Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (668) → «Светило вселенной, дивный Василий»

«Светило вселенной, дивный Василий»

№11 (668) / 12 марта ‘12

Андрей ПечеринУ книжной полки

«Василий Великий». Серия «Святые отцы и церковные писатели в трудах православных ученых»

Книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, продолжает серию «Святые отцы и церковные писатели в трудах православных ученых» (напомним, что она задумывалась как приложение к изданию «Полное собрание творений отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» в издательстве «Сибирская благозвонница»).

Первая книга серии была посвящена святителю Григорию Богослову, вторая – святителю Василию Великому. В нее вошли 14 статей дореволюционных и послереволюционных авторов о великом каппадокийце – архимандрита Порфирия (Попова), Николая Ивановича Сагарды, Анатолия Алексеевича Спасского и архиепископа Василия (Кривошеина). В статьях личность святого отца освещена с различных сторон: в них рассказывается об этапах жизни свт. Василия, его многообразном и великом вкладе в христианское богословие, его нравственно-аскетическом учении, проповедничестве... Открывает сборник объемная работа архимандрита Порфирия (Попова) «Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской», – автор рассказывает о событиях жизни святителя Василия, его личности, эпохе. В частности, архимандрит Порфирий пишет: «Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей, от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великого, вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь».

Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о святителе Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним звание Великого. А отцы II Константинопольского Собора, высказав мысль, что у Кого Естество одно, у Того и воля и действие едины, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий».

По мнению Николая Ивановича Сагарды, «не может быть спора о том, что вождем среди каппадокийцев как в церковно-административном, так и в богословском отношении был святитель Василий: он провел главные линии, внутри которых святые Григорий Богослов и Григорий Нисский осуществляли свои дальнейшие построения. Богословское учение каппадокийских отцов имеет чрезвычайно важное значение в истории богословия. В их трудах тринитарная проблема получила окончательное разрешение, и установленное ими понимание церковного учения о Святой Троице и созданные ими формулы сделались драгоценным достоянием православной богословской догматики».

Богословское учение свт. Василия, и в особенности его неоценимый вклад в православную триадологию, рассматривается в небольших, но значимых работах Николая Ивановича Сагарды «Учение о Святой Троице святого Василия Великого» и Анатолия Алексеевича Спасского «Учение каппадокийцев о единстве Святой Троицы».

Особое внимание читателя хотелось бы обратить на работы, посвященные недостаточно изученным аспектам учения святителя о Боге. Они называются «Учение святого Василия Великого о Святом Духе» и «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия Великого». В первой из них известный отечественный богослов, библеист и патролог Сергей Михайлович Зарин рассматривает пневматологию св. Василия и в ее самостоятельном и всеобъемлющем виде, и в контексте полемики православных с римокатоликами по вопросу исхождения Святого Духа.

Вторая работа не менее значима в силу возникших в XV веке так называемых паламитских, или исихастских споров между православными и «латиномудрствующими» в Византии, в частности, по поводу признания в Боге различения между сущностью и энергиями. Видный иерарх, богослов и патролог Русского Зарубежья архиепископ Василий (Кривошеин) на основании анализа многочисленных высказываний свт. Василия показывает, что уже в IV веке святой отец в полемике против Евномия проводил это важное различение, ставшее практически общим местом у многих древних и более поздних отцов Православной Церкви.

Вклад святителя как теоретика и практика монашеской жизни в нравственно-аскетическое Предание Церкви освещен в трех статьях книги – «Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия», «Что такое аскетизм?», «О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого».

Описание жизни великого святого и его эпохи мы вновь встречаем в обзорной работе Александра Васильевича Вадковского «Святой Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды», в которой, кроме того, затрагивается и гомилетическое содержание его творчества.

Эту же тему продолжает статья одного из выдающихся ученых-филологов конца XIX – начала XX века Алексея Николаевича Деревицкого «Плутарх Херонейский и святой Василий Великий».

В эпоху бурной общественно-церковной жизни и развития межхристианских контактов и диалога, по мнению издателей, особенно важно учение свт. Василия о Церкви. Поэтому читателям предлагаются три работы, в которых рассматриваются разные аспекты этого учения, а именно – «Экклезиология», «Власть и положение Римских епископов в Церкви» и «Причины разделений в Церкви» – они не только познакомят читателей с церковной обстановкой IV века, но и помогут сопоставить ранние века христианства с современностью. Ведь, как отмечает один из авторов, архиепископ Василий, «основные положения учения свт. Василия о Церкви, равно как и его жизненное отношение к церковным событиям, сохраняют свое значение по прошествии стольких веков. Все, о чем пишет он, исключительно актуально: борьба между истиной и лжеучениями, ереси и расколы, стремление к миру и единству и пути их достижения. И, наконец, отношения между христианскими Востоком и Западом, между Православием и Римом. Все это мы встречаем в ежедневной христианской жизни, если только живем в ее полноте».

Издатели полагают достоинством книги (как и других в данной серии) то, что ссылки на творения святых отцов Церкви приводятся в соответствии со страницами «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». Для оформления ссылок редакцией был проделан весьма объемный труд, благодаря которому те или иные святоотеческие высказывания могут быть легко идентифицированы и проверен их контекст – это немаловажно при использовании сборника в учебно-студенческой и научно-богословской работе; книга, как надеется редакция, может быть весьма полезна как вспомогательное учебное пособие по изучению материалов IV века в курсах патрологии, богословия, истории Церкви в духовных учебных заведениях и религиоведения – в светских, и будет интересна всем читателям, ищущим духовного назидания.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Читаем Ветхий Завет

Дары и жертвы

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Адам был изгнан из рая в мир, в котором мы продолжаем жить; впрочем, мир с тех пор сильно изменился. НЕ СТОИТ обвинять Адама в наших мучениях. Каждый человек мучается и страдает в этой жизни

 
Праведник

Молитва Симеону Верхотурскому и его явление

Архимандрит Симеон (Холмогоров) в 1900 году в издательстве Казани выпустил книгу «Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила (Зырянова)». Эта книга – о старце Спасо-Елеазаровой Пустыни Гаврииле, в одной из глав ее рассказывается о духовной встрече еще юного Гавриила

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс