Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (660) → Протоиерей Владимир Цветков: Без Церкви не может быть веры

Протоиерей Владимир Цветков: Без Церкви не может быть веры

№3 (660) / 16 января ‘12

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери Софрониевой Пустыни Нижегородской епархии, председателем Общества русской православной культуры Святителя Игнатия (Брянчанинова) протоиереем Владимиром Цветковым в эфире телеканала «Союз»


– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ее ведущий Александр Сергиенко. У нас в гостях протоиерей Владимир Цветков. Мы поговорим о формировании православного мировоззрения. Скажите, пожалуйста, что лежит в его основе?

Дух и буква

– В основе его учение святых отцов, отвечавших на все вопросы, которые возникали в их время. Мы основываемся на точке зрения наших старцев, архиереев, современных богословов: Православное мировоззрение – это то, как Церковь смотрит на мир и на все существующее, оно основано на Священном Писании.

Церковь должна адекватно отвечать на все вопросы, имея согласие отцов, единомыслие и единство, которое мы исповедуем во время Литургии.

И, соответственно, приходящий к нам человек в любом храме на важнейшие вопросы получает одинаковый ответ. Церковь, как Мать, руководствуясь законами и правилами, имеет право, благодатью Божией, отступать от них и действовать на пользу души того или иного человека.

– Окружающий мир меняется – будет ли меняться наше мировоззрение?

– Мировоззрение меняется под влиянием духа времени. Как в древности говорили святые отцы: «каков мир, таков и монастырь». Устроение мира, естественно, меняется, сейчас он не таков, каким был при Константине Великом или при Иоанне Златоусте, или при Андрее Рублеве, или даже до революции. Поэтому мы не можем подходить к людям так же строго, как в былые времена. Например, великий старец отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нужно приспосабливаться к обстоятельствам, к состоянию душ и состоянию общества, то есть педагогика, водительство людей к Богу, в разное время разная. Притом даже не только в разное время, но и в разной местности, в разных обстоятельствах она разная. Одно дело, когда батюшка общается с деревенскими жителями, а другое, когда к нему приходят ученые, доктора наук. Это еще зависит и от того, насколько человек вошел в Церковь, насколько он свой или еще только начинает воцерковляться. Сначала, естественно, некое снисхождение должно быть, а затем уже более строго: человек поднимается по ступенькам, к нему предъявляются уже другие требования.

Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что нельзя, читая святых отцов, напрямую исполнять все их советы. Мы можем в некоторых текстах только удивляться высоте того, что человек мог так действовать и так жить, некоторые тексты мы можем применять в жизни, но отчасти, а третьими можно пользоваться. Он говорил, например, что творения Иоанна Златоуста, Тихона Задонского актуальны для мирян и в наше время, а некоторые труды святых отцов рассчитаны только на монашествующих. Нужно понимать, что нельзя принимать все творения святых отцов буквально, а вот пропитываться духом святых старцев, учиться творчеству у них нужно непременно. Потому что, когда они говорили что-то, они были с Духом Святым. У Варсонофия Великого есть такие слова: «Когда ты беседуешь с кем-то, то помолись: «Господи, вразуми меня, что и как мне сказать, и Сам скажи через меня полезное мне и тому, с кем я общаюсь, и тем людям, которые меня слушают». И Господь благодатью Своей, пользуясь нашими знаниями, будет говорить то, что соответствует нашему духовному настрою. Здесь нет никакой гордости, никакого стремления к совершенству, мы просто общаемся с Богом и просим у Него помощи в наших делах.

– Если существуют рекомендации, чем можно пользоваться, а чем уже не стоит, не получится ли, что человек просто запутается и будет делать не так, как нужно?

– Здесь подразумевается окормление. Одна из церковных заповедей – иметь духовника.Человек идет за советом, что ему читать, к духовнику, тот дает дельный совет. Один из греческих старцев говорит, что даже если человек будет читать что-то полезное и спасительное, но без благословления, то пользы ему не будет. Если что-то при чтении покажется непонятным или затруднительным, нужно уточнять, спрашивать, получать ответы у своего духовника. Потому что Православная Церковь, по сути, направлена на конкретного человека, а если это приход – на конкретных людей, с тем, чтобы не соблазнить слабых и не сделать беседу скучной для более опытных людей.

– Будет ли положительный эффект, если выполнять определенные правила и рекомендации духовника?

– Это зависит, с одной стороны, от опытности духовника, от того пути, по которому он идет, от степени веры послушника. Поэтому, как говорил отец Кирилл (Павлов), человек может переходить от одного духовника к другому, это дело духовного чада. И, соответственно, духовнику нужно накладывать на свое чадо только такие бремена, которые бы человек сумел понести, в соответствии с крепостью его веры, ревности, духовного состояния. Нужно быть очень внимательным, отмеривать это все. Как старцы говорят: если к тебе пришел человек, то ты покажи ему только один шаг, который он может сделать в точном направлении ко Христу. Когда он этот шаг сделает и снова придет, покажи следующий шаг. И даже не рассказывай ему обо всем пути, потому что он может испугаться и подумать: «как это все сложно и тяжело!». А когда пошагово даются советы, то человек эти труды несет и продвигается в нужном направлении, к Богу.

Возрастание духовное

– Чем можно измерить духовный уровень человека, как узнать, насколько он воцерковился?

– Это зависит от его внимательности и постоянства исполнения молитвенного правила, от того, как часто он причащается, что читает, какие у него грехи. Ведь духовник – чаще всего и исповедник, хотя это и не обязательно, потому что духовник решает какие-то важные вопросы, а исповедаться можно любому священнику. Но, тем не менее, духовник имеет представление о том, какие падения случаются у его чада, и по этим падениям, по его ревности, по его вопросам, иногда просто по вере, можно определить, в каком положении находится человек в данный момент.

– А развиваясь духовно, человек может развиваться в светской жизни – покорять какие-то вершины, стремиться к чему-то?

– Непременно и обязательно. Если человек ведет светскую жизнь (например, он ученый, художник или музыкант), соответственно, он стремится к высотам своего мастерства. Духовнику нужно иметь представление о сферах его деятельности. Где-то человек может сам рассказать ему об этом, где-то самому духовнику надо почитать, поинтересоваться – если ты берешь на себя ученого, надо ему соответствовать. Так священник принесет больше плодов, и эти люди получат больше пользы.

– А есть нечто, что духовник может отдать любому человеку, независимо от рода занятий, чтобы всем это было на пользу?

– Конечно. Необходимо учить, и требовать даже, чтобы любой человек действовал с полной ответственностью, по совести, чтобы он свои знания и умения вкладывал в свое дело и преумножал свой талант.

Все хорошо в меру

– Какой уровень знания богословия должен быть у мирян?

– Думаю, что в пределах Закона Божия – это минимум. А широко распространенный «Закон Божий» отца Серафима – это краткий курс семинарии. Конечно, каждый христианин должен читать и жития святых, и святых отцов в меру времени, интереса и состояния своего, в меру профессии, можно даже так сказать, и так далее. Миряне – люди разные. Я долгое время служил в деревне и знаю, что бабушке достаточно того, что ей было сказано в церкви, если она еще и акафисты дома читает, молитвослов у нее есть, читает Евангелие – в принципе, этого хватит. Потому что сам опыт жизни тяжелой крестьянской, христианской восполняет недостаток богословских знаний. Более тонкое различение богословских понятий, знание религиозной философии необходимы людям образованным.

– Люди, живущие в больших городах, часто в стремлениях заняться своим здоровьем начинают применять восточные практики. Насколько это допустимо для православного христианина?

– Восточные практики – общее понятие. Есть, например, йога, и отдельные ее элементы используются в медицине, но если брать чисто техническую их сторону, отбросив все духовные символы, и если человек совершает их под руководством своего духовника, думаю, что они принесут пользу телу, а вреда душе не будет. Например, иглоукалывание, которое практикуют тибетские монахи, – если этой методикой будет пользоваться православный терапевт, это тоже принесет медицинскую пользу телу и не причинит вреда душе. То есть нужно действовать в разумных пределах, не вникая в подробности духовные. Потому что у нас есть свое православное мировоззрение, своя аскетика.

– А, может быть, то, о чем говорится на Востоке, уже сказано в Православии?

– Святые отцы говорят, что человек – это микрокосмос, и в нем есть вся окружающая нас Вселенная, и еще есть свобода, разум и бессмертная душа. Я думаю, что православное мировоззрение включает в себя все, и ничего более положительного ни в какой другой религии нет. Еще древние христиане считали, что все истинное во всех религиях, во всех философских системах, принадлежит Богу, и тем самым Церкви.

– Батюшка, раз уж мы затронули тему медицины, то и на Руси есть свой опыт врачевателей, которые занимались раньше лечением в монастырях. Почему он не так широко применяется, как методы восточной медицины?

– У нас это раньше было очень широко распространено, известно немало священников и монахов, которые успешно лечили людей травами. Но по мере развития медицины необходимость в таких лекарях минимизировалось и перестала иметь большое значение.

Без нравственных ориентиров жить нельзя

– Известно, что в России существует большая проблема – кризис семьи. Это разводы, аборты, внутренние неурядицы, в результате которых дети вырастают невоспитанными. С чем это связано? Ведь везде есть приходы, люди приходят в храм, общаются со священниками. Они что – не принимают православное мировоззрение?

– Ну, те, кто в церковь ходит, имеет духовников, не будут абортов делать, а если будут какие-то другие падения, они врачуются Исповедью. Понятно, что это, в основном, проблемы людей мирских, внешних. Здесь многое зависит и от телевидения, которое показывает не лучшие примеры взаимоотношения людей, в том числе и отношений между полами. Поэтому бывает так, что человек согрешил, а после этого бежит в церковь. Да, ему там читают молитвы, накладывают епитимью и все прочее, но совершил-то он этот грех именно исходя из секулярного мировоззрения. Только Церковь говорит, что эмбрион – уже человек, в которого в момент зачатия вкладывается душа, и что аборт – это детоубийство. В миру не говорят: «я совершила детоубийство», говорят: «я сделала аборт». Не называют открыто грехи грехами, а прикрывают их какими-то латинскими словами, и якобы так грех даже перестает быть грехом.

Не секрет, что самые многодетные семьи – священнические: детей там рожают столько, сколько дает Господь. Ведь Церковь окормляет только своих, тех, кто приходит в храм, спрашивает у священника совета. А если человек приходит и ставит свечку за то, чтобы потом удачно обворовать какой-то киоск, то, извините, мы не можем пойти за ним и сказать, что есть такая Божия заповедь: не укради. Потому что он не кается, не советуется, и, естественно, на это он благословляться не будет.

– Можно ли говорить о маловерии в нашем обществе?

– Я бы сказал даже более сильно. Не просто маловерие – просто веры мало, мало людей действительно верующих. Потому что без Церкви не может быть веры. А у тех людей, которые считают себя верующими, даже не ходя в церковь, все равно в душе есть какой-то остаток веры. Он может быть совсем маленьким, но он может сыграть свою роль, когда возникает вопрос, согрешить или нет: взять взятку или не взять, родить ребенка или сделать аборт, помочь другому человеку или эти деньги оставить себе?

Церковь – это ведь больница, лечебница, сюда ведь приходят больные люди: люди – слабые существа, они даже смертные грехи совершают, ходя при этом в церковь, а потом каются в этом, а что уж тут говорить о тех, кто не участвует в таинствах Церкви, не соблюдает постов... Если, например, человек не постится, у него нет навыка воздержания, и все, что ему в голову приходит, он считает возможным и правильным, ориентируется на свое сознание, – а в нем нет понятия, например, о борьбе с помыслами; когда желание не соответствует какому-то нравственному запрету, значит, человеку кажется, что «если очень хочется, то это сделать можно».

Если смотреть тот же телевизор, можно сделать вывод, какой дух у нашего телезрителя и тех, кто нам это показывает. Понятно, что это проповедь безбожия и атеизма, и более страшная, чем раньше. Если мы раньше почти все сдавали экзамен по научному атеизму и отмахивались от него, это не значило, что мы должны быть неверующими, быть атеистами. А сейчас у нас есть более страшный атеизм – бытовой, когда Бог, оказывается, «есть у меня внутри, в моем сердце, – но я не обязан ходить в церковь, подчиняться, исполнять заповеди». Религия и Православная Церковь – это и есть как раз система нравственных жизненных ориентиров. Бывают люди верующие в Бога, но невоцерковленные, то есть степень ориентированности у них еще очень маленькая. И что говорить о мире вообще – их просто жаль. Я даже удивляюсь, как при нашем образе жизни люди как-то сохраняют человеческий образ, не будучи верующими, православными христианами, воцерковленными, когда мне, священнику, и то бывает очень тяжело, когда возникают какие-нибудь неординарные ситуации.

– Жить среди людей, которые хотя бы прислушиваются к священнику и называют себя воцерковленными, легче: и самим людям друг с другом легче, и легко по жизни. Почему же все-таки остаются те, кто гнушается веры?

– Очень просто. Бесово легко, Божие тяжело. Человек знает, что, придя в церковь, надо будет соблюдать посты, каяться в грехах, он знает, какие грехи у него есть, что их надо оставить и больше не совершать. Если, например, придет чиновник и скажет: «Я беру взятки и не брать не могу: если не буду брать, меня уволят, потому что часть их нужно отдавать наверх. Я каюсь в этом, но не могу обещать, что я этого делать не буду». И я не могу прочитать ему разрешительную молитву, могу только сказать: «как только созреешь и поймешь, что душа дороже, и уйдешь с работы, где непременно надо брать взятки, тогда приходи и разберемся. Ты покаешься, а мы потом будем смотреть, что делать и как спасаться».

– В обществе существует тенденция отрицания веры в принципе, то есть люди согласны жить со своими грехами; к чему это может привести?

– К еще большему греху и к еще большему разложению общества. Могу сказать, что современное состояние – это не самое страшное. Перед концом света, если брать крайнюю точку, будет гораздо хуже и страшнее, потому что большая часть человечества идет сейчас по лестнице, которая ведет в геенну широким путем. Это понятно всем здравомыслящим людям.

– А если это всем понятно, почему никто не пытается что-то изменить?

– Пытаются и Церковь, и социальные институты. Мы молимся о стране, о народе, о властях и так далее, но, как говорится, жатвы много, а делателей мало. Даже в храмах не хватает священников, мало профессиональных священников, которые готовы в свободное время служить в социальной сфере и так далее – не за деньги, а за веру, ради Христа. Но и самих верующих тоже недостаточно по отношению ко всему населению. Считается, что воцерковленных у нас 5-7%, ну, пусть 10, считая тех, которые пусть раз в год, но причащаются. 70-75% считают себя православными, но только по принадлежности к православной культуре, отнюдь не к Церкви. Можно сказать, что это камни, которые лежат рядом с храмом, но пока не пущены на строительство этого храма.

– Если процент верующих сокращается, то придет время, когда некому будет передавать знания?

– Я думаю, что он уже дошел до какого-то среднего минимума, что дальше он сокращаться не будет. Я думаю, что 7-10% верующих от общего числа населения – это та самая десятина Богу, которая была во все времена. Потому что жизнь будет еще тяжелее, и эти тяжести очень многих людей привлекут к Церкви: дальше жить без Бога будет уже затруднительно или просто невозможно. Мы надеемся на чудо, на милость Божию, но, может быть, надо надеяться еще и на скорби – они как бы работают на нашу сторону. Когда началась Великая Отечественная война, то все побежали в храм, начали креститься, причащаться, и храмы начали открываться не только потому, что государство разрешило, – они были востребованы людьми, они наполнялись. Священники не были без работы, в то время было огромное количество крестин, не говоря уж об отпеваниях и молебнах.

Не дай Бог, конечно, но если мы правильно понимаем, то кризис только начинается, будет и самая высокая его волна, девятый вал, и тогда, конечно, многие придут в церковь. Многим будет о чем помолиться, и не просто дома или Богу в сердце, а уже в храме Божием.

– А в чем сила церковной проповеди в мирное время?

– Сила проповеди в том, что проповедовать надо так, чтобы всем были интересно, чтобы человек начал понимать и себя, и окружающий мир, и свою жизнь. И надо сделать так, чтобы наше слово касалось непосредственно его, чтобы оно прямо доходило до него и ему казалось, что ему говорят о нем: о его проблемах, о его жизни. И тогда ему все будет понятно.

И очень важная задача – воцерковлять и освящать наш быт. Начинаешь посуду мыть, скажи: «Господи, благослови», закончила мыть – скажи: «Слава Тебе, Господи»; чтобы в доме иконочки были, лампадочка горела, чтобы отношения наши с людьми строились на христианской основе – то есть чтобы мы постоянно находились в присутствии Божием настолько, насколько мы можем удерживать эту память Божию в себе.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Епископ Орский и Гайский Ириней: «Человек имеет возможность стать Богом по благодати»

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». Наш гость – епископ Орский и Гайский Ириней. Владыка, позвольте Вас поздравить с новым ответственным служением Матери-Церкви. Везде нужно служить – Спаси Господи. Конечно, трудный крест возложен, но, с другой стороны, и очень радостный

 
Мысли о прекрасном

Не просто профессия…

Василий Нестеренко

Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». Их ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко– Я приветствую в моей студии гостя, замечательного художника-реставратора и ученого Александра Анатольевича Горматюка.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс