Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» – настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров
– Говорим мы сегодня о воспитании детей. На чьи плечи ложится эта забота?
– Мы все в свое время сидели под сердцем у матери, и до поры до времени представляем, как малыши-голыши, с нею единое существо. Без ее молока, без ее тепла мы не способны к бытию. Но Бог безусловно замыслил семью как союз мужа и жены, и наивно было бы считать, как это делают феминистки, что мужчина третий и почти что лишний в союзе матери и ребенка. Сама жизнь опрокидывает эти голословные антихристианские воззрения. Ибо в сердце каждого из нас сокрыто и сыновство, и отцовство.
– Воспитатели в детском саду тоже воспитывают?
– Дай Бог, чтобы из десяти один имел такие сердечные тепло и любовь, которые согревали бы ребеночка, оказавшегося вне собственного дома.
– Когда дети подрастают, воспитатели сменяются учителями, в высшей школе – преподавателями. Конечно, их основная задача – научить, но какая-то воспитательная работа тоже ложится на их плечи...
– В наше время учителям и педагогам хорошо вспоминать главный принцип врача – «не навреди»: учи тому, чему поставлен, физике, химии, менеджменту, но помни, что во всех твоих рассуждениях главным должно быть будущее твоих юных слушателей, и важно их не выбивать из седла тех исконных здравых нравственных ценностей, которые постулируются Библией и отражены в здравых учениях морали народов, держащихся библейского сознания.
– Могут ли педагоги применять физическое наказание к своим ученикам?
– Помню, я был юным учителем в замечательном заведении – математическом интернате имени академика Колмогорова. Это самое начало 1980-х годов. Одновременно был назначен воспитателем к старшеклассникам. Дети со всех уголков России жили в этом интернате. Общаясь неформально со своими воспитанниками, я по вечерам, когда нужно было оставаться на дежурстве, беседовал о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Не всякая кроха, с Уральских гор прибывавшая учиться, например, понимала, почему матерная брань недопустима. Приходилось с ними беседовать. И мы докапывались до самой сути. Устанавливали, что преступление должно неминуемо влечь за собой наказание. Одного такого «говоруна», который не стеснялся вслух произносить всякие словечки, я как-то наказал телесно. Я говорю: «ты готов пострадать?». Он: «готов». Ну что же, я на правую руку взял этого тинэйджера, он сложился пополам, и припечатал ему мягкое место довольно ощутимо, у меня покраснела ладонь. Он заливался счастливым смехом, потому что чувствовал, что я это делаю с любовью, с желанием не размазать его как личность, помочь ему головой осознать то, что прежде ощущала пятая точка. Но мир не без добрых людей. Кто-то донес на молодого педагога. Ко мне пришел завуч и спрашивал: какое право вы имеете поднимать руку на ребенка? Я никакого права не имею поднимать руку на ребенка. Но так, с любовью погладить и дать понять, что нужно различать добро и зло, я себе позволил.
Короче говоря, одно дело – неформальный аспект общения, отеческий, и другое дело – законодательные права и обязанности. Мы живем в новое время, когда павлики морозовы у нас штампуются западными технологиями.
– Ответим на звонок из Краснодарского края...
– Батюшка, мы Вас очень любим и уважаем, нам очень важен Ваш ответ на вопрос. Ребенку – год и три, мальчик. Он с недавних пор стал драться. Видимо, кто-то во дворе его ударил, он – в ответ, и все. Теперь что ему не нравится – он и маму по лицу ударит, и бабушку. В ответ его ударить? Психологи говорят, что ни в коем случае нельзя сдерживать гнев и агрессию ребенка, это повлияет на его психику. Как быть?
– Надо спросить психологов, а если ребенок вооружится шильцем или спицей, или вилкой, и будут те же самые тыкающие движения в сторону бабушки? Не будем сдерживать? Отправимся в травмпункт со штыковыми ранениями?
Сдерживать нужно. Вопрос – какими средствами. Заушить малыша так, чтобы он вылетел из манежа? Сомнительно. Энергия раздражения, гнева в родительском сердце тотчас проникнет в сердечко дитяти, и оно заразится невротическими реакциями. Конечно, когда речь идет о годовалых малышах, наивно представлять себе, что дитя не понимает. Понимает даже младенец в утробе, если мы беседуем с ним о смысле жизни, он все записывает на свою младенческую подкорку.
Спускать нельзя подобные проявления. Но нужно разговаривать с малышом как со взрослым. Важно ему не подыгрывать, не делать себя заложниками его капризов. Родители должны найти себя как педагоги.
– Продолжим про наказания. Я вспоминаю начало прошлого века, когда один европейский ученый установил, что лучше всего влияет на умы детей наказание палками. Сейчас время изменилось, палок никаких нет, но родители позволяют себе телесные наказания. Появилась ювенальная юстиция – что это такое?
– Это отработанная на Западе антихристианская технология, которая действует через специально созданную организацию со специально обученными людьми – агентами, приставами, полицаями, доносчиками. Суть ювенальной юстиции декларируется как защита прав ребенка от насилия со стороны взрослых, но в своей философии глубинной эта технология имеет невербально сформулированную цель – разрушение Богом данного организма под названием семья. «Святая святых» ювенальной юстиции, как философского явления, – безусловно, разлучение детей и отцов. Сталкивание уже не эксплуататоров и эксплуатируемых (лозунг, посредством которого были разрушены христианские монархии), но родивших и рожденных, внесение в их общение, которое заквашено естественной любовью, розни, отчуждения, недоверия и ненависти. Я вспоминаю, как Дмитрий Анатольевич Медведев, еще будучи Президентом, сказал во всеуслышание, что у нас давно определены законодательством те органы опеки и правозащитные организации, государственные инстанции, которые отслеживают все криминальные случаи, ставя своей целью не отлучить ребенка от родителей, но гармонизировать отношения и прибегать к изоляции детей от уже потерявших человеческий облик родителей, но в самых крайних случаях.
– Звонок из Свердловской области.
– Раба Божия Ольга, учитель начальных классов. Дети совершают разные поступки – как Вы думаете, об этих поступках следует говорить в классе или все-таки в индивидуальной беседе?
– Сам был учителем, и прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Ни в коем случае нельзя подавлять ребенка, уничижать его так, чтобы он почувствовал себя волчонком, загнанным в угол. Педагог должен быть универсалом нравственного воспитания. Если передо мной сидит целый класс, то я должен умело общаться с ним, высмеивая, вышучивая порок, обнажая его нравственную нечистоту, чтобы ни в коем случае не взирать на самого виновника неблаговидного поступка. Словесно предупреждая порок, мы должны щадить психику ребенка.
Другое дело – тет-а-тет я общаюсь с виновником моих педагогических размышлений, здесь уж мои глаза, устремленные в глубь его души, должны помочь ему освободиться от этого тяжкого груза.
– Какова роль наказания в воспитании детей?
– Роль, органично присущая самому делу воспитания. Ибо слово «наказ» встречается еще в былинах: наказ – наставление, вразумление. Наказание не есть высшая мера, которая должна превратить согрешившего ребенка в преступника на электрическом стуле, – это врачевание, очень гибкое, индивидуальное.
Мы с вами не должны быть каким-то рохлями и отвлеченными теоретиками. Важно только, чтобы мы были на стороне Господа Бога, были носителями нравственной правды, чтобы ребенок чувствовал, что он справедливо наказывается.
– Введение ювенальной юстиции подталкивает несовершеннолетних при негативных взаимоотношениях с родителями либо доводить все до судебных отношений, либо прощаться с этими родителями.
– Ювенальная юстиция превратит ребенка в предателя матери, Родины, сделает его человеком с тяжелой совестью, который зачеркнул сыновнюю и дочернюю любовь. А еще ювенальная юстиция в России породит целое сословие жуликов, корыстных приставов, которые будут всеми правдами и неправдами отнимать хороших детей у хороших родителей, желая на этом поживиться – это будет не просто коррупция, это будет как опоясывающий лишай, покроет все тело, и так уже смердящее от безнравственности. Это будет последняя война против падшего духа, в которой не выиграет никто.
Если в Европе господин Закон ставит на одну черту и губернатора, и обывателя, то у нас совершенно иная нравственная и духовная ситуация. Потеряв любовь к Богу и к людям, не приобретя привычки жить по закону, мы рискуем превратиться в стадо уже не просто человекообразных обезьян, а каких-то ублюдков, простите меня за это «литературное» слово. Нам нужно не изобретать колесо и делать ювенальную революцию, а обращаться к тем традициям советского времени, которые еще сильны и эксплуатируют (в добром смысле этого слова) имеющиеся у нас структуры для перевоспитания родителей и детей.
Прежде всего, речь должна идти о финансировании государством многодетных семей: украсть ребенка из дома только потому, что в холодильнике лежит шкурка от колбасы, а колбасы нет, просто мерзость. Вся страна должна видеть, что «много деток – это хорошо», что у Бога всего много. Государство, оказывая попечение об этих семьях, указывает путь всем прочим, как созидать гармонию любви.
– Звонок... Слушаем вас.
– У нас в семье двое детей; если мама говорит «нет», то у папы всегда все позволено и все разрешено.
– На папу смирительную рубаху надевать не будем; надеюсь, он сейчас не смотрит передачу, иначе воспримет это как донос, и отношения между папой и мамой окончательно испортятся. Нелегкая это работа ребенку – находиться между двух огней. Особенно хорошо устраиваются наши папы, выбирая путь наименьшего сопротивления – сидят в стороне, почитывая газету, подразнивают и подкалывают маму, снижая ее авторитет и теряя свой собственный. Я думаю, что наша зрительница в немногих словах обрисовала типичную ситуацию отсутствия взаимопонимания отца и матери в самом главном вопросе. Дорогие друзья, мой совет – никаких разборок в присутствии детей.
– Что-то здесь зависит от нас? Ведь закон еще не принят...
– Когда Дума, отягощенная жемчугами, поднятыми со дна морского, приедет из отпуска, тут-то, братцы, и держись – мы должны откликнуться на инициативу телеканала «Союз», собирая подписи, выражая свое суждение как налогоплательщики: нам же и содержать эту бестию – ювенальную юстицию со штатом раскормленных чиновников, которые будут думать, как бы выкрасть нашего ребенка, найти повод и «пришить» статью. Поэтому давайте выразим наше суждение по этому поводу и заставим Думу думать в правильном русле.
– Решение принимать вам – в любом поисковике в интернете набираете «сбор подписей против ювенальной юстиции», и там получите полную информацию. Сейчас на связи – Москва...
– Дочке девятый год уже, она сама приходит в храм. Как часто нужно детей исповедовать в этом возрасте? Как сделать, чтобы не препятствовали жена, родственники?
– Вопрос тонкий. Прежде всего, сами родители могут быть душеприказчиками детей. Могут вместе с ними готовить Исповедь и размышлять, как была прожита неделя, спрашивать вот эти пальчики, как они могли стащить из буфета дефицитнейшую конфету «трюфель», которая сохранялась бабушкой ко дню ее столетнего юбилея. Вот с этими пальчиками разбираться – «кто из них более согрешил? Мизинчик? Нет, он самый маленький. Большой палец? Он не участвовал в этой истории. Указательный?». Вот так, беседуя с детьми на их языке, но вместе с тем и по-взрослому, родители уже могут учить детей исповедоваться и принимать их Исповедь. Чтобы для ребенка было событием общение со священником.
Если священник имеет бороду и рясу, это еще не гарантия, что он будет психологически правильно общаться с семилетним прихожанином. Он может его со своей колокольни не увидеть.
Вот вам история. Когда я женился, бабушка моей супруги, ныне матушки, почти что столетняя, говорила мне: «Первый раз вижу такого молодого человека!» (я не был батюшкой, я был учителем русского языка и литературы). Мы с ней беседовали, у нее были вполне революционные убеждения, хотя она заканчивала гимназию, имела «пять» по Закону Божию. Я пытался понять, откуда у нее такое игривое и ироничное отношение, она лет девяносто не исповедовалась, считая, что после 1917 года «небесная канцелярия» перестала существовать. Оказывается, когда она была малышкой-гимназисткой где-то близ Марфо-Мариинской обители, их возили на Исповедь, и батюшка, огромный, как колокольня Иван Великий, даже не удостаивая себя посмотреть, что там за кроха, по Требнику вопрошал: чадо, крала ли еси? Она говорила: да, батюшка, крала. Он говорил: Бог простит тебе! Потом батюшка спрашивал: прелюбодействовала еси? И такое было. Для них Исповедь превратилась в какой-то комикс. Конечно, батюшка, так формально исповедуя, отбил всякую веру в само таинство. Скажете, анекдот? Нет – быль.
Поэтому и батюшку тоже нужно готовить к тому, что он встретит вашего ребенка, и мудрая мама пойдет прежде и расскажет батюшке, какие главные слабости у Машеньки, которая в общем-то послушный ребенок, но все время держит указательный палец во рту. В этом смысле Исповедь должна быть творческим делом как для родителей, так и для батюшки. А ребенок, соответственно, получит большую пользу от этого благочестивого сговора.
– Ребенку исполнилось 9 лет. Его обижают сверстники. Как правильно ребенку и родителям реагировать в данной ситуации?
– «Милый Мишенька, на твоих скинхедиков из класса обижаться не стоит. На таких не обижаются; видно, их кто-то недолюбил в детстве. Но ты не должен быть мальчиком для битья – вот батюшка Артемий благословил записать тебя в секцию по вольной борьбе, чтобы, вернувшись с летних каникул, ты показал пару приемчиков самым рослым».
– Как воспитать младшего брата в Православной вере и привить ему любовь к Богу?
– Прежде всего самому быть солнышком. Ибо если ты сам стал другом Божиим и в твоем сердце слова Христа нашли свое исполнение, не то что братец – все соседи по подъезду устремятся по пути веры, надежды и любви. Пример добрый имеет колоссальное значение в делах веры.
– Что происходит, когда выбирают крестную мать, не угодную Богу? Ведь сейчас к этому делу подходят формально... Правда ли, что на Руси обидеть крестную мать считалось очень страшным делом?
– Обидеть и родную мать, и крестную мать, и вообще взрослого человека – грех великий. А сейчас священники при Крещении должны заблаговременно исповедовать крестную маму, учить ее уму-разуму, и надо самим иметь немного ума, чтобы не приглашать бабу-ягу крестной для Иванушки, чтобы она не взяла крестника на противень и не отправила его в печку. Пусть наши маленькие христиане от своих крестных набираются мудрости, а не дурного стиля жизни.
– Звонок – Германия на связи.
– В Германии нам недавно объявили, что система отбирания детей не эффективна, и теперь у нас другие приоритеты – помогать родителям.
– Для себя Запад, как всегда, методом проб и ошибок выработал правильную систему и подход. А нам сбагривает отрыжки, в неэффективности которых они убедились. Двойной стандарт, товарищи.
На Семи Ключах подведены итоги участия приходского поискового отряда «Орленок» в «Вахте памяти» в Смоленской области 2 сентября, сразу после молебна на начало учебного года, более 100 прихожан екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Божией Матери на Семи Ключах собрались в актовом зале, чтобы выслушать рассказ командира поискового отряда «Орленок» Алексея Леонидовича Соловьева о поездке в Смоленскую область для участия в Международной «Вахте памяти»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.