Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (678) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Простить Господь может только того, кто в Него верит»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Простить Господь может только того, кто в Него верит»

№21 (678) / 28 мая ‘12

Беседовал Евгений ЗызинАрхипастырь

– По традиции, начинаем с вопроса от ведущего. Владыка, на днях постоянный представитель США при ОБСЕ Иэн Келли выразил обеспокоенность по поводу соблюдения прав человека в России в связи с принятием властями Санкт-Петербурга закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма. Такой закон принят во многих регионах России, в том числе и в Рязанской области. Однако пропаганда гомосексуализма находит лазейки, и в последнее время заговорили о проведении гей-парадов чуть ли не в самом центре российской столицы. В чем опасность такой пропаганды, и какое это имеет отношение к свободе человека ?

Мерзость перед Богом

– Что касается высказывания представителя США в отношении России, в таких случаях, наверное, можно сказать языком дипломатическим – это беспардонное вмешательство во внутренние дела суверенного государства. На дипломатическом уровне оно никогда не приветствовалось и не приветствуется, но, к сожалению, это происходит, и, думаю, каждый должен понять и обратить внимание на демократию, которую нам навязывают из США. К чему их демократия приводит? Я думаю, что за примерами далеко ходить не надо: посмотрите на Югославию, Ливию, Ирак, Египет – вы хотите, чтобы это происходило в России? Думаю, что не нужна нам такая демократия.

Я бы вообще оставил это без комментариев и совсем не говорил бы на тему навязывания из-за океана каких-то «демократических» идей для нашей России: у нас своя история, своя традиция, свои каноны, у нас своя жизнь и внутренняя, и культурная, и светская, и политическая.

А что касается сути вопроса, думаю, есть смысл нам, верующим, поскольку этот вопрос обращен ко мне как к православному епископу, вспомнить Священное Писание, слово Божие. Такие явления, как гомосексуализм, педофилия, – это мерзость пред Богом, это богоборчество, ведь нас Господь создал, чтобы человек жил на Земле: когда Господь сотворил Адама и Еву, Он сказал: «растите, плодитесь, обладайте землей, питайтесь всем, что есть на ней, возделывайте эту землю». А в последующие века Господь уже более детально определил, что необходимо делать человеку на земле.

Когда пришел Христос Спаситель, Сын Божий, на Землю, то Он принес Евангелие – Благую весть, с помощью которой человек, живя на земле, может войти еще и в Царство Божие. Войдя в Царство Божие, он будет пребывать во всем святом и праведном, только в добром и вечном. И как может с этим сочетаться такая мерзость? Другим словом это просто нельзя назвать. Конечно, для тех, кто увлечен этим явлением и живет так, это будет обидно. Помню, когда я только приехал в Соединенные Штаты, меня спросили об этом явлении, о том, как я могу охарактеризовать этих людей. Я тогда ответил, что это духовно больные люди. Но я стал врагом номер один для многих, кто расположен к этим явлениям. Мне приходилось очень много видеть таких людей в Сан-Франциско (этот город я бы назвал столицей гомосексуалистов и лесбиянок). Пусть на меня никто не обижается, но лично у меня это вызывало какое-то чувство омерзения.

Вы посмотрите, мужчина, женщина ведут нормальный образ жизни, тот, который дал нам Сам Творец. У них даже на лице написано благородство, достоинство человеческое, в них проявляется все хорошее, доброе – и чувство подлинной христианской любви, и патриотизм, и доброе отношение к людям, к своему Отечеству и к окружающему – все пронизано этой добротой. И когда я встречаю голубых и лесбиянок, мне просто становится как-то мерзко. Это открытое богоборчество, это мерзость перед Богом, по-другому назвать нельзя. Человек, который подпадает под эту страсть, отделяет себя от Бога. Я думаю, что очень мудро поступают наши депутаты, которые от имени народа пытаются сделать все возможное, чтобы прикрыть поток этой мерзости и эта гадость не приходила на нашу Русскую землю, чтобы мы воспитывали детей своих с раннего возраста в духе благочестия, с хорошим добрым настроением. А нас сегодня извращают и развращают.

Беда в том, что когда человек становится рабом этого греха, то он впадает в такую глубину греховного падения, из которой уже не может выбраться. И враг рода человеческого дьявол ему говорит: «Ну, вот, теперь живи и наслаждайся, ты все равно уже ничего не достигнешь, отсюда не выберешься, поэтому живи уже так, как есть». Человек, который впал в эту нечисть, должен осознать, что он сам себя лишает будущей вечной загробной жизни в Царствии Божием. Да и здесь он становится не таким, как все люди. Поэтому, конечно, надо запрещать все мерзкое, все нечистое, все вредное, что разлагает наших людей. И, слава Богу, что мы отстали в этом плане от так называемых развитых стран Запада, эта нечисть у нас еще не так сильно действует. Я бы еще сказал: не оглядывайтесь на Запад, давайте будем защищать свой народ, своих детей, чтобы они никогда не вкушали этой мерзости.

Нельзя оставаться равнодушным

– Благодарю Вас, Владыка. Переходим к вопросам наших телезрителей. Олег, 44 года: «Если христианин стал свидетелем кощунственных действий в храме, как он должен поступить?».

– Однозначного рецепта я не могу дать. Конечно, все будет зависеть от вашего внутреннего настроения. Но однозначно нужно сказать, что нельзя проходить мимо, нельзя оставаться равнодушным. Разные могут быть ситуации, возможно, что и вы сами, и кто-то из окружающих не справится с этими хулиганами или кощунниками, но, по крайней мере, надо обратиться к тем, кто сохраняет или блюдет порядок. Это и дежурный в храме, и общественность, их надо призвать и обратить внимание на то, какое безобразие творится. Но ни в коем случае нельзя оставаться равнодушным. Это первое. А потом уже другими доступными средствами надо делать все возможное, чтобы остановить кощунство.

– Любовь, 64 года: «Умершему в гроб кладут крест и икону, на голову надевают венчик. Зачем это все?».

– Вы совершенно правы, покойнику ведь ничего не надо; важно то, что он сумел за свою жизнь взять с собой богатство духовное – добрые дела, дела любви и милосердия. Все доброе, что человек приобрел, пойдет вместе с его душой на Страшный Суд. А крест и икона, и венчик на голову – это надо нам, живым, чтобы мы видели, что лежит в гробу человек православного вероисповедания. Как он проводил свою жизнь в вере, в благочестии, так и в гробу вместе с ним его крест, который он нес в течение всей своей жизни. Кто-то кладет иконочку Спасителя, кто-то Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом, священнику кладут крест и Евангелие, поскольку он был проповедником Слова Божия –это нам надо, а покойнику в этом случае нужны только молитвы.

– Наталья, 56 лет, спрашивает, как правильно ставить памятник на могиле?

– В каждой стране это может быть по-своему, даже у православных в Соединенных Штатах одна практика, в Мексике другая, в России третья – у нас общепринятая практика, когда покойника кладут ногами к востоку и в ногах ставят крест или памятник. Скорее всего, такая традиция, что от восхода солнца придет Христос Спаситель во Второе Свое Пришествие. Якобы, как только придет Христос Спаситель, все покойники воскреснут, встанут, и перед ними будет крест или памятник. Еще раз хочу сказать, что это все очень условно, но и очень важно, кстати, чтобы было какое-то единообразие на кладбище. Но канонического, обязательного какого-то устроения на этот счет нет, это просто опыт нашего народа.

– Валентина, 57 лет: «Что делать, если во время молитвы отвлекают разные мысли?».

– Бороться. Конечно, однозначного метода нет, у каждого ведь по-своему это бывает. У кого-то это занимает, может быть, некоторые месяцы, годы, а у кого-то и всю жизнь. А мысли все равно всегда будут приходить, но от того, как вы сами работаете над собой, зависит результат вашей молитвы.

Выбор за вами

– Антонида, 85 лет, у которой день рождения внука приходится на Великий пост, а праздновать его хочется, спрашивает, как быть?

– Тут надо выбрать что-то одно. Я бы мог порекомендовать следующее. Во-первых, праздновать можно по-разному. Допустим, православные в день своего Небесного покровителя или в день своего рождения стараются сходить в храм, помолиться, исповедоваться, потом причаститься Тела и Крови Христовых. Если мы это будем делать, то поймем, насколько большая бывает радость у человека на душе от посещения храма. А, может быть, после этого прийти еще к больной соседке или соседу и водички ей принести или во дворе подмести, или что-то еще хорошее и доброе сделать для этого человека? И вы почувствуете, как легко будет у вас на душе. Ну, а повеселиться? Мы знаем, как сегодня молодежь веселится – это, как правило, праздные разговоры, употребление спиртных напитков, а то и наркотических средств. Последствия, думаю, всем понятны.

Я бы порекомендовал вашим внукам разъяснить, чтобы они в пост помолились, провели как следует, а после Пасхи, пожалуйста, разговейтесь. Не обязательно привязываться к этому дню: если вы его отпразднуете позднее, ничего ведь не изменится, но у вас будет внутреннее чувство удовлетворения, что вы со всей Церковью вместе благочестиво провели Великий пост.

– Вопрос Любови, 60 лет: «Сын венчан, но развелся с женой, как быть с Венчанием?».

– К сожалению, очень многие сегодня обращаются с такими вопросами, и многие не понимают, что когда распадается семья, вы ведь тем самым разрываете свой церковный союз. Хотя среди людей бытует мнение, что якобы надо развенчаться. Нет, друзья; в этом случае надо помнить слова Спасителя: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» – если у вас распалась семья, о каком благословении Божием может идти речь? Конечно, мы никого не развенчиваем, а те, кто разрывают семейный союз, тем самым разрывают и церковный брак.

Существует такая практика: если вы решите вступить во второй брак, надо прийти в епархиальное управление, принести копию свидетельства о расторжении первого брака и копию свидетельства о регистрации нового брака, и тогда получите благословение епархиального архиерея о вступлении в новый церковный брак.

– Валентина, 70 лет, спрашивает, почему в Церкви не хватает священников.

– Когда я посещаю приходы, особенно те, где нет священников, то говорю верующим людям: «У меня же нет склада или холодильника, откуда я бы мог взять и направить вам священника». И спрашиваю: а у вас дети-то есть? Есть, – отвечают. Так вы присылайте своих ребят в нашу семинарию, пусть они учатся, получают духовное образование, и мы их вам направим как священников. Они говорят: «Нет, наши дети будут инженерами, или педагогами, или врачами».

А где же взять священников? Они же не рождаются в семинарии, они приходят получать образование, если захотят. Это, конечно, призвание – быть священником. Поэтому у нас и есть кадровый дефицит. Думаю, со временем, Бог даст, этот вопрос решится. По крайней мере, за последние двадцать лет в Русской Церкви произошло очень большое изменение, и очень много молодых ребят пришли в семинарию, получили хорошее образование, завели семьи, рукоположились и сегодня несут пастырское служение.

Крест для двоих

– Ольга, 54 года, Удмуртия, пишет: «Муж пьет – говорят, что этот крест жена должна нести, но где взять силы?».

– В подобных случаях я всегда говорю: почему жена должна нести этот крест? Если бы моя родная сестренка обратилась ко мне с таким вопросом, я бы ей посоветовал, как надо поступить. Что надо с ним более сурово поступать или поставить условие: или ты бросаешь пить, или мы с тобой разведемся. У нас в России, к сожалению, не только в этом вопросе, но и во многих других, как говорят в народе, с больной головы сваливают на здоровую. Пьет муж – жена должна нести крест, преступник кого-то убил – мы забываем того, кого убили, а говорим о том, что к убийце надо проявлять снисхождение. И хулиган – это преступник, и кто уходит на сторону от своей жены, а кто пьет – хулиган. Почему мы должны снисхождение делать к этому хулигану, а на нормального человека возлагать дополнительно крест?

Конечно, муж и жена должны друг другу помогать в деле совершенствования, устраивать домашний очаг, или как мы говорим, созидать домашнюю Церковь. Но почему это должен делать один, а другой будет злоупотреблять этим доверием? Я считаю, что этого не должно быть: муж и жена вместе должны идти по жизни, но никогда не переваливать тяготы с одних плеч на другие. Но, к сожалению, сегодня молодые люди, вступая в брак, не всегда понимают предстоящие сложности, трудности семейной жизни, и именно поэтому с такой легкостью многие разводятся или увлекаются чем-то другим.

– Ирина, 45 лет, жалуется: после поста у нее началась депрессия, ходит в храм, причащается, но ничего не помогает. Отчего это происходит?

–Трудно сказать. Мне ведь неизвестно ее внутреннее настроение. Но порекомендовал бы не просто приходить в храм, а пообщаться со священником. Может быть, в беседе он выяснит, в чем причина.

– Ангелина, 62 года, пишет: «Сын оскорбил священника и через несколько дней погиб. Связано ли одно событие с другим?».

– Я не знаю Божественного промысла в отношении этого. Вполне возможно, что это была еще какая-то капля дополнительная, которая переполнила Суд Божий, а, может быть, это не связано никак. Но когда человек живет благочестиво, тут легче определить. Даже если с ним что-то и произошло непредвиденное, то мы говорим, что все происходит по воле Божией. Если я обращаюсь к Богу и говорю: «Господи, да будет во всем Твоя святая воля», тогда на мне и будет проявляться воля Божия. А если человек никогда не обращался к Богу и не желает, чтобы Господь управлял им, то как можно сказать, что это воля Божия?

– В заключение – вопрос из Донецка, из Украины. Алла Борисовна, 65 лет, спрашивает: «Что есть хула на Святого Духа?».

– У нас есть очень твердое понимание, что такое хула на Святого Духа. Христос Спаситель говорит: все, что говорят даже на Христа, простится, а вот хула на Духа Святого не простится никогда, ни в этой жизни, ни в будущей. Хула – это богопротивление, богоборчество, открытое или сокрытое, но богоборчество. Это неверие в Бога. Как ему может проститься, если он не верит в Бога? Простить Господь может только того, кто верит в Него и кто к Нему обращается. Кто не верит в Бога, тот и просить прощения у Него не будет. А как только человек поймет, что если он даже делал что-то богопротивное, но это осознает и, если он верит в Бога, будет к Нему обращаться и просить, чтобы Господь простил. А если человек не верит в Бога – это и есть хула на Духа Святого, она не простится, ведь он не верит и не просит прощения.

– Владыка, спасибо, что Вы пришли и ответили на вопросы наших зрителей.

– Дорогие друзья, я желаю вам всего только самого доброго: пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Пост

11 июня – начало Петрова поста

«Паси овец Моих», – говорит Господь Иисус Христос апостолу Петру, таким образом вручая паству Апостольской Церкви. Для чего же Церковь призывает нас к Петрову посту, который прежде называли Апостольским? Чтобы паства и пастыри еще и еще раз получали возможность исполнять свой долг и стремились – узкой, трудной тропой – к Горнему миру.

 
Церковный календарь

Сердце, открытое молитве

Протоиерей Евгений Попиченко

6 июня – день памяти преподобного Симеона Столпника Дивногорца Родился святой в 521 году в Антиохии, еще в младенческих годах отличался строгим воздержанием. На пятом году жизни он лишился отца, погибшего во время землетрясения, а два года спустя умерла и его мать. Вскоре после смерти матери Симеон увидел сон. Ему явился Господь, окруженный множеством ангелов и праведных.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс