Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (663) → Священник Иоанн Попадинец: Мученичество двигает Церковь к Богу

Священник Иоанн Попадинец: Мученичество двигает Церковь к Богу

№6 (663) / 6 февраля ‘12

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Апостола Фомы на Кантемировской (Москва) священником Иоанном Попадинцем в эфире телеканала «Союз»


– В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко. Наш гость – настоятель храма Апостола Фомы на Кантемировской священник Иоанн Попадинец. Сегодня мы поговорим о новомучениках.

– В нынешнем году Святая Церковь совершает празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 5 февраля. Батюшка, кто такие новомученики?

– Этот термин появился после октябрьской революции 1917 года, когда многие тысячи и сотни тысяч православных приняли кончину за веру во Христа. Новомученики – новые мученики, то есть люди, пострадавшие в период новейшей истории нашего государства, начиная с 1917 года и до сегодняшнего дня.

– Кто был первым новомучеником?

– Первым новомучеником Российским был митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), Предстоятель столь-ного града Киева. Это очень символично – как вера Православная распространилась на Руси после Крещения на Днепре, на киевских горах, так и мученичество за веру произошло оттуда. Это случилось в 1918 году, 25 января по старому стилю, 7 февраля по новому, когда святитель Владимир (Богоявленский) находился в стенах Киево-Печерской Лавры. Толпа обезумевших людей ворвалась в Лавру, схватила Первосвятителя. Он был выведен за стены Лавры. Вы понимаете, какое сравнение? Так же, как Христос был выведен за стены Иерусалима и был казнен, распят на Голгофе, так же и они вывели его за стены Лавры и расстреляли.

– Были ли среди новомучеников те, кого затем причислили к лику святых?

– Процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских начался с юбилейного Собора 1989 года. До этого, как вы понимаете, ситуация в стране была очень тяжелая, так что не только причислять к лику святых, но даже просто говорить о новомучениках и исповедниках Российских было очень сложно: за это можно было очень серьезно пострадать, – многие и пострадали.

Прославлять новомучеников начали на Западе, в Русской Православной Зарубежной Церкви, с которой мы сейчас находимся в единстве, а с 1989 года этот процесс пошел и в России. Постепенно на Архиерейских Соборах, на Поместных Соборах людей, пострадавших за веру Христову в годы лютых гонений, стали причислять к лику святых. Самым большим из этих Соборов был юбилейный Собор 2000 года в честь 2000-летия Рождества Христова. На нем причислили к лику святых около тысячи человек; в период между Соборами очень многие причислены к лику святых.

В Церкви есть Синодальная комиссия по канонизации святых, возглавляет ее Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Она занимается расследованием дел, касающихся мученической смерти, собирает сведения о чудесах, которые происходили или на месте смерти новомучеников Российских, или на месте, где лежат их нетленные останки. Собранные сведения они передают в Синод, и уже Синод или Собор причисляет того или иного человека к лику святых.

Конечно, мы знаем, к сожалению, очень небольшую часть людей, пострадавших за веру Христову. В те годы многих расстреливали без суда и следствия, многие пострадали в массовых беспорядках, когда толпы грабили храмы, разрушали монастыри. Погибло очень много людей – не только священнослужителей, епископов, но и мирян, которые не захотели предавать веру Христову. В начале 90-х годов были открыты архивы КГБ и других организаций (правда, потом их снова прикрыли). Но Церковь сейчас все новые и новые дела рассматривает, потому что мученик – это свидетель веры Христовой. Этот процесс будет долго еще длиться, потому что в те годы очень много людей приняли мученическую кончину за Христа.

– В наши дни тоже есть примеры того, когда люди отдавали жизнь за Христа. Например, Оптинские монахи или отец Даниил Сысоев. Кто они – исповедники или мученики?

– Исповедник – человек, который принял страдания за Христа. Есть в Церкви такое понятие и даже чин исповедничества. Это люди, которые приняли мучения, они были истязаемы, может быть, какой-то период своей жизни провели в тюрьмах. Вы знаете, что в советское время эти тюрьмы были очень тяжелые, Соловецкий лагерь был так страшен, что люди просто там пребывая уже приобрели мученичество. Но Господь сохранил им жизнь, и они дальше трудились на ниве просвещения Церкви. Таких людей, кстати, тоже очень много. Они потом скончались где-то в мире, и Господь забрал их души Себе.

Вы уже назвали примеры из современного периода истории нашей Церкви. Таких примеров на самом деле намного больше, но это самые яркие последнего времени. Убийство Оптинских монахов, которых на Пасху 1993 года вероломно зарезал ножом сатанист. Это было ритуальное убийство, в чем не может быть никаких сомнений.

Отец Даниил своей проповедью, всей жизнью, верой искренней и чистой заслужил у Христа принять мученическую кончину.

Надо очень четко сделать разграничение: не все могут быть мучениками, и не только потому, что не все не боятся смерти. Каждый человек боится смерти, и не надо говорить, что я сейчас с удовольствием перенес бы мученичество за Христа: так в человеке говорит его гордость. Конечно, как говорят святые, самая достойная смерть для христианина – это мученичество за Христа, как Сам Господь сказал: «не мир Я принес, а разделение». Разделение именно в мире материальном, мире внешнем, по слову Священного Писания, мир во зле лежит и сейчас находится под властью дьявола, что бы мы себе ни говорили и как бы ни идеализировали обстановку. Это было с первых времен Церкви, от первомученика архидиакона Стефана, который принял мученическую кончину, – его побили камнями за Иерусалимом. Дьявол всегда боролся с Церковью и будет бороться.

Многие после смерти отца Даниила говорили, что начинается период, когда мы все будем страдать; не осознавая, что говорят, говорили, что тоже приняли бы мученическую кончину за Христа. Но, поймите, это надо заслужить!

Я служил вместе с отцом Даниилом и знаю, что он хотел просветить как можно больше людей, он хотел не просто крестить, а именно научить их, сделать каждого человека христианином, то есть человеком, который живет по вере Христовой. Многие его не понимали, говорили, что «он ведет себя не совсем адекватно», «может быть, не надо так рьяно проповедовать Слово Божие, нужно оставаться только у себя в храме и только с амвона говорить проповеди». Но он был такой энергичный человек, что не мог оставаться только в храме. И в храме он говорил проповеди и занимался катехизацией, но он еще шел к людям, разговаривал с ними, многих обратил. Он был православным священником, его проповеди были сообразны вероучению Церкви, он не был еретиком. Сама жизнь его – хоть он и был женатым священником, у него осталось трое детей – была очень насыщенной Евхаристической жизнью, он очень много служил. Многие прихожане вспоминают, что в любое время дня и ночи он по просьбе приходил на Исповедь, на Причастие к умирающему, к больному человеку. То есть в этом отношении он проводил действительную пастырскую жизнь Церкви Христовой. И своей жизнью, своей смертью заслужил мученичество.

Надо быть мучеником при жизни, и тогда Господь, может быть, сподобит человека этому великому подвигу. Каждый может выбрать что-то для себя. Например, быть в монастыре преподобным ангельскому образу. Но чтобы отдать жизнь за Христа? Поэтому многие и ломались. Особенно, когда в 1917 году начались гонения на Церковь и продолжались длительное время, наряду с тем, что многие принимали мученичество, многие и отказывались от своей веры. Мы знаем такие горькие примеры, и это были не только миряне – это были и священнослужители, они смалодушествовали тогда, когда их заставляли подписать какие-то документы, и отказывались от веры во Христа. Не все могут понести этот крест.

Мы знаем, что отцу Даниилу угрожали. Я думаю, что он всерьез это воспринимал, говорил, что некоторые хотят избавиться от него, хотят, чтобы он замолчал. Но он не мог этого сделать, потому что он ведь не от себя говорил. Любой священник говорит от голоса Священного Писания. Часто он любил повторять: «Я ничего не говорю от себя, я говорю от мнения Бога: то, что Господь говорит в Священном Писании, то говорю и я». Поэтому замолчать он не мог.

И, я думаю, главной причиной, что злодейская рука убила его, была его проповедь.

Он утром отслужил Литургию, весь день находился в храме, как всегда по четвергам, проводил библейские беседы. И когда все разошлись и осталось только несколько человек, он хотел по просьбе исповедовать человека. То есть как раз на месте служения, в храме, застигла его мученическая кончина – это еще одно свидетельство, что это было не просто убийство.

И об Оптинских монахах можно сказать, что они приняли мученическую смерть, ведь это случилось как раз в Пасхальную ночь Светлую, когда все радуются и приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!». Они и приняли эту радость, и, думаю, сейчас эта радость продолжается и будет продолжаться вечно.

…иная слава Солнцу

– Расскажите об особенностях канонизации.

– Канонизация – это признание Церковью факта того, что человек является святым. Это написание иконы, богослужения, молитв канонизированному человеку. В Древней Церкви канонизации не было, и особенно это мучеников касалось. Когда в какой-то из областей или в каком-то городе христианин принимал мученическую кончину, то сразу же из других церквей, из других районов присылали не соболезнования, а поздравления: «мы поздравляем, что у вас есть христиане, которые принимают мученическую кончину». И сразу же человек становился святым.

По прошествии времени Церковью было определено, что, прежде чем канонизировать, нужно проводить расследование тех или иных дел: как жил человек, какое после себя оставил словесное и эпистолярное наследие, какие подвиги совершил, – в общем, исследовать жизнь его. Потому что, еще раз говорю, с того момента, когда Церковь стала свободной и стала распространяться на всей Земле, многие приходили в Церковь не только и не столько чтобы спастись, и не только потому, что Христос призвал. Очень много приходило в Церковь случайных людей. Если говорить о Древней Церкви, к примеру, чтобы занять какую-то должность при императоре-христианине, нужно было быть церковным человеком. И многие лицемерно причащались и исповедовались. Это одна из причин того, что в Церкви появлялись ереси – подобные люди, конечно же, не могли точно понять слов Христовых. Чем больше Церковь распространялась, тем больше в ее рядах стало появляться людей не совсем искренне верующих. Вот еще что очень важно.

Апостол Павел говорит, что «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Ведь Солнце – самая яркая звезда, ее все восхваляют, потому ему – особое почитание (это не поклонение, чтобы не подумали некоторые). Другая слава – Луне и звездам, одна ярче светит, другие меньше.

Так же и человек. Один в жизни своей был ближе к Богу, например, всего себя отдал на служение, как великие наши святые преподобные – например, преподобный Сергий Радонежский младенцем по пятницам не вкушал мамино молоко, постился. Другие совершили меньший подвиг, – и там, в Царствии Небесном, каждый получит по заслугам. То есть некая градация существует, поэтому у нас есть и чины святых. Например, не просто святой, а преподобный, это человек, который всю жизнь свою отдал на служение Богу, в монастыре, скажем. Есть мученики, есть священномученики – это священники и епископы, принявшие мученичество за Христа. Есть юродивые. Это особый чин святых, которые ради Бога становились как бы безумными; все думали, что этот человек ненормальный, а на самом деле он был великим молитвенником, как, например, Василий Блаженный, который зимой и летом ходил по Москве практически обнаженным, так он достигал бесстрастия. Ну и другие чины – апостолы, равноапостольные, которые просветили те или иные народы.

Поэтому, чтобы определить степень святости жизни человека, надо составить его жизнеописание в назидание верующим. Описывается житие этого человека, чудеса, которые происходили и при жизни его, и после смерти, пишутся особые молитвы, особые богослужения и определяется день, когда празднуют его память. Это может быть даже не один день в году. К примеру, Иоанна Крестителя мы чествуем на Усекновение главы, на рождество Иоанна Крестителя, а вообще – пять раз в течение года.

По народному почитанию

– Отец Даниил Сысоев еще не канонизирован, но уже есть его иконы. Можно ли перед ними молиться, разрешено ли это?

– Народное почитание – одна из самых главных причин, по которой человека канонизируют. Народ, который приходил к тому или иному батюшке, пастырю, епископу или просто к человеку, который всю свою жизнь отдал на служение Христу, почитал его и после смерти. На могилке сначала молились, потом были некие чудеса, знамения. Это все постепенно собирается по крупицам, и со временем Церковь канонизирует святого. Есть даже такие примеры, что люди по несколько сот лет почитали какого-то человека, и только потом Церковь его канонизировала.

Почитание отца Даниила не противоречит вероучению Церкви. Мы сейчас не можем говорить о том, что мы будем совершать ему службу, мы молимся об упокоении, а это обязанность христианина. Но многие почитают его и как мученика, и как исповедника, пишут иконы. Даже есть свидетельства (кстати, документально зафиксированные), что люди получают благодатную помощь от него. Но вы же понимаете, что это не святой помогает, а Господь благодатью Своей. Не вижу ничего плохого, если человек попросит у отца Даниила заступничества или помощи. Но мы все-таки, как верные чада Церкви Христовой, должны прислушиваться к голосу Церкви. И поэтому канонизировать до канонизации общецерковной ни в коем случае не должны. В Церкви очень важна соборность. Думаю, что Господь Промыслом Своим устроит это дело.

Ересь – от гордыни

– Кто такие еретики?

– Еретик – это человек, который извращает Православное вероучение. В основном, это происходит несознательно. Скажем, неподготовленный берет Священное Писание, начинает читать и рассуждать: «Да, я думаю, что это так, а это не так». Но самая ошибка в этом – «я думаю», то есть человек пытается от своего разума понять тайны Божии. А ведь разум человеческий омрачен грехом очень сильно, и поэтому всецело опираться на разум мы не можем.

Возьмем самого первого и яркого из еретиков. Это пресвитер Арий. Он был священником, служил в Александрии, был замечательным проповедником – очень умный человек, очень талантливый и образованный, но там был еще меркантильный интерес: раньше епископов народ выбирал из числа служителей. И вот после смерти Александра Александрийского Арий не был избран на Александрийскую кафедру. Арий, вообще-то, ошибался всегда, но никогда этого не проповедовал всеобще. И вот он стал говорить, что Сын Божий – это не Бог, а некоторое высшее творение. Конечно, для логики человеческой непонятно: как это – три Бога есть; Бог может быть только один. Если бы у него была искренняя вера, Господь бы ему помог разобраться, и у него не возникало бы сомнений, как это так: есть Бог Отец, есть Бог Сын и есть Бог Дух Святой? Он не мог понять тайну Святой Троицы и своим омраченным грехом умом стал учить так, что Сын Божий не может быть Его Сыном, это просто высшее творение, которое послал Бог. Конечно, Арий поплатился за свое еретичество, он сначала был осужден на I Вселенском Соборе, а потом умер в страшных мучениях, так и не раскаявшись. Главная причина возникновения ереси в том, что есть люди, не совсем искренне верующие.

Для нас должно быть правилом – по всем вопросам церковным обращаться к опыту Церкви. В Церкви ничего не происходит единолично, никто не может сказать, что он решит все вопросы сам.

– Вы говорили о священнике, но и миряне могут быть еретиками...

– Многие люди заблуждались, и сейчас заблуждаются, к сожалению, особенно когда мирянин хочет сам изучить и сам толковать Священное Писание. Это неправильно. За историю Церкви все вопросы, касающиеся догматического учения, истин веры, уже были разрешены на Вселенских Соборах. Поэтому сейчас на Соборах решаются социальные вопросы, вопросы текущего времени, Церковь просто дает оценку тем или иным явлениям жизни, чтобы христианин мог найти себе ориентиры в очень быстро меняющемся мире.

Пример истинной веры очень важен

– Нам в помощь труды святых отцов, а труды новомучеников и исповедников мы можем использовать?

– Естественно, ведь многие из них были людьми образованными, а наша, русская, церковная и богословская наука все-таки находилась в некоем забвении до определенного момента. С момента Крещения Руси и до XVI–XVII века особого развития церковной науки как таковой не было. На это были свои причины.

А в XIX – начале XX века появились яркие труды богословов, подвижников. Они свою жизнь, свои труды запечатлели мученической кончиной.

Конечно же, для нас, христиан, живущих в России, тысячи людей, которые приняли мученическую кончину за Христа, должны быть свидетелями. Нужно читать о них, нужно знать о них, потому что мы не знаем, что будет с нами в конечном итоге; пример их веры для нас очень важен. Они сейчас с Богом, у них всегда Пасха, у них всегда Воскресение Христово. По слову святых отцов, мученики – это семя Церкви, и мученичество двигает Церковь к Богу, когда человек отдает жизнь свою. Нам было очень скорбно после смерти отца Даниила, потому что ушел очень талантливый человек, пастырь Церкви Божией, но мы радуемся тому, что есть такие люди, и у нас есть такая возможность просить у них помощи и заступления. И поэтому мы с вами в день памяти новомучеников и исповедников Российских особо должны молиться, чтобы Господь дал нам силы им уподобиться. Потому что это – особый подвиг и особый крест, который не все могут понести.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Без жертвы ничего не получится

В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». В студии телеканала «Союз» – Александр Сергиенко и митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. – Владыка, хотел бы обсудить тему воцерковления молодежи.

 
К Великому посту

В преддверии Великого поста

Наталья Зайцева, г. Екатеринбург

Самый главный Пост Великий пост – время печальное и одновременно радостное, это путь к Пасхе, активное ожидание самого большого и торжественного праздника. Великий пост – не просто самый долгий и самый строгий пост в году. Он совершенно уникален и предварительной подготовкой, и особым настроением

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс