Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (653) → Настоящий художник всегда все делает хорошо

Настоящий художник всегда все делает хорошо

№44 (653) / 21 ноября ‘11

Творчество
  • Программу «Мысли о прекрасном» ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко
  • Гость программы – Алексей Юрьевич Лапин, руководитель художественной мозаичной студии «Вера»

– Алексей Юрьевич, я знаю, что Вы очень давно работаете, еще по благословению Святейшего Патриарха Алексия, а теперь и Патриарха Кирилла, для Русской Православной Церкви. Хотелось бы узнать, как все начиналось, и вообще, что такое мозаика в современном мире?

– В мозаичную студию мы объединились с молодыми мозаичистами и художниками всего три года назад, хотя я лично мозаикой занимаюсь всю жизнь. Тогда же на Вознесение Святейший Патриарх Алексий благословил нас – это было знаковым событием. Он увидел, что наши мастера развивают исконно русские традиции.

– Я вижу, что в Ваших работах Вы продолжаете традиции Древней Руси и Византии?

– Наш конек – возрождение техники микромозаики, особое внимание – работам на православную тему. Только что закончили Смоленскую икону Божией Матери. Очень интересно и нестандартно ее сделал мастер. Конечно, немножко жаль, что эта икона уедет в Париж, к заказчику. Но очень приятно, что это человек, наверное, глубоко верующий, православный, раз уж заказал этот образ, так что он будет находиться в надежных руках.

Очень приятно, что созданное нами, прежде всего иконы, находит свое место не только в частных коллекциях, но и в храмах. Это дорогого стоит, ведь мастера, создающие иконы из смальты, глубоко верующие православные люди, и я их всех очень люблю и уважаю. Для них работа – это не просто творческий процесс, это пример высокого духовного отношения к святому образу, воссоздание его уже для православной жизни, для храма.

Наши мастера создали прекрасный образ Божией Матери «Казанская», который находится в храме Большое Вознесение; Марфо-Мариинской обители к ее столетию подарили икону преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Многие наши работы живут в храмах, это очень важно для мастеров. Мы понимаем, что на правильном пути.

У нас есть серия крупномасштабных работ. Это мозаичные панно на православную тему, на библейские темы в храме Вознесения у Никитских ворот. Несколько лет, сохраняя архитектуру, мы создаем новый православный комплекс в этом старом, очень почитаемом в Москве храме. Уже сделаны большие мозаики: Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа, Преображение. Последняя по времени работа – мозаичная икона Спаса Нерукотворного.

– Кстати, в живописи многие художники работали в технике, которая фактически повторяет мозаику. У Врубеля, например, многие вещи как бы выложены из мозаики.

– Моя мечта – сделать мозаичную работу на тему картин Михаила Врубеля; это было бы безумно интересно. Мы уже подготовили серию на тему работ Клода Моне. Все мастера, которые работали над этой серией, говорят, что им было очень интересно, потому что техника художников-импрессионистов сродни технике мозаичных работ.

– Допустим, технику мозаики, как и живописи прошедших веков, довольно сложно освоить, хотя сохранились древние мозаики – за границей, в Париже, Берлине все это есть. А надо ли это делать?

– Тогда задача перед мастерами-мозаичистами, которых обучали в основном в Италии, стояла другая – добиться живописности, чтобы мозаика точь-в-точь повторяла написанное красками на холсте. Чисто технологически, мозаичным набором создавали работы, а потом их отшлифовывали до зеркального блеска.

Но времена меняются. Сейчас мастера, например, отказываются от шлифовки законченных работ. Потому что (не нужно забывать) смальта сама по себе дает ощущение объема.

– На самом деле, чем бы художник ни занимался, он всегда все сделает хорошо. Могу привести пример. Был такой замечательный советский скульптор Лев Ефимович Кербель, во время Второй мировой войны он раскрашивал военные суда на Северном флоте под серо-стальной цвет моря.

– И раскрашивал так, что немцы близко на них смотрели и не видели. Скульптор занимался, казалось бы, оформительской работой, но делал это очень талантливо, поскольку Художник. Так что, думаю, главное – это душа человека.

– Вы сохраняете технику мозаики, вершины которой – византийская мозаика, мозаики Софии Киевской, собора Святого Петра в Риме. Интерес людей к этому сохраняется; есть надежда, что наши дети все это получат. Самое главное, чтобы не прерывалась ниточка преемственности – пусть какое-то время рождаются не способные люди, а хорошие ремесленники, но есть ниточка, и вдруг появляется гений, который взял это все для себя и пошел дальше.

– Да, конечно. Мастер, когда в руках держит щипцы и кусочек смальты, уже видит каждый модуль материала, и только он чувствует, куда его положить.

Мы изучали технику ломоносовских мозаик, которые создавались не только самим Ломоносовым, но и его подмастерьями – они в большинстве своем через какое-то время становились очень талантливыми мастерами. И, слава Богу, работы их сохранились. Мы, благодаря итальянским коллегам, нашли фотографии и копии мозаик, которые делались в конце XVIII века, уже после смерти Ломоносова, и начали в той же технике их повторять.

– Преемственность опыта в технике мозаики крайне важна сейчас и для Беларуси, и для России, и для Украины, где имеется множество храмов с замечательными мозаичными вещами. И понятно, что это прежде всего обращено к молодежи.

– А молодежь, кстати сказать, этим интересуется. Когда мы начали проводить мастер-классы (просто не хватает физических сил это делать на постоянной основе), заинтересовались даже подростки. К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (которое, надеюсь, будет отмечаться не только в Архангельске) нужно активизировать и нашу работу.

– Традиционно в конце наших бесед я всегда спрашиваю собеседников, было ли в их жизнь чудо. И хотя я понимаю: Вы, в прошлом военный медик, вдруг занялись мозаикой, – это уже чудо, но, может быть, в Вашей жизни еще было что-то такое?

– Для меня все, что есть вокруг, это уже чудо, но самое большое чудо в этой жизни то, что нам все время сверху дается возможность встречать очень интересных и талантливых людей. И, наверное, счастливы те, кто не потерял способность видеть в людях талант, что позволяет и самому прикасаться к этому – иногда на уровне хобби, или, как в моем случае, может реализовываться в очень интересные творческие проекты. Спасибо за то, что вы увидели и оценили работы наших мастеров.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Мысли о прекрасном» понедельник 00.00, 10.30, вторник 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследование

В кривом зеркале, или как православный россиянин изображается в либеральных СМИ

Доктор филологических наук, профессор Н.А. Дьячкова

«Общество считает, что нравственный облик большинства телеканалов нужно изменить», – говорят в Московском патриархате

 
У книжной полки

Подвижник и просветитель

Светлана Ладина

«Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского». «Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие» В истории духовной жизни России необычайно интересен и насыщен важными событиями XVI век.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс