Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (669) → Священник Димитрий Беженарь: Любовь к ближнему невозможна без любви к Богу

Священник Димитрий Беженарь: Любовь к ближнему невозможна без любви к Богу

№12 (669) / 19 марта ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

Беседа с кандидатом богословия, клириком церкви Ахтырской Иконы Божией Матери города Хотькова священником Димитрием Беженарем в эфире телеканала «Союз»


В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». У нас в гостях кандидат богословия, ответственный за миссионерскую работу Сергиево-Посадского благочиния, клирик церкви Ахтырской Иконы Божией Матери города Хотькова священник Димитрий Беженарь.

Тема нашей беседы – любовь к Богу и любовь к ближнему: существует ли одно без другого?

Одно без другого не существует

– Тема очень актуальная и важная. Известно, что нетрадиционные религиозные организации совершенно искусственно противопоставляют заповедь Божию о любви к Богу Его же заповеди о любви к человеку.

Обратимся к Священному Писанию. В Евангелии от Матфея читаем, как к Господу нашему Иисусу Христу поочередно подходили, искушая Его, книжники, фарисеи и саддукеи. Сначала подошли законники и спросили: какой властью Ты это делаешь, и кто дал Тебе эту власть? На что Господь, будучи Сердцеведцем, зная, что цель тех, кто к Нему подошел, искушать, говорит: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?». Они же размышляют так: «если скажем «от Бога», Он спросит, почему же вы не поверили ему (ведь Иоанн Предтеча свидетельствовал о Христе, что Он Агнец Божий). Если скажем – от человеков, то народ побьет нас камнями» – простой верующий народ был глубоко убежден, что Иоанн действительно Предтеча, великий Пророк, равных которому давно не было в Израиле.

После того как желавшие обвинить Его в нарушении закона Моисеева отступили, подходят другие и задают хорошо известный всем, даже людям далеким от Церкви, вопрос о подати кесарю. С человеческой точки зрения, тут возможны только два ответа: давать или не давать. Господь мудро из этого положения вышел. Он сказал: «покажите мне динарий, которым платится подать», и когда они Ему его показали, Он спросил: «чье это изображение и надпись?». Они говорят – «кесаревы». – «Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Потом подходят саддукеи, которые не верили в существование ангельского мира и бессмертной человеческой души. И они задают Христу Спасителю нелепейший даже с точки зрения здравого смысла вопрос: о семи братьях, которые имели одну женщину женой, так как, умирая, передавали ее друг другу, и вот умирает седьмой брат. Они не верят в воскресение, но, искушая, спрашивают Христа: «кому из них, воскресших, она будет женой»? На что Христос говорит им: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на Небесах».

После того как саддукеи отступили, подходит еще один законник – как раз его вопрос очень важен для нашей темы – и спрашивает: «учитель благий, какая большая заповедь в Законе?». Обратите внимание, вопрос задает человек, для которого изучение ветхозаветного Закона входило в обязанность, и уж он-то точно знал букву Закона. Но он все-таки спрашивает Христа. Для чего? Чтобы искушать.

Здесь надо иметь в виду, что к тому моменту сложилось превратное представление о том, что самая большая заповедь закона Моисеева – почитание субботы. А вот Христос говорит, что самая большая заповедь: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими... Вторая же, подобная ей, – возлюби ближнего, как самого себя».

Вот что очень важно: две заповеди теснейшим образом связаны – невозможно по-настоящему любить Бога, если ты не любишь ближнего, и невозможно по-настоящему (я подчеркиваю это слово) любить ближнего, если ты не любишь Бога.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем соборном Послании говорит, что «тот, кто говорит, что любит Бога, а ненавидит брата своего, тот лжец. Ибо, как может он не любить брата своего, которого видит, и любить Бога своего, Которого не видит».

– Батюшка, как не обидеть ближнего, если ты пришел к нему в гости в пост?

– Очень хороший вопрос – это пример хрестоматийный. И всегда здесь очень много рассуждений о любви. Но давайте задумаемся, а есть ли здесь любовь? Допустим, меня, верующего человека, приглашают в пост в гости. Естественно, приглашающая сторона накрывает стол. И я должен, по идее, проявить к ним любовь и вкушать все, что они предложили, иначе я их обижу. Но если я нарушу пост, не принуждаемый к этому действительно серьезными обстоятельствами, а нарушу его якобы ради любви к ближнему, то на самом деле здесь нет проявления любви.

А приглашающая сторона должна проявить любовь ко мне или нет? Если вы приглашаете верующего человека, должны и вы проявить к нему любовь.

Ахримандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенской обители, в своей замечательной книге «Несвятые святые» описывает, как он посещал с одним своим очень хорошим другом Чеченскую республику после первой еще войны, когда там офицеры, от радости, что они их встретили, накрыли стол и предложили все, что от избытка сердца могли предложить. А это была среда седьмой седмицы Великого поста. Бывают исключительные случаи.

– Батюшка, у нас есть вопрос телезрителя, связанный с постом, – как правильно поститься в миру, как не нарушать врачебные рекомендации и в то же время исполнять церковные постановления? Каково значение телесного поста для спасения?

– Надо понимать, что здоровье – тоже дар Божий. И как и все остальные дары, мы должны его беречь.

Но все равно, и все святые отцы Церкви сходятся в одном мнении, необходимо каяться, что ты вынужден по состоянию здоровья нарушать пост, и на Исповеди об этом говорить.

До жатвы не будем спешить

– Звонок из Екатеринбурга.

– Батюшка, в псалме Давидовом сказано: «с преподобным – преподобным будешь, с развращенным – развратишься». И апостол Павел говорил, что если общаешься с людьми зловредными и злорадными, то они заразны, бегите их. Таких людей сейчас достаточно много, как же общаться с ними, чтобы не нарушить заповедь?

– Сразу хочу сказать, что на самом деле хороших людей гораздо больше. И святой апостол Павел в другом Послании говорит, что иначе нам бы нужно было уйти от мира, если бы мы хотели жить в сообществе только праведных людей. Но Господь промыслительно так устроил, что в жизни плевелы и пшеница растут на одном поле. Это удивительно глубокая по своему смыслу Евангельская притча – о пшенице и плевелах, растущих на одном поле. Я напомню вам ее: когда слуги господина сказали: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? ...хочешь ли, мы пойдем, выберем их?». На что мудрый господин говорит: «Нет: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы».

Нередко человека, который является источником соблазна и греха, мы готовы характеризовать как плевел, стараемся от него отдалиться. А кто знает, может быть, завтра благодать Божия коснется его сердца, и он исправится? Множество таких примеров в житиях святых мы видим.

Давайте же до жатвы не будем спешить вырывать плевелы – есть опасность, что любой из нас на самом деле, если судить по плодам, не пшеница, а плевел. Благоразумнее дождаться жатвы, чтобы Господь, Который ведает тайное, Сам все рассудил. А раз Господь судил нам жить среди людей, надо на людей смотреть, как говорят святые отцы Церкви, как на объекты нравственного совершенства. Бывает, что в коллективе какой-то человек раздражительный и вспыльчивый, но его присутствие помогает другим немножко бороться с подобной же страстью. Представьте, если бы в одном сообществе были только те люди, которые с полоборота заводятся, они бы находились в состоянии постоянной войны со смертельным исходом и просто бы растерзали друг друга. А так один раздражительный – другой мягкий, и вместе они друг другу помогают исправиться: мы должны помочь друг другу исправиться.

А уходить из мира – на это надо иметь особое благословение и особое призвание. Есть люди, которые, как преподобные или монашествующие, избирают определенный образ жизни, они уходят от суеты мира. Но это не значит, что они уходят от самих себя, потому что от себя не убежишь. И в обители, и в пустыне все равно будут преследовать тебя твои же страсти. И все равно с этим нужно бороться, и все равно есть что терпеть: терпеть самого себя, знаете ли, это тяжело. И есть с чем и с кем смиряться. Поэтому поприще нашей жизни в Священном Писании не напрасно называют крестом, надо нести свой крест, и с Божией помощью нести его до конца.

– Следующий вопрос, от Олега, не связан напрямую с постом: «Подскажите отношение Церкви к закаливанию или моржеванию?»

– Очень хороший вопрос. Как мы все знаем, в праздник Богоявления существует традиция купания в ледяной воде в проруби. В учении Церкви канонов, предписывающих закаляться и купаться в проруби, нет, равно как нет канонов, запрещающих это. Поэтому я лишь свою частную точку зрения могу выразить. К моржеванию как образу жизни, закаливанию тела надо относиться с благоразумием. Надо понимать, что наше тело – это неотъемлемая часть человеческого естества. Именно это тело будет воскрешено во время Второго Пришествия Христа. И к здоровью надо относиться как к дару Божию. Но не нужно впадать в крайность – здоровье не должно стать культом. А то некоторые или закаливаются, или какими-то дыхательными упражнениями занимаются, нередко с оккультной подоплекой, или открывают третий глаз, а потом не знают, как его закрыть, не знают, куда бежать. Для христианина это неприемлемо.

Мы прекрасно понимаем, что наше естество рано или поздно подвергнется тлению и воскресению, и для нас дороже наша бессмертная душа. Поэтому главный вопрос – насколько моржевание и закаливание влияет на душу. Если бы моржевание помогало исцелению души от страстей, тогда всем можно было бы его порекомендовать. И тогда у святых отцов было бы это прописано.

Традиция погружаться в прорубь в праздник Крещения Господня – очень давняя. Главное, как к ней относиться.

С христианской точки зрения, подчеркиваю, именно с воспитательной, это имеет значение. Ведь когда ты подходишь к проруби, снимаешь с себя одежду и, осенив себя трижды крестным знамением, опускаешься в холодную воду, я думаю, что вы со мной согласитесь, здесь есть момент самоотвержения. Потому что просто опуститься в мороз и ветер в ледяную воду не каждый сможет. И без какой-то подготовки, в первую очередь духовной, на это едва ли согласишься.

Сохраним фундамент – сохраним будущее

– Пенза на связи.

– Батюшка, как можно выполнять заповедь и чтить своих родителей и свою мать, если она собственного сына к себе не подпускает? Она на всех озлоблена и при этом говорит, что избрана Богом.

– Заповедь о почитании родителей – это первая заповедь с обетованием. Сам Господь наш Иисус Христос Спаситель явил нам недосягаемый образец святости и праведности, Он до конца Своей земной жизни показывал почтение и благоговение перед Своей Пречистой Матерью. И вот этот пример для нас, христиан, если мы действительно христиане не на словах, а по образу жизни, эта заповедь Божия о почитании родителей для нас должна быть непререкаемой. Я подчеркиваю это слово – почитание.

Одно дело – послушание, хотя оно должно иметь границы. Но когда человек создает свою семью, то в данном случае надо жить во взаимном семейном совете и можно не слушаться родителей, если они настраивают тебя против твоей супруги или супруга. Но почтение родителям мы должны оказывать до последнего их дыхания. Те, кто не почитают родителей, никогда не будут иметь ни душевного мира, ни успеха. И самое главное, они забывают, что их родители – это фундамент их собственной жизни. И подрывая этот фундамент, они создают предпосылку тому, что так же к ним будут относиться их собственные дети.

Первая ступень к любви – милосердие

– Нужно ли учиться любить ближних?

– Одна из главнейших заповедей – любовь к Богу и ближним. Как говорил преподобный авва Антоний Великий, в ближних – наша жизнь и наша смерть. То есть если ты покрыл немощь ближнего, проявил к нему милосердие, ты это сделал как бы Самому Христу. С другой стороны, вражда, неприязнь, злословие – все это грех. Так что мы как христиане должны всеми силами понуждать себя любить ближних. А полюбить ближнего очень непросто. В человеческом обществе очень много фальши, и хотя в современном обществе очень много разговоров о любви, на самом деле любви-то нет, по крайней мере, наблюдается большое ее оскудение. Но мы, христиане, которые, согласно Евангелию, свет мира и соль земли, должны быть таковыми, должны эту добродетель стяжать.

– Если с делами и со словами справиться легко, то с мыслями сложнее…

– Следует помнить святоотеческий совет, что ближний – это объект для нашего нравственного совершенства. Мы должны заботиться о своей душе, ведь мало кто хочет попасть в ад. Очень мудро говорил старец Паисий Афонский, наш современник, великий подвижник веры: «Я не хочу попасть в ад, чтобы не огорчить Христа, который пролил за меня кровь, хотя я достоин ада». Задумайтесь: если он так о себе говорил, то что мы должны о себе сказать?

Чтобы терпеть немощи ближних, надо научиться и свои немощи терпеть. Терпеть не в смысле делать для себя исключения, а понимать: я должен это делать, хоть и не хочу, вот я хочу это делать, а я не должен этого делать. А почему я делаю то или иное? Потому что, как говорит апостол Павел, делаю не я, а живущий во мне грех. И если я вижу, что грех сильнее меня, то буду более снисходительно смотреть на ближних. Снисхождение и милосердие – и это как бы первая ступень к любви. А любовь – совокупность совершенств, и чтобы стяжать ее, надо очень много потрудиться.

– Получается, что эта работа очень сложная, и лучше ею заниматься каждый день.

– И никогда не останавливаться.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Епархия

Смоленская и Вяземская епархия

Епископ Смоленский и Вяземский ПантелеимонДата рождения: 18 сентября 1950 г. Дата хиротонии: 21 августа 2010 г. Дата пострига: 17 июля 2010 г. День ангела: 9 августа.Родился в Москве. В 1977 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, был принят сразу во второй класс. 26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (ныне митрополитом Киевским и всея Украины) рукоположен в сан диакона.

 
Церковь и общество

Протоиерей Всеволод Чаплин: Государство должно защищать святыни

Беседовал Александр Сергиенко

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс