Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (680) → В поисках Бога

В поисках Бога

№23 (680) / 11 июня ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Святым Духом душа живет
Протоиерей Евгений Попиченко

24 июня – день памяти святого апостола Варфоломея

В Евангелии его именуют еще Нафанаилом. Удивителен момент призвания этого святого ученика Христа на апостольское служение.

Когда Христос вышел на общественную проповедь и стал выбирать для Себя учеников, по какому принципу Он их выбирал?

Первым, как мы знаем, Он призвал Андрея – Андрей Первозваный зовет своего брата Петра, затем приходят апостолы Иоанн и Иаков, сыны Зеведеевы. Затем они зовут Филиппа, который призывает своего друга Нафанаила. Встретив Нафанаила, он говорит: «Мы нашли Мессию, Того, о Котором говорил Иоанн и пророки» (все эти апостолы прежде были учениками Иоанна, откликнувшись на его призыв о покаянии). И в этом смысле совершенно справедлива народная мудрость «Подобное тянется к подобному». Все ученики – друзья или родственники, жившие недалеко друг от друга, вместе трудившиеся, были похожи друг на друга по душевному складу, настроению, устремленности к Богу. Филипп, призывая Нафанаила, говорит: «Мы нашли Иисуса из Назарета», и Нафанаил делает совершенно справедливое замечание: «из Назарета может ли что доброе быть?» – тогда Назарет пользовался горькой славой, это был город, где много язычников, поэтому иудеи к нему очень свысока относились. Филипп, понимая, что какие-либо аргументы здесь не помогут, говорит удивительные слова: «Прииди и виждь» – «иди и посмотри».

Очень часто человек должен совершить этот шаг, чтобы духовная жизнь началась. Но перед этим в его душе должна возникнуть жажда истины, жажда встретить, найти Бога (мы об этом уже неоднократно говорили, но повторение – мать учения). Чтобы в душе зародилась вера, необходима встреча. Чтобы эта встреча произошла, необходимо прийти туда, где тебя найдут (об этом удивительно сказал в свое время Винни-Пух, когда Пятачок в очередной раз попросил его сочинить вопилку: «Знаешь, Пятачок, поэзия – не ты идешь и находишь, а то, что находит на тебя. А ты можешь просто пойти и встать в то место, где тебя найдут»).

В этом удивительная формула христианского Откровения. Одна реальность – человек – может встретиться с другой реальностью – Богом – только когда они найдут место этой встрече. Место это – сердце человека: «Царствие Божие внутрь вас есть». Внутри каждого человека целый мир, мир непознанный, для многих закрытый. Человек готов тратить огромные силы, чтобы стяжать какие-то призрачные земные блага. Многие всю жизнь гоняются за призраками: «Вот, еще надо квартирку справить, ремонтик сделать, машинку улучшить, съездить туда-то, посмотреть то-то, сфотографироваться, потом друзьям показать: вот, я там был»... И так всю жизнь. «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела – уж зима катит в глаза» – очень христианская, с христианскими мыслями басня (ну, правда, там муравей ведет себя не совсем по-человечески. А про стрекозу – правда: прогуляла, протанцевала, пропела свою жизнь). И многие люди, к сожалению, так и не понимают, какое бесценное сокровище носят внутри себя.

Целью жизни человека всегда было познание самого себя. Если он узнает, что он такое и почему так дорог для Бога, то узнает самое главное. И это невозможно сделать вне религиозной жизни, человек – не только тело. Как очень точно заметила одна девчушка: «Удивительное дело, узнаю, едва дыша: есть у нас не только тело, есть бессмертная душа». И вот именно там, в душе, прежде всего и происходит встреча с Богом. Но чтобы душа ожила, ощутила вкус духовной жизни, необходимо все-таки найти и на земле то место, где происходит встреча человека с Богом. Это Церковь. И это не просто место, это – система жизни, образ жизни, собрание людей во имя Христово. Церковь – это Евангелие, это труды святых отцов, Церковь – храм, покаяние. Именно там человека находит Господь.

Филипп об этом и говорит Нафанаилу: «Прииди и виждь». И увидев приближающегося Нафанаила, Господь говорит: «Вот израильтянин, воистину, в котором нет льсти» – нет лукавства. Именно это удивительное качество человеческой души, которое по-другому можно назвать целостностью или целомудрием, отсутствием двойных стандартов и двойного дна, Господь прежде всего ценит в Своих учениках. Нафанаил спрашивает: «Учитель, откуда Ты меня знаешь?». Он говорит: «Прежде, чем тебя позвал Филипп, я видел тебя под смоковницей» – по-видимому, Господь напоминает Нафанаилу какой-то опыт его прежней жизни, опыт молитвы, покаяния, в котором встреча с Богом уже произошла. Нафанаил, потрясенный этим Откровением, говорит: «Равви, Учитель, воистину, Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израиля». Господь ему отвечает: «Ты веришь, потому, что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей. Увидишь больше сего... отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Всякая душа создана Господом Иисусом Христом. Независимо от пола, расы, национальности, человек создан Богом, поэтому у каждого в душе есть неутолимая жажда поиска Бога. И если человек будет прислушиваться к своей совести – внутреннему компасу, к жизненным обстоятельствам, которыми Господь нас направляет к Себе, он обязательно придет ко Христу. Но для этого требуются усилия: дорогу осилит идущий – не лежащий, не сидящий в анабиозе перед телевизором: если человек так тратит свою жизнь, то ему «властители умов» обязательно расскажут, что главное. Очень важно оторваться от этого источника промывания мозгов, научиться думать своей головой, перестать воспроизводить штампы жизни – как жить, как думать, что читать, как ходить, во что одеваться.

Очень важное качество, которое Господь ценит в Своих учениках и до сих пор ищет Себе таких учеников, – это отсутствие лукавства, целомудрие: «Будьте целомудренны», – говорит Господь. Целостная мудрость – умение всегда и во всем быть самим собой, без «прогибаний под изменчивый мир», без игры, без лицемерия, без лицедейства. Таким человек бывает во младенчестве. Маленький ребенок ни с кем не фальшивит, он ко всем относится так, как относится: к родителям, к друзьям, к неприятелям, воспитателям в детском саду. Ребенок не лукавит. Правда, подрастая, он понимает, что есть законы, пользуясь которыми он может очень легко «разводить» сначала бабушку и дедушку, потом папу и маму, и так далее. К восемнадцати годам у человека формируется устойчивый набор разных личин, масок. С друзьями одна маска, с начальниками на работе – другая, с подчиненными – третья, с родителями – четвертая. В храм пришли – у нас такой лик правильный, кроткий, смиренный, сосредоточенный. Из храма вышли – маску в сторону, сигареточку в зубы, и дальше в свою какую-то колею. А вот интересный вопрос: в какой из этих ролей человек оказывается самим собой, хотя бы процентов на семьдесят? Где он не лукавит, где он целостный? Очень интересная задачка, и полезно было бы над ней порассуждать.

Именно от умения быть собранным, целостным зависит познание Бога. «Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего», – говорит Господь. Поэтому некоторые люди уходят из этого мира, чтобы научиться целостности, целомудрию – я имею в виду монахов: человек понимает, что в грешном мире очень сложно избежать расстроенности, и он уходит в подвиг, чтобы склеить, соединить распавшиеся части своей личности.

Каждый человек должен быть монахом. Не по внешней жизни, а по внутренней совести, хотя и внешние условия, безусловно, важны. Постараться избегать ненужных, пустых разговоров, беречь свои органы чувств от ненужной, лишней информации, впечатлений, стараться быть всегда предельно собранными, стараться всегда быть христианином. А для этого, конечно, требуются и вера, и любовь к Богу, и волевое усилие – направлять все свои и чувства, мысли, желания быть угодными Богу. Этому человек и обучается в Высшей Школе, которая называется Церковь. Дай Бог, чтобы, прожив земную жизнь, человек стяжал целомудрие и благодаря этому качеству Господь избрал его в Свои ученики.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Святым Духом душа живет

Протоиерей Евгений Попиченко

18 июня – день памяти блаженного Константина, митрополита Киевского и всея Руси Во дни благоверного князя Игоря, когда наступила великая смута среди русских князей, были нестроения в Церкви, быстро сменялись иерархи на Архиерейских кафедрах. Так, по смерти Киевского митрополита Михаила, князь Изяслав возвел на митрополичью кафедру некоего ученого монаха Клима, вопреки древнему обычаю не спросив на это благословения у Царьградского патриарха.

 
Архипастырь

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Пока мы живы, надо надеяться на милосердие Божие»

Беседовал Евгений Зызин

Историческое событие– По традиции, начинаем с вопроса ведущего. Владыка, в мае 2012 года Русская Православная Церковь отметила пятилетие подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс