Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (668) → Христианин – странник на этой земле

Христианин – странник на этой земле

№11 (668) / 12 марта ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Сорок венцов над севастийским озером
Протоиерей Евгений Попиченко

18 марта – день памяти святого мученика Конона градаря

Святой Конон был родом из Назарета Галилейского, а жил в памфилийском городе Мандоне, занимаясь огородничеством. Нравом он был прост, не книжен, но боялся Бога и хранил его заповеди. Во время Декиева гонения на христиан воевода Публий велел схватить Конона и принуждал принести жертву идолам. Когда мученик пребыл твердым в своем исповедовании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Святой мученик изнемог, пал на колени и, помолившись, предал свой дух в руце Божии.

Вот такое коротенькое житие, но и в нем можно найти полезное для нашего назидания. Во-первых, Конон был обычным огородником. Как видим, его профессия никоим образом не помешала достичь Царствия Небесного, а как часто мы слышим: «некогда мне заниматься духовными вопросами, ведь нужно сделать то, то и то, у меня две или три работы, столько ответственности».

А кому нужны три работы, если на другой чаше весов – отсутствие времени для отношений с Богом? Нет времени для храма, нет времени подготовиться к Исповеди или Причастию. Зачем человек работает, для чего живет? Мы часто забываем, что все-таки христианин – не обладатель этой земли и земного благополучия, а странник, гость. Святитель Игнатий очень точно говорит, что наша жизнь – как гостиница, куда человек пришел, остановился, временно пожил и пошел дальше. А мы об этом забываем и начинаем врастать корнями глубоко в землю, обкладываем себя всяким скарбом, который мешает человеку оторваться и мыслью, и всем существом от этой земли.

Как в одной детской сказочке. Шел человек по дороге, нашел волшебный мешок и по дороге собирает в него все, что ни встретит. Нашел лопатку – забросил, нашел велосипед – туда же. Мешок все пухнет и пухнет. И машину нашел – туда, и целый дом влез в этот чудесный рюкзак. И он эту ношу несет, а время-то подходит, пора уже к вратам в Царствие Небесное направляться. Доходит до них, а за это время лямки рюкзака вросли в плечи так, что их уже не сорвать, а проход-то в Царствие Небесное узкий. Попытался втиснуться, а рюкзак не пролезает. А в погибель широкие врата – там в три раза больше рюкзак поместится. И вот человек оказался в вечности в очень печальном состоянии.

Господь, конечно, труды любит и благословляет, даже заповедь по грехопадении одну из первых дал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» Раньше Адаму труд был в радость, это был духовный труд по возделыванию рая собственного сердца. Он приносил огромный плод, Адам совершенствовался во взаимоотношениях с Богом. После греха труд стал тяжелым, но весьма полезным, поскольку через утруждение тела смиряется дух. Но когда деятельность ставится во главу угла, когда человек в этом мире что-нибудь ставит на место Бога, это называется идолопоклонством. Нельзя служить двум господам – оказывается, что для Бога нет места в жизни, а на самом деле нет любви, нет желания, нет веры.

Но при таком отношении жизнь теряет смысл, потому что Бог создал человека не чтобы он дом построил, дерево посадил и сына воспитал. Это все дела хорошие, но не цель жизни человека. Его предназначение – спасти свою душу, раскопать в глубине ее драгоценное сокровище – схороненное в ней Царствие.

И для этого есть замечательное время Великого поста, когда нужно навести в душе порядок. Начать с самой простой, самой легкой страсти – чревоугодия. Всегда человек может определить, при внимательном к себе отношении, злоупотребил ли он пищей. Но понять действие страсти можно только тогда, когда начнешь с ней бороться. То же и с чревом. Пища – это энергия, которая необходима организму для его жизнедеятельности. Энергии должно быть достаточно, но не с избытком. Потому что, как говорят святые отцы, тело – это ослик, на котором едет душа: перекормишь – взбесится, недокормишь – свалится. Энергия должна вовремя поступать и вовремя расходоваться. Очень важно, чтобы в телесной жизни человека был порядок: со временем подъема и отбоя, со временем домашней молитвы, духовного чтения и, конечно, с приемом пищи.

Как это бывает во всех порядочных заведениях, в армии, детском садике или монастыре, – четко по уставу, по времени прием пищи; это полезно, чтобы тело работало как четкий механизм. И есть такое предложение: давайте попробуем организовать свою жизнь, как, например, в детском садике. Четыре раза прием пищи: завтрак, обед, полдник и ужин. Постараемся привязать их к определенным часам, если позволяет наша работа, и больше уже ничего в рот не тянуть, ни яблочко, ни пирожок, ни конфетку. Хочется съесть яблочко – прибавь его к полднику. И вот так, через установление порядка, ограничить нашу страсть кусочничать. Очень важно найти свою меру. Идеал – вставать из-за стола с легким чувством голода. Очень полезно почитать у преподобного аввы Дорофея в его «Душеполезных поучениях», как он воспитывал преподобного Досифея, который уменьшил объем потребляемой пищи с двух килограммов до двухсот граммов хлеба за один прием (желудок имеет свойство растягиваться, поэтому при определенной «тренировке» он может вмещать раз в пять-десять больше необходимого). Попробуем вот эти небольшие упражнения сдерживания страсти чревоугодия воспроизвести в своей жизни; польза будет обязательно. Помогай нам всем Господь.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Сорок венцов над севастийским озером

Протоиерей Евгений Попиченко

22 марта – память 40 мучеников Севастийских, в Севастийском озере мучившихся В 313 году Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс