Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (695) → Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

№38 (695) / 8 октября ‘12

Уроки Православия

Письма студентам Московской духовной академии

Дорогой мой Володя!

Получил твое письмо и глубоко посочувствовал тебе. Многое бы я тебе сказал на твои сомнения и огорчения, да не мастер писать.

Ты выбрал себе путь жизни, исключительно трудный в наше время, и если выдержишь до конца, все твои скорби не скажу что забудутся, мало сказать, возместятся в миллионы раз, а просто даже пожалеешь, что они были слишком малы.

Может, тебе покажется это странным, но это так.

Я глубоко уверен, что даже древние великие мученики – и они жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которой должны бы были возлюбить Господа.

Любовь даже к человеку стремится выразить себя деланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило.

Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы, как проявление любви.

Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему.

А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится.

Можно полагать, что червь неусыпающий и огнь неугасающий в будущей жизни есть нескончаемая скорбь сердца о том, что было время, когда можно было доказать свою любовь ко Господу, потерпеть разные страдания ради Него, доказать любовь не только страданиями, но и верой в Него среди сомнений всяких, среди страхов, духовного одиночества, сознания своих немощей, бессилия и проч. и проч., – и не доказали…

Вот здесь-то, на земле, и можно и нужно доказать свою любовь к Нему внутренним решением:

«Буду верить в Тебя, буду всеми силами исполнять Твои заповеди, буду страдать за веру в Тебя, откажусь от всего и от всех – от личной жизни, от родных – и только Ты, Господи, не откажись от меня, не попусти мне потерять веру и мужество, не попусти возроптать на Тебя, если постигнут слишком тяжкие скорби и страдания свои или близких моих, даруй мне возлюбить Тебя всем сердцем».

Если сохранишь такое устроение, то тебе легко будет пройти твой жизненный путь.

Если же будешь колебаться, допустишь в сердце сомнение, если вольным нарушением заповедей Божиих омрачишь себя и ослабишь свои силы, если не будешь постоянно призывать на помощь Господа; а особенно, если возгордишься и понадеешься на свои силы – то падешь падением великим и отяготишь себе жизнь чрезмерно.

Но и тогда не унывай, а смиряйся еще больше и все упование возлагай на Господа, на Его милосердие и Его помощь.

Это и есть правильное устроение. Но без опыта, без падений и восстаний мысленных не придешь в правильное состояние.

Падения делом очень тяжело отзываются на духовном устроении, требуют потом большого труда для очищения себя и долго тормозят движение вперед. Мысленные же непроизвольные падения даже необходимы для познания себя, своей немощи, негодности для Царствия Божия, так как приводят к смирению, показывают, что сам человек своими силами не может духовно возрастать, а должен постоянно взывать к Богу о помощи, должен пользоваться для спасения таинствами и всем, что дает Св. Церковь.

Помогает духовному росту постоянное чтение Св. Писания (Нового Завета и св. отцов).

А еще лучше, если будет духовный руководитель, но их теперь не стало, и приходится идти самому, руководствуясь чтением и молитвой, испрашивая помощи от Господа и св. угодников. Прости меня.

...Правильное состояние характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас.

А из этого состояния рождается чувство сокрушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего (10 тысяч талантов) – словом, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, и из которого-то и родится та любовь к Богу, о которой я говорил в начале. Одной волей своей и желанием еще не приобретешь любви, а жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением о том, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю.

Из этого плача и сокрушения рождается страх Божий, т. е. страх, как бы не оскорбить Бога.

За ним рождается чувство близости Бога к нам, что выразил пророк Давид словами: предзрех Господа предо мною выну.

А затем постепенно возникает твердая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, и отсюда – не только безропотное несение скорбей и страданий, но и благодарность за них, т. к. сердце будет ощущать радость очищения скорбями и некоторого удовлетворения, что можно терпеть ради Бога и тем любить Его.

Что воздам Тебе, Господи, о всех, яже воздаде ми?

Прости за многословие и, может быть, несвоевременность этого писания. Но скорбь твоя подвигла меня написать тебе это.

Может быть, тебе будет полезно и послужит к некоторому утешению.

Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. Грядущего ко Мне не изжену вон. Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед – находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла. Господь да благословит тебя.

Не пиши так подробно, как ты писал последнее письмо. Я и так знаю твое состояние, достаточно и кратко написать. Будь здоров.

Сохрани это письмо и читай в минуты уныния.

Игумен Никон (Воробьев)

Спасибо тебе за сочувствие мне. Правда, что скорбь окружающих действует на сердце. Если бы не вера в Бога, то жить было бы невозможно. Надо не иметь вовсе сердца, чтобы жить теперь только своими эгоистическими интересами и быть спокойным. Но Господь дает силу все терпеть. Недаром Св. Церковь в каждой ектении призывает нас: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Эта надежда, что Господь все видит и всем хочет спасения и блага, хотя и ведет путем скорбей, дает силу все перенести. Увидишь сам на опыте.

Да поможет тебе Господь! Не забывай меня.

 

В других номерах:

Читаем Ветхий Завет

Между двумя водами

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О свободе Из страны греха человек идет к Богу...Вот тут мы переходим к важнейшему смыслу повествования об исходе еврейского народа и странствии по пустыне: не просто история народа, который когда-то шел по пустыне, но отображение, конспект духовной жизни каждого христианина.

 
У книжной полки

«Слово молчаливое»

Андрей Печерин

Игумен Варсонофий (Веревкин). «Учение о молитве (по Добротолюбию)» «Одним из главнейших двигателей и условий христианской жизни является молитва. Это существенный признак всякой религии вообще. Без нее не совершается ни один шаг в христианской жизни.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс