Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (693) → В обители преподобного Сергия, игумена земли Русской

В обители преподобного Сергия, игумена земли Русской

№36 (693) / 17 сентября ‘12

Наталия Шустова, ЕкатеринбургПо святым местам

Наше августовское паломничество из Екатеринбурга по святым местам началось рано утром. Большой путь автобусом – более 1700 км до подмосковного города Сергиева Посада – мы преодолели с остановками примерно за 30 часов. По пути готовились к встрече – читали житие, тропарь, акафист, молитвы преподобному Сергию Радонежскому.

С приближением к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре нарастало чувство нетерпеливого томления, как если бы мы стремились в гости к далеко живущему родному человеку, духовная связь с которым никогда не прерывалась. Уже под вечер второго дня, подуставшие, но счастливые, мы прибыли в древний город, в обитель преподобного Сергия Радонежского. Разместившись в уютной гостинице для паломников на подворье храма Всех Святых, несмотря на позднее время, спешим в монастырь.

В понимании никогда не бывавших здесь людей Троице-Сергиева Лавра – нечто особенное и величественное: подумать только, монастырь появился еще в XIV столетии! В устоявшихся представлениях о древней обители многое давно возведено в превосходную степень: основал эту обитель самый любимый в каждой семье святой – преподобный Сергий Радонежский; самый большой храм монастыря – пятиглавый Успенский собор очень похож на одноименный собор Московского Кремля, но превосходит его размерами; в белокаменном Троицком соборе сохранился уникальный иконостас – иконы работы преподобного Андрея Рублева; здесь возведена самая красивая и высокая колокольня; самая большая и величественная трапезная палата тоже здесь, в трапезном храме.

Но мы проходим в Лавру и убеждаемся, что нет никакой помпезности – все монастырские постройки так гармоничны, близко, но не тесно расположены друг к другу, что видны покой, уют, тепло и ладное устроение внутренней жизни обители, которой вовсе не мешают многочисленные паломники. Это чувство не покидало нас все время нашего пребывания в Лавре.

Пройдя под широкой аркой надвратной церкви Иоанна Предтечи, мы пересекли границу, отделяющую мирскую и монастырскую жизнь. Своды арки, украшенные фресками со сценами жития преподобного Сергия Радонежского, создают иное настроение, отрешающее от мелочной суеты, ежедневных земных забот, погружают в мир духовный. Храм Пророка Иоанна, возвышающийся над арочным проемом, где располагались Святые врата, бывшие главным входом в монастырь, встроен в его восточную стену. Ярко-красная, богато украшенная Предтеченская церковь встречает всех притекающих сюда и, подобно Иоанну Крестителю, готовит к предстоящим встречам со святынями. Не случайно именно в этом храме несколько священников ежедневно принимают Исповеди.

Вот они – древние стены, вековая брусчатка, камни, по которым ступали ноги святых угодников Божиих. Переходим из храма в храм – везде незыблемая вечность, внушающая чувство умиротворения и настраивающая на молитву.

А в памяти всплывают хрестоматийные образы религиозно-исторических картин русского художника Михаила Нестерова, посвященных житию преподобного Сергия Радонежского. Образ святого Сергия был душевно близок художнику с раннего детства, он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси». Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего Родину и по-своему стремившегося к правде».

Одна из самых известных картин цикла – «Видение отроку Варфоломею». Помните легендарный эпизод из жития преподобного Сергия? Отроку Варфоломею, в монашестве принявшему имя Сергия, не давалась грамота. Однажды, когда отец послал его искать пропавших жеребят, под дубом на поле Варфоломею было явление святого старца, «светолепна и ангеловидна», к которому мальчик обратился с просьбой помочь ему одолеть учение. Старец, «сотворя молитву прилежну», достал из карманной «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами: «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати Божия и разума Святого Писания». Так старец помог исполнить желание мальчика. Неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный».

На следующее утро, чуть свет, мы поспешили на братскую Литургию и к мощам преподобного Сергия Радонежского. Пять часов утра. Главный соборный храм Лавры – Троицкий – полон народу. Здесь в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Поток людей к мощам преподобного не иссякает. Можно ли было мечтать о таком дерзновении – коленопреклоненно припасть к святой раке преподобного Сергия, помолиться и попросить о помощи святого? С превеликим трепетом преклоняем колена…

Некоторое время спустя состоялась наша экскурсия по Лавре. С помощью экскурсовода удалось упорядочить свои первые впечатления.

«…В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И привел он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было ему имя в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той пустыни…».

Так начинался монастырь. Теперь, много веков спустя, Троице-Сергиева Лавра стала, по сути, «градообразующим предприятием» Сергиева Посада, и, как подобает таковому, имеет свою доминанту. О ней уже упоминалось: самая заметная постройка видна почти отовсюду в городе, она стала местным ориентиром – колокольня. Высота ее 88 м, что, между прочим, на 6 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. И самый большой на Руси Царь-колокол некогда находился на этой колокольне, весом он был 4 тысячи пудов, то есть 64 т. Вес же современного, отлитого в 2003 году для лаврской колокольни, Царь-колокола ничуть не уступает старому – 72 т. Строилась колокольня с 1741 по 1768 годы, а современный архитектурный облик ей придал русский архитектор Д. В. Ухтомский.

В центре Соборной площади расположен большой Успенский собор, его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие размерами постройки монастыря. Сооружен он был по повелению царя Иоанна Грозного и строился с 1559 по 1585 год. Особую торжественность его убранству придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII века с иконами XVII века. Главная святыня собора – покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, и преподобного Максима Грека.

Вновь возвращаемся к Троицкому собору, где утром поклонялись мощам преподобного Сергия, и входим внутрь. К сожалению, древнейшая роспись стен, выполненная в XV веке иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, до нас не дошла. Но сохранилась более поздняя роспись 1635 года, она воспроизводит иконографию первоначальной росписи. Главное же художественное сокровище Троицкого собора – пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV века преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. Глядя на иконостас, с трепетом узнаем известные с юности по альбомам и монографиям образы.

Среди многочисленных древних строений соборной площади привлекает внимание изящная часовня – Успенский кладезь, который был устроен в 1644 году над открывшимся здесь источником целебной воды. Часовня над ним возведена в конце XVII века, она привлекает к себе внимание богатой резьбой и многоцветной росписью. Воду, как принято, можно набрать в сосуды и взять с собой.

Трапезная церковь, расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена в 1686–1692 годах для торжественных приемов и праздничных трапез. Площадь ее – более 500 м2, палата была одним из самых больших помещений своего времени. Здесь решена сложная инженерная задача – перекрытие большого пространства единым сводом без промежуточных опор. Внутри церкви – роскошнейший позолоченный иконостас XVII века. По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко.

Мы осмотрели еще несколько храмов, многочисленные башни и постройки различного назначения – все описать нет возможности. Упомянем лишь, что на северной стороне монастыря расположено большое двухэтажное здание – бывшие царские чертоги. Здание построено в конце XVII века как царский дворец в главном монастыре Московского государства. Сейчас здесь располагается знаменитая Московская Духовная академия. В конце ХХ – начале ХХI веков, в переломный период истории нашего Отечества, из Лавры и Московской Духовной академии, называемых «большой кельей преподобного Сергия», вышли сотни архиереев и наместников монастырей. Ныне в МДА преподает широко известный профессор Алексей Ильич Осипов, читают лекции протодиакон Андрей Кураев и многие другие наши духовные наставники.

Экскурсовод напоминает нам об истории монастыря, его значении в судьбе государства Российского и о том, что благодаря уставу монастырской жизни, введенному преподобным Сергием, его нестяжательному житию и учительству, появились десятки святых подвижников, создавших новые монастыри на тех же основаниях, что и преподобный Сергий. Недаром образ Сергия Радонежского в художественных и поэтических произведениях русских писателей и художников – это не просто образ монаха, но исторического деятеля – «игумена земли Русской».

В конце экскурсии нас ожидало чудо: нам удалось побывать в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры – ее святая святых. Дверь в палату ведет из Троицкого собора в южный притвор и открыта не всегда. Там, в бывшей келье преподобного Сергия Радонежского, почивают мощи игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона. В этой палате находятся мощи и частицы мощей многих других святых: десница первомученика архидиакона Стефана, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа (Скрипицына), мощи Дионисия (Зобниновского), архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, крест с частицей Крови Господней, кость св. великомученика и целителя Пантелеимона и многих других праведников и преподобномучеников. Фотосъемка в палате запрещена, но в памяти осталось чувство душевного трепета от осознания соприкосновения с великими православными реликвиями. Далее уже самостоятельно мы с благоговением продолжили наше знакомство с обителью и окрестностями.

Сейчас, по приезде домой, есть только одно желание – не забыть, сохранить все доброе и светлое, что было в поездке. Слава Богу, на нашем пути были очистительные родники духовности, от прикосновения к которым сердца наши умягчились. С нами не было батюшки в автобусе, но зато мы встретили нескольких священников, которые помогали нам в нужные минуты. Одним из первых стал священник из церкви в честь Всех Cвятых на подворье, точнее, в скиту Лавры, где мы проживали, отец Андрей Наймушин – он оказал нам скорую духовную помощь в пути, проявил внимание, любовь и истинное наставничество... А самое главное – к концу поездки все участники подружились, стали как родные. У каждого остались свои впечатления, сохранились свои чувства, каждый приобрел свой духовный опыт и сделал свои выводы из совершенного паломничества.


ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКИ:
Екатеринбургская митрополия, Паломнический отдел, г. Екатеринбург,
ул. Репина, 6-а (на территории Иоанно-Предтеченского собора).
Часы работы: пн. – 09.00–17.30; вт.– пт. – 09.00–19.00; сб. – 09.00–15.00
Справки по телефону: (343) 253-10-35, 253-10-36, 233-59-99

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Событие

Шаг в бессмертие

Елена Некрасова

2 сентября, в День Российской гвардии во славу подвига гвардейцев-десантников 6 роты 104 парашютно-десантного полка 76 гвардейской десантной дивизии в Свердловской области состоялся автопробег «Шаг в бессмертие».

 
Исследуйте писания

Или любишь, или убиваешь

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О совести Обратимся к заключительным словам третьей главы Первого соборного Послания Иоанна Богослова:«Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной.И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердце наше, если сердце наше и осуждает нас; потому что Бог больше сердца нашего и знает все.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс