Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (652) → Бери ношу по плечу…

Бери ношу по плечу…

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Замысел Божий есть о каждом человеке
Протоиерей Евгений Попиченко

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

22 ноября – день памяти преподобного Онисифора Печерского

Жил этот подвижник в Киево-Печерском монастыре, был священником, и в послушании у него пребывал духовный сын, инок, который казался постником, весьма смиренным, благочестивым, а тайно ел, пил и веселился. В один день он умер, и никто не мог приблизиться к его телу по причине невозможного смрада. На всех напал ужас, и никто не решался совершить его погребение. Наконец, некоторые решились похоронить его в пещере. Тут Онисифору явился преподобный Антоний и сказал: «Зачем ты положил здесь этого беззаконника? Такого здесь еще не было, ты осквернил святое место». Онисифор начал плакать и стенать: «Господи, зачем ты сокрыл дела этого человека?». – «Затем, – отвечал ему ангел, – чтобы показать его всем согрешающим и не кающимся». На другую ночь было повелено выбросить тело инока вон, но Онисифор начал молиться Богу, и останки инока перестали источать смрад.

Так был обличен грех лицемерия, то есть наружного благочестия. Грех лицемерия – один из самых распространенных наших грехов. Господь обозначил его следующими словами: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите вы, таким будут судить и вас» – «что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Лицемер, вынь сначала бревно из своего глаза, а потом увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего».

Осуждение... Страшный, тяжкий, глубоко въевшийся в наши души порок. О чем он свидетельствует? О том, что человек не видит своего настоящего состояния. А состояние наше таково, что, сами будучи духовно смертельно больны, мы пытаемся вразумлять, учить, воспитывать, обличать, укорять других – берем на себя непосильную ношу. Эту болезнь Господь подчеркнул особо. Грех человека Он уподобил сучку, а страсть осуждения, по слову преподобного аввы Дорофея, сравнил с бревном.

Казалось бы, ну что такого в том, что мы перемываем косточки нашим соседям, коллегам, священникам, политикам, правителям? Но тем мы восхищаем Божий Суд, ставим себя на место Бога. И, судя, как обычно, по себе, исходя из своих страстей, привычек, пристрастий, из своих мнений, совершаем абсолютно необъективный суд. Авва Дорофей приводит в пример такую историю. Жили две сестрички-близняшки, которые, потеряв родителей, были проданы в рабство. Одну купила христианка, другую блудница. Каждая воспитала девочку в соответствии со своим образом жизни. И далее святой спрашивает: если они обе впадут в плотский грех, какая из них будет более осуждена? Понятно, та, которая получила доброе христианское воспитание, для нее это будет действительно глубокое падение. Но очень часто мы, бывая скоры на суд, совершенно не вникаем в обстоятельства, в мотивы и состояние души человека, судим по форме, восхищая полноту суда Божия. «Кто ты, – говорит апостол Павел, – судящий чужого раба? Перед своим Господом он стоит или падает».

Кроме того, Господь может смирить нас, как смирил одного духовно опытного подвижника. Жил в пустыне монах, который, когда к нему пришел его собрат, стал узнавать, как живет мир; о иноке же том была дурная молва. Он рассказал монаху все как есть, а тот лишь воздохнул: «Плохо, жалко». По-нашему, здесь и нет никакого осуждения, просто некое переживание сердца. Прошло некоторое время, и монаху явился ангел, который держал в руках душу того инока. Ангел говорит: «Ты взял ответственность судить этого человека, поэтому Господь послал меня к тебе: как быть, куда отправить его душу, в ад или в рай?». Старец был настолько потрясен и обличен в своем грехе, что все последующее время жизни провел в искреннем слезном покаянии.

Видение чужих грехов более всего обличает наше лицемерие, потому что мы, судя другого, сами делаем то же. А как же иначе Богу смирить нас, гордецов? Человек, как правило, не видит собственных грехов. Дело в том, что духовное зрение, как и зрение телесное, очень сужено. Например, если с пристальным вниманием рассматривать ладонь, все окружающие предметы человек перестанет замечать или они будут расплываться. И, напротив, если человек сосредоточится на каком-то предмете вне своей руки, он потеряет способность видеть все мелочи собственных недостатков.

И поэтому каждый раз, когда нас лукавый подвигает узнать, «а что там делает тот-то, а что о нем говорят», нужно в первую очередь противостоять ему внутренним сопротивлением: «Кто ты, судящий чужого раба?». С другой стороны, всякое искушение к осуждению внимательный христианин может использовать как полезное упражнение. Ну, например, оказавшись в какой-то компании, когда речь заходит об отсутствующих, о новостях, о сплетнях, всегда можно пытаться выполнять миссию, которую совершает Господь. Господь нас оправдывает – так и христиане, ученики Христовы, должны учиться оправдывать человека. Прежде всего, перед самим собой придумать тысячу способов, как и почему человека можно оправдать: что он был неправ, вспылил, болел, у него плохое настроение, неполадки на работе или в семье, поэтому он сорвался. И в компании пытаться свести разговор в такое русло: «Ну, мы же не владеем всей полнотой информации, почему мы так категорично заявляем о его вине?». Старайтесь оправдывать человека. Постепенно в душе родится навык смирять себя, вспоминая, что «и я такой же, даже хуже», и оправдывать наших ближних.

Дай Бог всем нам такого духовного упражнения, внимания! Нам надо уходить от лицемерия, за которое мы очень строго можем быть спрошены на Божием Суде. Спаси всех, Господи.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Пост

28 ноября – начало Рождественского поста

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Заговенье на Рождественский пост происходит в день памяти святого апостола Филиппа, поэтому в народе этот пост называют еще Филипповым. Начинается Рождественский пост, и мы снова готовимся принять участие в тайне Пришествия в мир нашего Спасителя.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс