ребенок на связи.

– В Новом Завете написано, что Господь есть Бог живых, а мы пишем иконы – правильно ли это?

– В Ветхом Завете не было изображения Бога, потому что Бога никто не видел. В соответствии с догматами иконописания изображения Бога Отца запрещены – конечно, бывают изображения Бога Отца, но они неканоничны, мы не должны изображать Бога Отца. Но мы можем изображать Христа, Божию Матерь, святых – было боговоплощение. Господь пришел в мир не нарушить Закон, но исполнить его. Поэтому самая первая икона, которая существовала на земле – это Сам Христос Спаситель: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Известен нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, который был послан царю Авгарю – получив его, он исцелился. Первое изображение Божией Матери относится к I–II веку.

– Что такое христианская любовь?

– Мы должны опять обратиться к апостолу Павлу – он написал величайший гимн любви, объяснил, какой должна быть христианская любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». В Первом Послании к Коринфинам апостол Павел открывает смысл христианской любви; апостол говорит о трех добродетелях – вере, надежде, любви, но о любви он говорит: она превыше всего.

Христианская любовь к Богу, любовь к ближнему превыше всех перечисленных добродетелей. И она же заключает все эти добродетели. Дай Бог нам всем достигнуть этой любви Божией в себе. Мы должны понять, что не безразличны Богу. Даже если мы не верим в Бога – Господь все равно промышляет о нас, пытается нас привести к Себе. Почему мы должны любить Бога? Такой вопрос очень часто задают. Да потому, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Та жертвенная любовь, которую оказал нам Господь, распявшийся за наши грехи, нас животворит, приводит к Нему. И эта любовь соединяет нас с Богом. Это есть высочайшее блаженство, которого мы только можем себе желать.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Событие

Митрополит Иларион: «В нашей жизни больше позитива, чем в СМИ»

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с преподавателями и учащимися Екатеринбургской духовной семинарии 29 сентября 2012 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион

 
Исследуйте писания

Пребывать в Боге

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О стяжании Святого Духа Духи могут быть разными, не обязательно каждый дух – Святой. Об этом Иоанн Богослов говорит в самом начале четвертой главы Первого Послания:«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс