Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (675) → Дмитрий Слепушкин: Победа всегда – за сильными духом

Дмитрий Слепушкин: Победа всегда – за сильными духом

№18 (675) / 7 мая ‘12

Беседовал Олег МолчановМысли о прекрасном

На телеканале «Союз» в передаче «Мысли о прекрасном» гость – заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Слепушкин


– Уважаемые телезрители, Дмитрий – не только руководитель портретной мастерской Академии живописи и зодчества, он замечательный портретист, великолепный батальный художник. Все прекрасно знают его знаменитую картину «Молебен перед боем».

Мне очень интересно узнать, Дмитрий, как именно почувствовал ты вкус военного дела начала XIX века?

– Самое интересное, что, отслужив в армии, я думал, что больше никогда в жизни не коснусь военной темы, потому что два года в воинской части оставили ощущение несвободы. Но я, как добропорядочный гражданин, считал своим долгом отслужить. Прошло некоторое время, и у меня проснулись ностальгические чувства. Не столько по самой армии, сколько по воинскому духу. Я стал читать, интересоваться историей. Еще в школьные годы, когда я увидел впервые Бородинскую панораму, она меня поразила. Впоследствии я очень интересовался этим, листал всем известные верещагинские листы «Отечественная война 1812 года». Даже сама форма оружия, одежды, лица, благородные и очень отличающиеся от современных, – все в комплексе дало мощный толчок. И я стал интересоваться именно временем Александра I, наполеоновской эпохой. 1812 год мне особенно близок.

– Дмитрий, сейчас часто говорят о реконструкции Бородинского сражения. Все вещи, костюм, винтовка – это все достоверно, они сделаны из натуральных материалов, индентичны эпохе…

– Это не я делал, естественно, потому что каждый должен заниматься своим делом. Это военно-исторический клуб в Петербурге «Павловские гренадеры», состоящий из научных сотрудников Эрмитажа.

– Я имел счастье быть с тобой на Бородинском поле. Хотите верьте, хотите – нет, но это просто захватывает, и поэтому я не удивляюсь, что все, что ты пишешь на исторические темы, достоверно, выверено до последней клеточки. Ты можешь отличить буквально по петлицам, по планкам, по отдельным пуговицам род войск, эпоху, время.

– Да, это все очень важно. В советское время этому мало уделялось внимания – какая разница, какой там кивер, какие знаки, какое оружие даже. И, между прочим, даже Сурикова, когда он писал «Переход Суворова через Альпы», многие укоряли, что неправильно изобразил оружие. Я считаю, великим художникам такие ляпы простительны – сама картина должна впечатлять, ее идея, задумка. Все остальное вторично.

Но если ты берешься за это дело, то почему бы не почитать, не изучить, почему бы не внедриться в эпоху, чтобы все было исторически точно?

– Ты сказал о своем личном проникновении в военную тематику, но мне кажется, что это все-таки раньше началось. Твой прадед, Федор Никифорович, – достаточно известен, он родом из Романово-Борисоглебска, где, в частности, библиотека носит его имя. Расскажи о нем, мне кажется, что эта глубинная связь прошлого в тебе отозвалась.

– Мы все из советского времени, и очень многие не знают дальше третьего поколения. Теряется нить историческая и семейная, к сожалению. Кстати говоря, я тоже не сразу узнал. Мой прапрапра– – это середина XIX века – был некий Слепушкин, крепостной крестьянин. Но Бог дал ему талант, силы и крестьянскую сметливость, на которой Россия и держится. И он сам себя выкупил. Федор Никифорович стал развивать свой бизнес, был кирпичного дела мастер – открыл завод, стал купцом первой гильдии, но никто бы о нем не вспомнил, если бы он был только бизнесменом. Он еще писал стихи. Судьба его свела с Пушкиным. А через какое-то время стали выходить его сборники. Его приметил Николай I.

Есть знаменитая картина братьев Чернышевых «Парад на Царицыном лугу», которая находится в Русском музее. Там более двухсот персонажей изображено. А картину эту заказал Николай I, и, соответственно, главный персонаж он – на коне скачет, и войска выстроились в каре на Марсовом поле. А первый ряд, как партер, – гражданские лица, которые составляют честь и славу города. Этот список сам Николай I составлял. Там изображен и Пушкин, который не с обидой, но с какой-то горькой иронией говорил: «Странно, что Слепушкину и кафтан, и медаль, а Пушкину целому – шиш».Я к чему это все говорю? На самом деле надо не кичиться своей родословной, своими предками, надо их знать.

– Готовятся торжества очень серьезные к 200-летию Бородинского сражения. Думаю, эта дата будет торжественно отмечена, потому что сражение было поистине героическое. Подвиг русского народа хочется отметить, тех, кто взял топоры и вилы – и вымуштрованная французская армия не устояла.

– Это те грабли, на которые регулярно наступают захватчики, приходящие в Россию. Кончается все одним и тем же уже несколько веков – они всегда нарываются на русский народ. Армия, как ни странно, даже вторично идет. Бородино – великое сражение вообще в истории.

– Ты сейчас работаешь над полотном, посвященным императору Павлу I. Очень интересна эта эпоха, и опять же сколько наветов на Павла I, сколько вылито исторической грязи на него. Получается, своим добротным отношением к истории ты вносишь определенные коррективы, расставляешь на свои места исторические факты. Наверное, это и есть задачи добросовестного художника.

– Хотелось бы сделать как лучше, но пока еще в работе картина, и говорить об этом рано. Даже тогда понятно было, с чего вдруг появилась эта карикатура. Воспоминания писали люди, замешанные в его убийстве. И что они могли написать? Естественно, выгораживали себя, очерняли своего государя. Конечно, можно понять все недовольства: после екатерининского времени вольготного многие были крайне недовольны, в том числе и гвардия. А гвардия – это прежде всего знать. Солдаты, между прочим, очень тепло относились к государю, потому что он платил им, во-первых, очень хорошее жалование, и даже в амуницию, в одежду ввел «телогреи-душегреи» на холодное зимнее время, чего прежде не было. Шинель при нем введена была, а до этого были плащи. Так что солдатам жаловаться на Павла не пристало.

– Очень важно, когда художник добросовестен в искусстве. Насколько я знаю, ты – человек ответственный.

Россия стремится к великой своей славе, и это обязательно будет.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Мысли о прекрасном». Понедельник 00.00, 10.30, вторник 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№21 (726) / 3 июня ‘13

Мысли о прекрасном

Писатель Татьяна Миронова: Русский язык – это русский народ

Беседовал Олег Молчанов, заслуженный художник России

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Мысли о прекрасном

Хранители вечности

Василий Нестеренко

№3 (660) / 16 января ‘12

Мысли о прекрасном

Не просто профессия…

Василий Нестеренко

 
Читаем Ветхий Завет

Мир без Бога – Вавилонская башня

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Продолжение. Начало в № 15, 17) Апостол Павел в своем Первом Послании к Фессалоникийцам предупреждает

 
Люди церкви

По зову души

В эфире телеканала «Союз» программа «Люди Церкви», гость программы – президент благотворительного Фонда «Общество друзей монастыря на Святой Горе Афон имени Преподобного Максима Грека» Сергей Рудов – Программу «Люди Церкви» в эфире телеканала «Союз» ведет Олег Петров.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс