Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (672) → Господь смотрит на сердце человека

Господь смотрит на сердце человека

№15 (672) / 9 апреля ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Прекраснее души нет ничего во Вселенной
Протоиерей Евгений Попиченко

18 апреля – день памяти преподобного Марка Афинского

Святой подвизался в пустыне Ливийской на Фракийской горе. Вот как он сам рассказывал о своей жизни святому старцу Серапиону, которого Бог послал к нему в последний день его жизни: «Девяносто пять лет я живу в этой пустыне и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц, и никаких животных. Первые тридцать лет были особенно тяжелы для меня, одежды я не имел, страдал то от холода, то от зноя, голод утоляя иногда землей, а жажду соленой морской водой. Одинокое безлюдное место наводило на меня тоску, не раз я переносился мыслью в мир со всеми его удобствами и удовольствиями.

Но больше всего я страдал от бесов – ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После тридцати лет я удостоился великой Божией милости, плоть моя изменилась. На теле у меня выросли волосы, которые защищали меня от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня».

«Есть ли в мире ныне святые с такой чудодейственной силой, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы со своих мест?», – спросил Серапиона Марк после того, как рассказал ему о своей жизни. При этих словах Фракийская гора сдвинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее.

Марк пригласил Серапиона помолиться и затем сказал: «Велик для меня нынешний день, ибо душа моя отделяется от тела и идет в обители Небесные». При этом послышался голос с Неба: «Принесите Мне из пустыни верного Моего раба, совершенного христианина. Иди и почий, Марк». Марк испустил дух. Серапион видел его душу, возносимую ангелами на Небо.

Потрясающая картина. С одной стороны, мы видим, с точки зрения современного цивилизованного человека, какого-то бездомного, живущего в расселине. Он питается чем попало, выгладит, естественно, непричесанным, неприбранным, без цивильной одежды. И мы видим отношение Бога к этому человеку – очень пристальное, внимательное. Воистину, что высоко у людей, то бывает мерзостью перед Богом, и что у человека в пренебрежении, в презрении, бывает избранным Божиим сосудом. Потому что Господь смотрит не на пиджачок за несколько тысяч долларов, не на марку машины и состояние кредитных карточек. Это все мишура, это все пустое (хотя в мире очень многие многое отдали бы, чтобы всем этим обладать). Господь смотрит на сердце человека, на свойства, на качества души. А это совершенно иная ценность – качество души человека.

Святая Церковь в одном из Евангельских чтений вспоминает проклятие смоковницы. Когда Господь возвращался из Иерусалима после торжественного входа, Он издали увидел смоковницу и хотел вкусить от нее плода. Но Он подошел и, не найдя на ней плода, произнес: «Да не вкусит от тебя никто более плодов». На следующее утро ученики проходили мимо этой смоковницы и, увидев ее засохшей, весьма и весьма удивлялись.

Казалось бы, чем смоковница не угодила Богу, почему Он так жестко обошелся с ней? Дело в том, что смоковница – дерево необычное. Сначала на нем появляются плоды, и только затем листья (на всех остальных деревьях наоборот – сначала листья, потом цвет, а потом плоды). И когда Господь увидел смоковницу, вид у нее был плодоносящий; подойдя, понял, что она бесплодна.

Более всего грех лицемерия ненавистен Богу. Как Господь неоднократно выговаривал фарисеям: вы лицемеры – снаружи как гробы покрашенные, все в цветочках, в рюшечках, а внутри полны всякой мерзости и нечистоты.

Цель жизни человека – принести угодные Богу плоды, приобрести определенные свойства, навыки духовные, чтобы человеческое сердце, как средоточие души, впитало в себя Божественные свойства: как апостол Павел напоминает, плоды Святого Духа, угодные для Бога, – любовь, радость, мир, милосердие, вера, кротость, благость, воздержание.

Но слово апостола для многих не закон. Ну, например, вершина добродетели – это любовь. Часто люди приходят и жалуются: вот то, вот другое, вот муж такой-сякой… И понимаешь, что многие семейные конфликты просто высосаны из пальца. Но человек, находясь в претензии, требуя от другого, чтобы он был таким... другим, пытаясь обрезать его по своим шаблонам, загоняя его в какие-то рамки, тем самым проявляет гордыню – это гордость всегда стремится сделать все по-своему и заставить другого человека жить так, как хочется мне. Но где есть гордость, там нет любви. И, напротив, любовь, как возглашает святой апостол Павел, долготерпит, милосердствует и никогда не перестает. Не перестает, даже если у человека грипп, или зубная боль, или ближний очень его утомил. Любовь не перестает – она служит. Если мелочи выбивают человека из равновесия или лишают его мира, значит, нет полноты любви. Настоящая любовь – вечная.

И Господь ожидает от нас, чтобы мы в обществе, в семье через совместное сопереживание, самоограничение, преодоление себялюбия, брезгливости приобретали именно это свойство – любовь. Но для этого необходимы труд и подвиг.

Однажды преподобный авва Агафон в беседе с учениками, указуя на цель жизни духовной и на способ приобретения добродетелей, сказал: «Внешняя жизнь, то есть пост, молитва, дела милосердия, всенощные бдения и всевозможные деятельные подвиги, – это листвие на древе. Плод приносит именно то, что в Церкви именуется внутренним деланием христианина (наблюдение помыслов своего сердца, сохранение его от впечатлений духовных, молитвенный труд), и только оно способно очистить сердце человека от страстей». И далее он процитировал Христа, Господа нашего: «Всякое древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо».

Представляете, дорогие мои, внешняя деятельность, пусть даже самая праведная, не приносит необходимого плода в духовной жизни. Только внутренний труд – молитва, послушание воле Божией с чистыми помыслами – способен дать человеку желанный плод Духа Святого. Подумаем о смоковнице, о святом преподобном Марке Афинском – и приложим все усилия, чтобы к концу нашей жизни, к разлучению души от тела и нам все-таки услышать голос Отца Небесного: «Добрый рабе, благий и верный, в малом был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего».


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Первосвятитель

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс