Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (674) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Благодать спасает человека

Протоиерей Димитрий Смирнов: Благодать спасает человека

№17 (674) / 30 апреля ‘12

Протоиерей Александр БерезовскийБеседы с батюшкой

Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, в прямом эфире телеканала «Союз»


В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии протоиерей Александр Березовский и отец Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Начни с терпения

– Батюшка, начну с вопросов, которые пришли на наш форум: «Господь говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши». Почему именно терпением? И разве, если человек только терпелив, он уже спасен?».

– Нет, еще не спасен. Но от долготерпения рождается смирение, смирение привлекает благодать, а благодать спасает человека. Поэтому терпение необходимо, как первый шаг, о чем Господь и сказал.

– Мы знаем много христианских добродетелей, и вершина всем – любовь, но именно терпением, а не любовью, не милосердием уготовано спасение?

– О какой любви может идти речь, когда у человека нет терпения? Ведь чаще всего «оказать любовь» человеку – значит проявить терпение. Христианин должен научиться оставлять людей в покое, не мучить их, согласно своим собственным представлениям. А для этого нужно терпение, потому что, как обычно, у другого все не так, у него в глазу не одна соринка, а в каждом глазу по несколько. Многие христиане думают, что наша задача – помочь другому человеку вынуть эти соринки из его глаз.

– Как помочь – может быть, приучить, как детей малых, ходить в храм?

– Сначала нужно проявить терпение, потом заняться выемкой бревна из собственного глаза. Как только это произойдет, так сразу будет понятно, как вынуть соринки из глаза брата.

– Реальная ситуация: муж проводит время за компьютерными играми. Что, к нему вообще не приставать, пусть сидит играет? А дела стоят, дети плачут – не лезь к нему? Женщина рассказывает: «Устрою скандал – на несколько дней он отрывается, и в доме появляется мужчина, отец, муж. Но если я хожу вокруг, а его не трогаю, он может сутками сидеть и не замечать нас». Как здесь быть?

– Человек тяжело болен, человек выбрал эту болезнь сам... Цель нашей жизни, семьи – не в том, чтобы дела делались. Цель брака – стяжание Духа Святого и достижение любви в Господе. А это значит: не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе. Представь себе, дорогая супруга, что ты чем-то занята, а к тебе с чем-то пристают, кто-то дергает. Для строительства семейной жизни, по слову Господню, такие скандалы ничего не дают, они только разрушают отношения, а человек никогда не бросит свою пагубную страсть. Он ее может бросить только когда упрется в самое дно и захочет от этого избавиться.

Все зависит от задачи. И мы здесь сидим, чтобы говорить, чему учит нас Святая Церковь, к современным реалиям приближая слова Христа, Который учит не тому, как нам делать дела, как дом – в «лапу» или в «замок» рубить, какой стиль употреблять – нижегородский или вологодский. Он учит, как вести строительство духовное. Для Церкви неважно, кто ты – маслобойщик или наклейщик обоев, чистильщик стен или полицейский.

Речь идет только о качестве твоей внутренней жизни перед Богом. И для этого качества необходимо оставить этого больного человека в покое, потому что он не представляет собой никакой опасности для окружающих: сидит себе тихонько, играет. Пусть играет.

– То есть даже не пытаться бороться за душу своего родного человека?

– Нет, почему же, очень даже – в соседней комнате перед иконами.

– «Господи, оторви его от этой пагубы»…

– Достаточно «Господи, спаси его и помилуй». Только в это «помилуй» вкладывать свое желание спасения его души. И если это будет настойчиво, со смирением, с любовью, без чувства собственной правоты, тогда обязательно будет результат.

Традиция традиции рознь…

– Вопрос из Курска.

– Почему в воскресенье на Пасху нельзя ходить на кладбище?

– Никаких церковных запрещений на эту тему нет. Просто Пасха для посещения кладбища – не самый удачный день. Почему не прийти, например, на 1 мая? Почему избрали именно Пасху? А почему не на Рождество? Ночью, когда все христиане собрались в церкви? Тишина, покой, звездочки сияют, ангелы поют на Небесах. Все-таки человек должен делать все осмысленно!

– В советское время сложилась традиция ходить именно в Пасху на кладбище.

– Традицию эту я уже объяснял неоднократно. Не поленюсь сделать это еще раз. В советское время церковные люди, в силу того, что были уничтожены все церковные книги, почти все храмы, уничтожены почти все священники, забыли, в чем состоит христианская вера. У них остались в памяти некоторые обычаи. Например, если ребенок родился, его надо крестить, а что такое «крестить», этого никто не знал. Знал, что это что-то с водой связанное, там все что-то вокруг ходят. Но «надо крестить» – это железно. Второй обычай – когда человек умрет, надо отпевать обязательно; в любом случае, христианин этот человек или не христианин, веровал ли он в Бога или был атеистом, надо отпеть – приходят люди и говорят: «Вы знаете, он у нас некрещеный, а вот нельзя ли отпеть?». Потому что есть обычай отпевать покойников: «мы же русские люди, это наш русский обычай». А третий обычай – ходить на кладбище на Пасху. Большевики не запрещали ходить на кладбище (слава Богу, не додумались) поэтому для многих посещение могил родственников на Пасху – это было религиозное действие, в храм-то ходить боялись.

А почему именно на кладбище? Очень просто. До революции 86 % населения России были крестьяне, и на Пасху все из своих деревень ходили в село на ночную службу. Брали с собой куличи, крашеные яйца, то есть два раза не ходили в село в Великую Субботу. Стояли Литургию, некоторые из них причащались, но это редко. Потом батюшка всех поздравлял: «Христос Воскресе!», освящал куличи к Пасхе. И куда они шли разговляться-то? Не нести же кулич домой – грязь непролазная, 8 километров, только начинает светать. Они шли на погост, на могилу к усопшим родственникам. На каждой могиле – не цветник, а холмик, чем не стол? Тот платочек, в который был завернут кулич, расстилали, как скатерку, куличик делили, яйцо «развивали», христосовались, вкушали, поминали еще и усопшего, и он как бы присоединялся. А потом все остаточки крошили птичкам, собирали платочек и шли домой.

А с ними были маленькие дети – будущий комсомол 40-х годов. И у них в памяти осталась, конечно, не служба, потому что маленький ребенок на службе спит. Потом его растормошат и сразу ведут на кладбище. И у него с детства осталось, что «на Пасху надо ходить на кладбище». И каленым железом из этого комсомола этот обычай никто никогда не мог вытравить. И государство даже автобусы дает, и весь комсомол прежний сейчас едет на кладбище. А комсомол 60–70-х этот обычай воспринял от комсомола 40-х уже как устойчивую традицию.

Вот как, например, сейчас гробы украшают цветами? Если бы сто лет назад кто-то додумался принести венок в церковь да еще с лентами, на которых всякие странные надписи, то священник просто не допустил бы в храм и в ограду церковную. Это – по крайней мере. Никаких цветочков в гроб не клали, ничего этого не было всего лишь сто лет назад. Но комсомол-то привык возлагать: и к Ленину, и к Сталину, но ведь они же покойники, правильно? Покойнику – цветы, а они думают: «тогда и нашему покойнику надо цветы, чем наш хуже Ленина»? Возникла новая традиция. Она языческая совершенно, потому что поклонение этим идолам, бронзовым, гипсовым, цементным – чистое язычество.

Блажь видно сразу

– Батюшка, Норильск на связи.

– Батюшка, Вы часто говорите об изучении Иисусовой молитвы – что это такое и как ее правильно читать?

– Надо взять такой пятитомник, называется он Добротолюбие – там найдите, что пишут об Иисусовой молитве: в формате телевизионной передачи этому нельзя научиться – этому вообще можно научиться только от человека, который сам практикует эту молитву. Но по книгам можно попробовать.

– Многие из мирских людей приходят брать благословение на четки, мол,батюшка, благословите по четкам молиться. Насколько это полезно, имеет ли это значение какое-то, или это просто блажь людская?

– Это – не блажь, это такой... романтизм. Эти люди уже читали что-то, может быть, не Добротолюбие, а хотя бы Феофана Затворника, и хотят иметь какое-то правило. Допустим, сто молитв, или двести. И, чтобы не считать, пальцы загибая, существует такой инструмент, как четки. Хотя можно и просто по счету считать, а можно и по времени, это не имеет значения. В принципе, благословение на четки брать не надо, но некоторым это полезно. Особенно если человек тщеславный – ему четки не рекомендуются, чтобы он не укреплялся в собственном тщеславии, что-то делая напоказ.

– Вопрос из Оренбурга: «Батюшка, Вы сказали, что сто лет назад священник не пустил бы гроб, украшенный цветами, в храм. Сейчас что, не рекомендуют носить живые цветы?».

– Для Церкви очень важно поддерживать разумные христианские обычаи. Если мы на могиле сажаем цветы, чтобы они росли, тем самым могила превращается в клумбу, но это – вещь вполне законная. А приношение цветов – это есть обычай уже языческий. Ну, например, 90 % людей приходят на могилы и приносят цветы, а вот приходят на могилы молиться только 10%. Для Церкви предпочтительнее, чтобы 10% приносили бы цветы, а 90 % бы молились. Потому что молиться об усопшем на могиле – это обычай христианский, а приносить цветы – языческий.

– Батюшка, а поминки – и в день похорон, и на третий день, и на девятый, на сороковой… Это застолье тоже из серии языческой?

– Абсолютно из той же серии. Что такое – помин? Имеется в виду, что мы молимся, на молитве вспоминаем усопшего.

– А тут едим-пьем, вспоминаем.

– Можно в кино пойти и там вспомнить. Дело в том, что трапеза – это есть завершение: собрались родственники на девятый день, пришли в храм, поисповедовались, причастились, попросили у батюшки послужить панихиду по умершему родственнику – батюшка послужил панихиду, мы пришли домой и все вместе пообедали. Значит, выкидываем Литургию, выкидываем панихиду, выкидываем общую молитву – остается одно застолье. Извините, пожалуйста, это не помин – это называется «языческая тризна». Некоторые до того напоминаются, что потом вообще в пляс пускаются. Что это такое? Не знаю. Я думаю, что если могилу вскрыть, покойник окажется перевернутым; ни одному усопшему и вообще никому из нас, тех, кто слушает, я бы не пожелал, чтобы его так поминали.

– Но опять традиция, батюшка, та же самая, советская...

– Традиции бывают хорошие, а бывают плохие. Хорошая традиция – перед едой молиться, плохая традиция – по всякому поводу ругаться матом.

– Плохие, к сожалению, крепче держатся в умах.

– Это тоже понятно. Потому что, во-первых, хорошему никто не учил. Во-вторых, если поле не засевать семенами, оно зарастает крапивой и лебедой. Так не бывает, что мы поле оставляем пустое, а оно на следующий год стоит полное ржи, или ячменя, или овса. В силу того, что за семьдесят лет сами-то люди забыли эту традицию, а всех носителей традиций большевички перестреляли, сгноили в лагерях, народ перестал что-либо помнить, и все заросло сорняками. Спрашивается, зачем нам поддерживать эти сорняки?

Радость духовная неизбывна

– Есть вопрос из Тулы: «Почему в Священном Писании, в молитвах, в акафистах гораздо чаще встречается слово «радость», а слов «счастье, счастливый» почти не случается?»

– Во-первых, мы должны радоваться, потому что это заповедь Божия; апостол сказал: всегда радуйтесь. Во-вторых, тексты богослужений написаны людьми святыми. Кто такой святой человек? Святой – это человек, который наполнен благодатью Божией. Благодать Божия настолько утешает человека, что он всегда пребывает в радости. Например, преподобный Серафим Саровский зимой и летом переживал Пасху. И всем, кто к нему приходил, он говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!».

А счастье – это земная и очень короткая вещь. Человек, конечно, бывает иногда счастлив: окунулся в пруд, вышел на берег, сел в шезлонг и счастлив. Потом пошел домой, наступил на ржавый гвоздь, и счастье кончилось, надо противостолбнячный укол делать, и так далее.

Я думаю, что слово «счастье» – от слова «сейчас», но, может быть, ошибаюсь. Это переживание какого-то приятного момента. Радость духовная неизбывна – пока не согрешишь, благодать Божия с тобой. А счастье зависит от тысячи вещей. Чуть погода изменилась, повысилось атмосферное давление, и у тебя тоже повысилось. Вот и кончилось счастье: какое тут счастье, если голова трещит?

– А радоваться, когда голова трещит, возможно?

– Дело в том, что благодать Божия вообще производит с человеком всяческие исцеления, и он даже не чувствует ни старости, ни немощи своей, живет, как ангел на Небесах.

И один в поле воин

– Вы правильно сказали: пока не согрешишь, благодать Божия живет в тебе. Как не согрешить, если человек просто живет в этих грехах? Еще из храма человек не успел выйти после Причащения, а уже пятнадцать раз согрешил. Возможно ли человеку хранить в себе благодать Божию?

– Ну, раз есть святые, значит, возможно.

– По сравнению со всем народом – это единицы...

– Ну и что же? По сравнению со всеми нашими офицерами Сережа Солнечников, который бросился на гранату и спас солдат, – тоже случай единичный. Одни офицеры солдат держат на морозе, и потом кто-то из них от пневмонии умирает. А другой офицер бросается на гранату и погибает, спасая своих солдат. Какой пример для всех! Какие родители, что так воспитали этого человека! Он – сразу на Небеса, ибо нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други свои. Недаром все его ребята звали его Солнышком – немного, думаю, офицеров найдется в нашей армии, которых солдаты называют Солнышком.

– Но все-таки есть...

– Да, конечно, есть и, слава Богу, это – настоящий святой человек.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Воспоминания

Господь провел людей через испытания навстречу вере

А. Л. Соловьев, доцент кафедры гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета, кандидат исторических наук, координатор проекта

В Богородице-Владимирском храме на Семи Ключах дети собирают воспоминания прихожан о Великой Отечественной войне Детский просветительский центр храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга

 
Епархия

Тамбовская и Мичуринская епархия

Епископ Тамбовский и Мичуринский ФеодосийДата рождения: 26 января 1961 г. Дата хиротонии: 21 апреля 2002 г. Дата пострига: 22 августа 1987 г. День ангела: 16 маяРодился 26 января 1961 г. в р.п. Пичаево Тамбовской обл. в семье священника.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс