Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Нам нужно утверждать Православие в своей жизни». 15 февраля – день православной молодежи

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Нам нужно утверждать Православие в своей жизни». 15 февраля – день православной молодежи

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Встреча

Ответы митрополита Кирилла на вопросы молодежи (храм в честь Вознесения Господня, 11 февраля, память Собора Екатеринбургских святых)

– Ваше Высокопреосвященство! Ответьте, пожалуйста, что должен делать архиерей для развития работы с молодежью на приходах?

– Для начала, если позволите, я скажу, насколько это здорово – то, что у вас, православных молодых людей, сейчас есть возможность общаться друг с другом. И как здорово то, что вас сегодня так много. В свое время на весь приход я был единственным молодым человеком, а моя мама была единственной работающей женщиной; все остальные были пенсионерами – пожилые люди, старички и старушки. И катастрофически не хватало общения с верующими сверстниками, не хватало возможности не только поговорить о вере, но и вместе провести что-то наподобие походов, спортивных соревнований, творческих вечеров, какие проводили наши сверстники, пионеры и комсомольцы. Слава Богу, сегодня такой проблемы нет.

Хочу обратить ваше внимание и на следующий момент. Когда-то в сознании большинства моих современников было понятие своего личного долга – перед Родиной, перед ближними. А сегодня мы видим смещение понятий: каждый из нас старается свою обязанность передать другому и сказать: «Я-то, конечно, да – но ведь должны же и правительство, и городские власти, и архиерей, и священники – все они тоже должны». Но давайте каждый прежде всего думать не кто кому должен, а что должен лично он сам. И думать не только о своих правах, но и об обязанностях, которые всегда существовали и будут существовать.

Понятно, что епископ должен свое дело делать, и священник должен на своем приходе помимо служения разнообразной работой заниматься, но на каждом приходе должны быть люди, которые помогали бы священнику в работе с молодежью, в социальном служении, в просветительской и миссионерской деятельности. Но при этом мы с вами не должны забывать, что смысл Церкви не в молодежном служении как таковом, и даже не в том, чтобы помогать одинокой бабушке или многодетной семье. Безусловно, это важно, но смысл Церкви, задача Церкви состоит в спасении души человека – все, что мы делаем, должно быть направлено на спасение нас самих и тех, кто рядом с нами. И все добрые дела мы делаем с тем, чтобы люди прославили Отца нашего Небесного.

– Здравствуйте, митрополит Кирилл! Мы, студенты Уральского финансово-юридического института, организовали оргкомитет по возвращению к истокам Руси и хотели бы вернуть прежнее название улице Карла Либкнехта – Вознесенский проспект. Поддержите ли Вы нас?

– Я сегодня шел вместе с вами Крестным ходом по улицам нашего города – красивый город, сколько зданий старинных сохранилось! – и как раз об этом думал. Идем мы Крестными ходами по улице Розы Люксембург, Карла Либкнехта, пересекаем улицу Карла Маркса, идем по проспекту Ленина – и можно еще перечислять. Имена кровопийц, богохульников и террористов не должны «украшать» наши улицы – это однозначно. Как граждане страны мы имеем полное право использовать для этого все свои возможности. Но, в отличие от части других граждан страны, у нас с вами есть право и обязанность молиться.

Вспомним Ветхий Завет. Когда Иисус Навин осаждал Иерихон, что было сделано? Прошли с ковчегом 7 раз, протрубили – и стены Иерихона пали. Я, может быть, несколько грубо скажу, – но давайте будем демонстрировать свое Православие, свою принадлежность к национальным православным истокам. Мы сегодня прошли Крестным ходом – вас, молодых, ребят, идущих по городу с молитвой, видели не только встречные прохожие – на вас посмотрят еще много миллионов людей, и люди в правительстве – тоже. Даже если они не любят русскую культуру, Русскую Православную Церковь и христианство, они должны будут понять, что живут в окружении православного большинства. И тогда эти вопросы могут решиться сами собой или, по крайней мере, гораздо проще. Поэтому я призываю всех вас не стесняться своего христианства, не стесняться носить крестик, не стесняться называть себя русским и православным, но при этом и соответствовать этому званию. Тогда Господь даст нам и силы, и разум, чтобы произошло то или иное.

Мы близко к сердцу принимаем события, которые сейчас происходят вокруг нас. Наша задача – сохранить единство и целостность – целостность мысли, целостность государства, целостность общества. Чтобы мы понимали, откуда дует ветер, и понимали, что, хоть мы и часто бываем недовольны друг другом, но есть нечто большее в нашей жизни…

Я прошу обратить внимание: когда началась Великая Отечественная война, во всей нашей Церкви, во всем Советском Союзе оставалось около сотни действующих приходов и 4 епископа на свободе. В 1942 году должна была завершиться «безбожная пятилетка», и все оставшиеся в живых верующие должны были быть уничтожены. Но 39-й год принес изменение границ – присоединилась Западная Украина. Потом 40-й год – присоединились Прибалтика и Молдавия. Там не было гонений на Церковь, поэтому появились и сохранившиеся там храмы и приходы. И вот что интересно – церковные люди, сидевшие в тюрьмах, перенесшие издевательства и пытки, претерпевшие от государства огромное горе – они все как один стали на защиту своей Родины, когда началась война. И сегодня должно быть понимание того, что есть нечто высшее – это целостность нашей Родины. И действовать нужно, исходя из врачебного принципа «Не навреди».

Нам нужно утверждать Православие в своей жизни, использовать свои гражданские права, безусловно; но в то же время наше главное право – право на молитву. И как иерихонские трубы пройдут вместе с нашими колоколами по улицам – глядишь, эти таблички сами отпадут.

– Во многих храмах нашей епархии проводится работа с молодежью, но не у каждого храма есть для этого отдельное здание. А работа с подростками и молодежью, помимо бесед, подразумевает неформальные встречи, игры, творчество. Часто приходится заниматься с подростками на территории храма. Это накладывает определенные ограничения. Хотелось бы понять ту грань и тот принцип, которым стоит руководствоваться, чтобы определить, что стоит в храме делать, а что надо постараться перенести за его стены.

– Есть такая православная страна Греция – кто-то из вас, может быть, даже и бывал там. Православие в Греции – государственная религия, православные праздники являются там государственными. В Великую Пятницу и на Пасху на богослужениях обязаны присутствовать руководители государства и местных муниципалитетов, вне зависимости от того, насколько они сами близки к Церкви. Так вот, даже в такой стране я видел, что не у всяких храмов есть прихрамовые помещения, и потому для внебогослужебного общения люди тоже собираются в самих храмах. Конечно, им это проще, потому что в храмах Греческой Церкви стоят скамеечки, которые можно использовать для проведения различных занятий.

Нам нужно поступать по разумению. Думаю, что однозначно в храме нельзя танцевать, нельзя петь «вольные» песни. В то же время мы вполне можем в храме читать стихи, проводить какие-то собрания, общаться друг с другом, задавать вопросы – массу всего во внебогослужебное время можно в храме совершить в случае необходимости. Но есть вещи, которые недопустимы. Насколько допустимо ставить в храме, например, Рождественский спектакль, – я лично очень сомневаюсь. Ну, может быть, если отойти к западным дверям, отгородить алтарную четверичную часть...

Очень может выручить взаимодействие приходов между собою. Знаете, когда из одной большой Екатеринбургской епархии было сделано три епархии, ко мне подходили некоторые священники с недоумением: как же нам теперь быть? Можно ли нам взаимодействовать со своими друзьями, которые вдруг оказались в Каменской епархии или в Нижнетагильской? Я хотел бы сказать, что все эти границы имеют относительное значение. Так и здесь. Если вы собираетесь в храме, у вас нет специального помещения, а в соседнем храме такое помещение есть, так собирайтесь там, находите время, договаривайтесь.

Например, здесь, в храме Вознесения Господня, собираются старообрядцы. У них нет сегодня своего храма, и по договоренности с епархией они молятся в одном из помещений Вознесенского храма. Может быть, к Пасхе, может быть, чуть позже свой храм у них появится, но до той поры они собираются здесь. Главное – находить возможность общаться друг с другом.

Проблема не только в том, что у нас не хватает прихрамовых помещений – у нас и храмов-то не хватает. В нашей, Курганской и Челябинской областях, которые раньше составляли одну епархию, храмов не хватает невероятным образом. Особенно это видно в Екатеринбурге, городе-миллионнике. Храмы надо строить.

– Будет ли строиться в Екатеринбурге его главный храм – храм Святой Екатерины?

– Надо приучить людей к мысли, что в городе Екатеринбурге должен быть храм Святой Екатерины. Должен быть. Это должны понимать все – не только мы, православные, но и люди, которые другую религию исповедуют, должны к этому сознанию прийти. А когда общество придет к этому сознанию, оно не выберет другого места кроме того, которое изначально было выбрано нашими предками.

Наша задача объяснять людям то, что в наших силах, а остальное Господь даст Сам. Храмы строят не Иванов, Петров, Сидоров, не митрополит Викентий или митрополит Кирилл – храмы строит Сам Господь Бог. Он выбирает людей, которые являются Ему помощниками. Если Господь благословит этот храм, то благословит и это место.

Хотел бы привести следующий пример. В 1918 году в Ярославле было закрыто абсолютное большинство храмов, некоторые из них были превращены в музеи. В храме Илии Пророка хранилась частица Ризы Господней. Это был подарок царя Алексея Михайловича купцам Скрипиным, построившим Илиинский храм. После революции святыня бесследно пропала. Ее искали – не нашли. И только в 2003 году неожиданно в запасниках музея находят дарохранительницу, в которой лежит некий кусочек материала. Музейщики предположили, что это именно утраченная святыня. Провели исследования и получили подтверждение: материал – I век, Палестина, идентична уже известным другим частицам Ризы Господней. А в следующем году святыню передали Церкви – и сделали это без всякого скандала.

Толгская икона Божией Матери, которую в эти дни привезли в Екатеринбург из Ярославля... Святыня тоже долгое время хранилась в музее. 15 лет боролись за возвращение святого образа из музея в монастырь. Добились, что на Толгин день стали привозить икону из музея в храм на 4 дня. Каждый раз, когда увозили обратно – горе, слезы, люди ложатся на пути машины, скандалы, письма во все инстанции. Потом решили, что человеческие возможности исчерпаны. Попросили сестер и народ усиленно молиться о возвращении образа. И в какой-то момент власть сама сказала: давайте мы вам передадим икону, уже пора. И передали.

Мы считаем, что все делаем сами, своими силами: «мы сами» избрали Патриарха, «мы сами» сделали что-то доброе в этой жизни… На самом деле Господь творит, выбирает и ставит людей, а нам дает возможность проявить себя тем или иным образом, не нарушая свободу нашей воли. А воля Божия определяет, будет так или иначе. Будет на то воля Божия – поверьте, что за несколько лет в городе Екатеринбурге во множестве вырастут храмы. Не будет воли Божией – хоть мы в лепешку разобьемся, ничего не будет.

А что самое главное? Просто обращаться к Богу. Обращение к Богу – это есть молитва. Поэтому нужно все свое упование возложить на волю Божию, чтобы наша воля с Его волей не расходилась. Тогда нам будет легче жить на этом свете, и мы будем понимать, что все Господь творит: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса». А мы будем только свидетелями чудес Господних.


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Оплот спасения – только Церковь

Беседовал протоиерей Александр Березовский

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз».

 
Епархия

Саратовская епархия

Митрополит Саратовский и Вольский ЛонгинДата рождения: 31 июля 1961 г. Дата хиротонии: 19 августа 2003 г. Дата пострига: 21 июля 1986 г. День ангела: 29 октября.Родился в г. Сухуми Абхазской АССР в семье служащих. В 1977–1982 гг. учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс