Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (672) → Как найти процент от числа, или кто и как выбирает свой модуль в учебном курсе

Как найти процент от числа, или кто и как выбирает свой модуль в учебном курсе

№15 (672) / 9 апреля ‘12

А. Л. Соловьев, доцент кафедры гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета, кандидат исторических наукПисьмо в редакцию

В учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» входят модули:

  • Основы православной культуры;
  • Основы светской этики;
  • Основы культур мировых религий;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

Меня, как христианина, родителя и православного педагога не может оставить равнодушным готовящаяся очередная атака на Церковь, связанная с тем, что, по непроверенным до конца сведениям, только 16% обучающихся средних общеобразовательных школ выбирают модуль «Основы православной культуры» (далее – ОПК) в качестве предмета изучения.

При оценке востребованности данного курса мы должны учитывать, что со стороны администрации школ и учителей начальных классов, перед которыми ставится задача вести культурологические предметы по основам религиозной и светской этики, оказывается откровенное давление на родителей и обучающихся. Общение с преподавателями и обучающимися трех школ г. Екатеринбурга (номера которых – по причинам «не навреди» ближнему твоему – называть не буду) было неутешительным; в одной из школ учительница на родительском собрании прямо заявляла родителям: «и зачем вы выбираете это Православие, у нас его вести некому, выбирайте светскую этику». В другой, где непосредственно учится моя дочь, преподавать ОПК поставили, по словам ребенка, «такую злую учительницу, что к ней подходить страшно». Естественно, что дочка буквально умоляла меня не отдавать ее на этот предмет, ведь «я в воскресной школе все это изучаю». В третьей школе родителям заявили, что у них некому вести ОПК, поэтому выбирайте либо светскую, либо мусульманскую этику (ведь общеизвестно, что в районе Сортировки, проживает значительный процент мусульман и препятствовать им в изучении исламской культуры педагоги опасаются). Вполне очевидно, что в данном случае 100% детей не выбрали модуль «Основы православной культуры» для обучения. Но разве это произошло по объективным причинам?

Чем можно объяснить подобное поведение со стороны администрации школ? Во-первых, преподавать предмет поручено неспециалистам, учителя откровенно говорят родителям на собраниях: «нас заставили его вести, мы в нем не разбираемся, выбирайте лучше светскую этику». И даже если у родителя есть желание, чтобы его ребенку рассказали о Православии, он, как и я, предпочтет не ссориться с учительницей, не травмировать психику своего ребенка, на котором потом будут отыгрываться за «своеволие» родителя, а отдать в воскресную школу, чтобы ребенок пил знания из проверенного чистого источника. Во-вторых, сложившуюся ситуацию можно объяснить общей невоцерковленностью и отрывом от традиционных корней своего народа, что, увы, является нормой современной российской жизни и печальным последствием векового уничтожения Православия на Русской земле.

Меж тем, в тех школах, где администрация осознает необходимость образования и воспитания детей на основе проверенных временем ценностей, ситуация в корне иная. В качестве положительного примера можно привести одну из школ г. Екатеринбурга, у которой заключено соглашение о сотрудничестве с сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. В этой школе, где количество детей из мусульманских семей превышает 35%, курс ОПК выбрало 20% обучающихся четвертых классов. Но при этом существующий в пятом классе предмет «Духовная культура Урала и России», построенный с использованием учебника ОПК, изучают уже 72%. Помимо этого, дополнительно, в восьмом классе предлагается предмет «Культура взаимоотношений» (на основе учебников В.Д. Скоробогатова «Православная культура» и иерея Дмитрия Моисеева и монахини Нины (Крыгиной) «Нравственные основы семейной жизни»). А во всех четвертых классах изучается курс «Человек. Урал. Истоки», одобренный сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии, который охватывает 100% учащихся, в том числе и из мусульманских семей, потому что администрация школы осознает важность ознакомления детей из семей мигрантов с традиционным духовными ценностями коренного населения Урала. Нетрудно предположить, что когда желающие «уколоть» Церковь подсчитывают общий процент обучающихся, выбравших ОПК, они не учитывают процент детей, выбравших культурологические предметы (построенные на основе учебника ОПК или учебников, одобренных Екатеринбургской митрополией), изучающиеся в факультативном порядке.

Таким образом, можно сделать вывод, что все зависит от администрации школ и нас, родителей. Там, где, как в вышеописанной школе, существует осознание ответственности за будущее своей страны, есть сотрудничество и с Церковью, и с родителями. Там, где, как в ряде других школ, такого осознания не происходит, оказываются акты давления на родителей, не умеющих или не желающих по тем или иным причинам отстаивать свои права. Все это надо учитывать при анализе востребованности православных культурологических предметов и заинтересованности родителей и детей в их преподавании.

 
Читаем Ветхий Завет

Мир без Бога – Вавилонская башня

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

В ветхой истории описано знаменательное событие, имеющее универсальный и глобальный смысл. Его значение во многом определяет последнюю судьбу мира.

 
У книжной полки

Солнце играет

Василий Никифоров-ВолгинВасилий Акимович Никифоров-Волгин (1901–1941) – один из ярчайших писателей русского зарубежья 20-х – 30-х годов. Родился в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье потомственного сапожника. После революции жил и работал в Эстонии, где занимался литературной и журналистской деятельностью.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс