Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (661) → Епископ Выборгский Назарий: «Церковь не может молчать»

Епископ Выборгский Назарий: «Церковь не может молчать»

№4 (661) / 23 января ‘12

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)Архипастырь

– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в эфире внеочередной выпуск программы «Архипастырь», а поскольку он внеочередной, то мы надеемся, что будет особо интересным; у нас в гостях Владыка, которому мы очень признательны за поддержку телеканала «Союз». Я представляю нашего гостя, епископа Выборгского Назария, викария Санкт-Петербургской митрополии, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры города Санкт-Петербурга. Здравствуйте, Владыка, благословите наших телезрителей на начало беседы.

Необходимо изменяться самим и изменять то, что вокруг

– Пусть Господь благословит на доброе дело, а из всего, что мы скажем, пусть хотя бы пять процентов станет полезным зрителям.

– Да будет так. Владыка, от лица всех наших зрителей хочу Вас поблагодарить за поддержку, которую Вы оказываете телеканалу «Союз»: Владыка Назарий нам предоставил помещение в Александро-Невской Лавре для работы корпункта телеканала «Союз», и все сюжеты из Санкт-Петербурга, программа «Трезвение» и музыкальная программа «Тебе подобает песнь Богу» делаются благодаря милости к нам Владыки Назария. Владыка, сердечное спасибо и низкий поклона за поддержку телеканала. Начали мы пока с малого, но, я думаю, Бог даст, и мы когда-нибудь развернемся, и прямые эфиры из нашего корпункта в Александро-Невской Лавре будут выходить.

Владыка, начать хотелось бы с имени Александра Невского. День памяти этого великого святого благоверного князя – престольный праздник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Благодаря корпункту, у нас в эфире (к сожалению, пока только в новостях) был фрагмент Вашей последней проповеди с престольного праздника. Может быть, Вы сейчас вкратце повторите, каким примером для современных правителей России должен быть Александр Невский, и почему именно он?

– Я свои проповеди никогда не готовлю заранее, хотя, конечно, просматриваю какие-то материалы. Слава Богу, что программы, которые ведет и фонд Андрея Первозванного, да и мы вместе с Александро-Невским братством, уже много раз поднимали эту тему. Я сначала даже боялся, что это будет как очередное шоу по телевизору, но когда прошла передача «Александр Невский – имя России» (мы так назвали потом свою программу), то довольно сложно стало говорить. Перед тем как выйти к людям, думал, что же мне сказать? И мысли мне навеяли последние политические события, связанные с выборами; хотя Церковь в этом и не участвует напрямую, но я тоже гражданин. И мне подумалось: наверное, было бы хорошо, чтобы наши правители, которых мы выбираем, были похожи на Александра Невского, он – пример равновесия, счастливое сочетание лучших качеств правителя. Он был и собирателем, и защитником Русской земли, когда, смиряя княжескую гордость, для пользы родной земли ездил на поклон хану, а когда видел угрозу с Запада, противостоял ей со своими полками. И стал национальным героем. При этом у него была возможность стать святым, и Церковь это провозгласила. Мне подумалось: почему бы власть предержащим не взять в пример Александра Невского? Об этом шла речь, и люди многие потом подходили и говорили, что это было бы очень полезным. Я считаю, избрание Александра Невского именем России говорит о многом. Это было интерактивное голосование, и голосовала в основном молодежь, а молодые – это будущее нашей России.

Поэтому и была у меня такая проповедь, может быть, не совсем церковная. Но, с другой стороны, ведь мы живем в гуще событий, не на какой-то отдельной планете.

– Владыка, как бы Вы прокомментировали прошедшие выборы?

– Я еще раз хочу сказать: хотя нас много раз искушают перед выборами, просят что-нибудь сказать прихожанам, поддержать кого-то, я всегда отношусь к этому очень ревностно и никогда не говорю о своем личном предпочтении. Я лично, как гражданин, имею свои политические предпочтения, это понятно, но как священник, тем более как епископ, своей волею церковною, конечно, никогда ни за кого не агитирую.

– Владыка, может быть, действительно, мало слышно голос Церкви, обличающей пороки власти, коррупцию, взяточничество, разного рода несправедливости и нечестности? Могли бы Вы об этом что-то сказать?

– Этот вопрос задают очень часто. Как у каждого человека есть множество грехов, так и у всего общества. Но мне кажется странным, когда журналисты начинают говорить: «А зачем вы поддерживаете ту или иную партию?», в данном случае «Единую Россию», и мне хочется спросить: «А почему я должен противоречить тому, что делает эта партия, если это на благо народа, на благо Отечества нашего, почему я должен обязательно стоять в оппозиции?».

Понятно, что партии создают люди, и ни одна партия не может претендовать на истину в полном смысле слова, поэтому можно что-то критиковать, а что-то поддерживать. Если эта партия делает очень много для народа, для общества, для нашей Родины, то, естественно, мы ее будем поддерживать.

Но, с другой стороны, мне кажется, что коррупция и все прочее – это порождение самой власти, и власть должна сама с этим бороться. Но если приходят такие люди к нам, то мы им должны как духовники подсказать: «Знаете что, вот вы пришли за поддержкой, а вы придите сюда покаяться Богу, вот вы перед Ним откройте грехи свои. Вы знаете, что где-то с кого-то неправедно деньги потребовали или еще что-то неправильно сделали», и это касается, кстати, не одной партии, и не только правящей, – это каждого человека касается. Мы делаем это путем убеждения, путем наставления, чтобы люди все-таки почувствовали, что они могут и должны быть другими. И поэтому, как мне кажется, очень правильная такая политика церковная, чтобы священники и епископы не становились депутатами; к нам ведь приходят все люди, независимо от партийной принадлежности, и поэтому мы должны иметь ровное отношение ко всем.

Почему Церковь должна быть все время в оппозиции? Я не буду никогда в оппозиции тому, что несет добро, любовь, справедливость каждому человеку. И поэтому партию, которая сказала: «Да, мы берем на себя ответственность, мы идем правильным путем», и мы это видим, – будем такую партию поддерживать.

– Но это никак не означает покровительства недостатков любой власти, любого руководителя, которые связаны не столько с принадлежностью к какой-либо партии, сколько с человеческими страстями.

– Конечно, это ведь вопрос греховности, и тут Церковь должна быть непримирима. Тем более, если это направлено не только против своей души, но и против других людей. Тут Церковь должна говорить прямо, беспощадно вскрывать эти пороки и стараться своими методами врачевать их.

– Святейший Патриарх очень много говорит и в своих проповедях, и в выступлениях перед общественностью, что необходимо и изменяться самим, со своими страстями бороться, и изменять то, что вокруг. Поэтому Церковь, конечно, не молчит, но голос ее пока слаб.

– Но, с другой стороны, очень печально бывает слышать людей, – особенно образованных, – пытающихся заставить Церковь вообще не говорить о том, что творится в обществе. Мне кажется, это очень неправильно, и Церковь не может молчать. Она должна дать свою оценку: к нам приходят люди с самыми разными вопросами, и мы должны стараться находиться в курсе большинства событий. Вот придет человек и спросит: принят такой-то закон – как нам к нему относиться? А если я ничего не слышал об этом, я не смогу правильно ответить.

Люди нас нередко спрашивают, какую оценку Церковь дает тому или иному поступку, законопроекту или закону, и, конечно, мы обязаны это знать и обязаны дать нравственную оценку. Другое дело, что мы даем эту оценку, если нас об этом спросят, но, повторяю, Церковь не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти, хотя мы морально обязаны давать нравственную оценку. И если кому-то это не нравится, это уже его личное дело.

Святое имя

– Владыка, вернемся к святому имени Александра Невского: почему именно он? Какие его качества, и человеческие, и правителя, и святого, прославленного Церковью, могли бы, с Вашей точки зрения, быть назиданием и власть предержащим, и всем людям?

– Я могу долго называть положительные черты Александра Невского. Но когда начинаешь думать, побудительным мотивом становится, что несколько лет тому назад русские люди назвали именно его именем России. Я и сам думал: а почему именно Александр Невский? Как строитель Российского государства, Александр Невский не был очень успешным, он жил в сложное время – с одной стороны было монголо-татарское иго, а с другой – более страшное западное поползновение изменить дух русского народа. Мы два года назад отметили 770 лет со дня Невской битвы, в будущем году будет 770 лет со дня Чудского побоища – почему же он так ожесточенно боролся на западе? Он знал, что оттуда придут не просто дань брать, но заберут душу. Вот за нее он как раз и боролся против западного порабощения. В то время остро стояла проблема окатоличивания Руси, и он прилагал все силы, чтобы этого не произошло – более всего он боялся именно духовного порабощения русского народа.

– Именно в этом, наверное, надо брать пример с Александра Невского нынешним руководителям нашего Отечества?

– Да, увлечение Западом может быть только до определенной степени хорошо. Россия перенесла слишком много бурь и волнений, беды, разрухи и, конечно, отстала в техническом отношении. Но у меня иногда возникает вопрос: до какой степени можно увлекаться техническими новшествами? Когда техника заслоняет самого человека, мешает его духовному развитию, – может быть, не всегда это полезно? Понятно, что Россия не может ходить в лаптях, если все другие ходят в хромовых сапогах. Но мне кажется, что в России есть очень многое, о чем нельзя забывать, увлекаясь западными поветриями. У нас есть очень много духовных завоеваний, столько святости и святых людей Русская земля явила, и не хочется допустить, что это богатство мы можем заслонить материальным достатком, материальным развитием, и забудем о нем. Духовное все-таки должно превалировать над материальным.

Духовное сердце Петербурга

– Владыка, обитель, которую Вы возглавляете, в 2013 году будет праздновать 300-летие, расскажите о ней нашим телезрителям.

– 300 лет – для России это не так много. Несколько лет назад мы праздновали 300-летие самого Петербурга, а Лавру всегда называли и сейчас называют духовным сердцем Санкт-Петербурга. Монастырь начал строиться значительно раньше города, и даже братия появилась раньше, но так в Церкви принято, что основание монастыря считается не с закладки, а со времени, когда была отслужена первая Божественная литургия. Таким образом, в 1713 году в Благовещение в Благовещенском храме родился Александро-Невский монастырь, так он тогда назывался. Наименование Лавры он получил только лишь при императоре Павле I в 1792 году, когда значение Лавры выросло и она являлась, как бы теперь сказали, кузницей кадров. Получилось так, что я был назначен ее наместником и служу уже 15 лет.

– Владыка, знакомясь с Вашей биографией, я натолкнулся на очень интересный факт: вы окончили Крымский сельскохозяйственный институт, а потом работали в Ботаническом саду Академии наук Украины. А когда в Александро-Невской Лавре будет такой, в метафорическим смысле, кусочек рая на Земле?

– А вы приезжайте к нам летом. Начиная с ранней весны и заканчивая самыми последними днями осени, у нас цветут цветы. Когда я только приехал в Лавру, там даже и речи не было о каких-то газонах и цветниках – Лавра была проходным двором, рядом находился спортивный колледж, и очень часто, когда священники шли на богослужение, рядом пробегали мальчишки в коротеньких трусиках и кричали: «Физкультпривет, батюшки!». В первую очередь я закрыл этот сквозной проход, хотя это вызвало большое неудовольствие и немало конфликтов. Я оставил только одни ворота, чтобы люди могли спокойно заходить и выходить, но чтобы на территории Лавры они почувствовали некий особый дух, поняли, что это территория святой обители.

Могу рассказать, как моя гражданская профессия ныне сказывается на внешнем виде Лавры. Например, весной у нас цветет более 70 сортов тюльпанов. У нас есть прекрасная коллекция пионов, – кстати, это коллекция, которую мы спасли из Летнего сада; в Летнем саду, к сожалению, коллекция погибла. Есть интересная коллекция роз. Вы знаете, что для Петербурга розы немножечко несвойственны, но у нас из года в год они все лучше и лучше цветут. И я могу назвать еще очень много коллекций, которые у нас есть. Я знаком с человеком, который выводил сорта ирисов, ему уже 98 лет. И я боюсь, что многие сорта из коллекции, которые он создал, пропадут, поэтому мы сейчас планируем и помочь этому человеку, и выкупить у него эксклюзивные сорта ирисов, чтобы коллекцию сохранить. Меня иногда спрашивают: «А Вам не жаль, что Вы потратили годы на институт, а занимаетесь не своим делом?». Да, я много учился, долгое время работал агрономом, потом в НИИ занимался генетикой, выведением сортов низкорослой морозоустойчивой яблони. А потом так сложилось, Господь позвал, и я отдал свою работу молодому, надежному и перспективному парню, и он через несколько лет защитился на моей работе.

Но я ни на секунду не жалею, что Господь меня повел этой дорогой. Когда я пришел на Каневский монастырь, 28 мая мы, восемь человек, приехали в обитель, а 29-го уже навоз на огород возили, и за 2-3 года стали полностью себя обеспечивать основными продуктами питания. Я считаю, что для монаха, а особенно настоятеля монастыря, где есть земля, профессия агронома – очень хорошая профессия.

Я абсолютно ни о чем не жалею, годы моей учебы и работы для меня не пропали даром. А если кто-то хочет посмотреть на результаты сегодня, то приходите к нам весной и летом. И вы увидите прекрасные сортовые сирени, другие необычайные кустарники, и еще много-много интересного. Бывает, что некоторые из братьев мне говорят: «Ну зачем ты занимаешься этими бременами?». На что я всегда отвечаю так. Когда к нам приходят люди, они не смотрят на то, что мы где-то внутри какой-то кран починили, где-то проводку заменили, где-то плитку положили. А цветы, кусты и деревья – это то, что радует человека, то, что видно глазу. И это очень важно для человека – прийти в святую обитель и увидеть красоту Божия мира здесь, как некое отражение Небесного Божия мира. Это, если хотите, тоже очень серьезная церковная миссия.

Святыни Лавры

– Безусловно. Владыка, а какие святыни есть в ваших храмах, к чему люди могут приехать и возле каких святынь помолиться?

– Во-первых, у нас в Троицком соборе с правой стороны находится рака со святыми мощами Александра Невского. Это наша главная святыня. Есть еще одна чудотворная икона, которая имеет сейчас уже и свое наименование. Почему она получила особое наименование? Потому что отличается от той, которая была явлена на Афоне. Богородица с младенцем – это икона Божией Матери «Скоропослушница», а у нас эта икона без младенца. Я не стану сейчас говорить об истории этой иконы подробно, но она проявилась многими своими чудесами, и люди ее очень и очень почитают.

Я бы еще хотел пару слов сказать об этой иконе, и вот почему. Мы с вами сейчас разговариваем на земле Екатеринбурга, которая полита кровью Царственных Страстотерпцев. Вы знаете, что после их расстрела в той комнате были найдены иконы, в том числе образ Божией Матери «Скоропослушница», который находится у нас. Когда-то для нее был построен специальный храм, и когда Страстотерпица Александра побывала со своей подругой фрейлиной в этом храме, она сразу же послала своему мужу Императору Николаю эту икону и говорила, как ее поразил этот прекрасный Лик. Потом, уже из Тобольска, она писала своей фрейлине Анне Вырубовой, чтобы та обязательно сходила и помолилась этой иконе. Так что это особая святыня.

Кроме того, у нас есть очень почитаемые иконы Божией Матери «Казанская», Тихвинская икона, у которой тоже есть своя история. Есть удивительная икона святителя Николая, Афонского письма, на кипарисе. Когда к ней подходишь, кажется, что только-только вышел из кипарисового леса, такой от нее исходит аромат. Мы не можем, конечно, похвалиться какими-то древностями, но у нас есть мощевик Киево-Печерских святых, у нас есть Феодоровский храм, который назван не в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», а в честь брата Александра Невского Феодора, который фактически накануне своей свадьбы умер и прославлен во святых. Его мощи почивают в Софийском соборе Великого Новгорода, – у нас тоже есть частица мощей и икона, которая в свое время уйдет в этот храм (он сейчас находится на ремонте).

Я не буду сейчас все перечислять; когда человек попадает в храм, для него все свято. И вы знаете, что наши, православные, пришедшие в церковь, если не поцелуют икону, считают свою миссию невыполненной. Это показатель трепетного отношения к святым ликам. Вот что самое главное. И поэтому любая икона, любой список с чудотворной иконы для нас тоже свят. А их множество.

– Наши зрители звонят и спрашивают, есть ли где в Лавре остановиться паломникам?

– У нас есть, как я называю, три категории гостиниц. Мы можем разместить сразу около ста человек. Есть гостиницы в Феодоровском корпусе, в Свято-Духовском корпусе и отдельная гостиница повышенного комфорта. Сейчас мы наладили работу сайта, там есть специальный отдел для паломников, где все об этом сказано.

– Владыка, мы Вам очень благодарны и признательны за то, что Вы нашли время для беседы.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Величие человеческого призвания – возможность соединения с Самим Богом

Протоиерей Евгений Попиченко

3 февраля – день памяти преподобного Максима Исповедника В VII веке в Восточной Церкви возникло лжеучение монофизитов, которые признавали в Иисусе Христе одну Божественную природу (естество) и отвергали Его совершенное Человечество. Защитниками ереси были два патриарха, Александрийский и Константинопольский.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Малодушие есть результат маловерия

Беседовал протоиерей Александр Березовский

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз» – Здравствуйте, уважаемые телезрители.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс