Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (649) → Протоиерей Артемий Владимиров: Добрый пример имеет удивительную силу

Протоиерей Артемий Владимиров: Добрый пример имеет удивительную силу

№40 (649) / 24 октября ‘11

Беседы с батюшкой

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым в эфире телеканала «Союз»

– В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях – настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.

Приобрести или отдать?

– Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Приветствую вас, дорогие друзья, да благословит нас Господь.

– Тема нашего разговора – любовь и влюбленность. Батюшка, мы решили поговорить об этом, так как молодежь часто путает эти понятия.

– Да, «как молоды мы были, как искренне любили»… Одно дело легкая облачность и первые капельки дождя, а другое дело – грибной дождь, увлажняющий землю. Одно дело ручеек, с которого начинается река, а другое дело – полноводный поток, орошающий поля. Безусловно, не нужно принимать одно за другое. Влюбленность есть что-то летучее, трудноуловимое, труднообъяснимое, некая восторженность чувств, окрыленность сердца. Когда каждое мгновение, проведенное с нею, – «я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты», – становится значительным, кровь стучит в висках, и кажется, что только она одна и существует в этом мире... Об этом я размышляю как батюшка довольно часто, потому что постоянно сталкиваюсь с человеческими драмами. Хотел бы задать встречный вопрос. Когда мы чувствуем, что полюбили, когда везде и всюду ее лицо, вопрос: действительно ли мы готовы служить этому человеку, или мы обслуживаем свои собственные чувства, а иногда, откровенно скажем, и страстишки? Желаем ли мы нечто приобрести или желаем что-то отдать? В этом смысле влюбленность не возвышает нас, согласитесь, над собственным эгоизмом. А любовь проверяется годами и трудами, любовь не знает перемен, но лишь возрастает по мере того, как мы вкладываем наше сердце в созидание общей жизни. Думаю, влюбленность как романтическое состояние, пробуждающее в человеке рыцарство, учащее быть галантным, – это положительный момент.

– А всегда ли влюбленность предшествует появлению большого чувства, которое называют любовь?

– Я, может быть, не первый специалист в стране по этим тонким и сложным вопросам, но по своему пастырскому опыту, да и по воспоминаниям себя в студенческие годы, скажу, что женские натуры, не нафантазировавшие себе, не нашпиговавшие себя индийской мелодрамой и соответствующими видеофильмами, отличаются большей взвешенностью суждений и спокойствием. И на страстное предложение юноши девушка отвечает: «Мне нужно подумать, мне нужно помолиться, спрошу у мамы, что она думает о Вас, посоветуюсь с батюшкой». Вы знаете, батюшка – третий, но не лишний в этой драме.

– Влюбленность свойственна молодым людям. Означает ли это, что их нужно учить, как себя вести, когда эти чувства появляются?

– Замечательный психолог XIX века святитель Феофан Затворник называл это состояние болезнью. Но болезнь возникает тогда, когда юноша творит кумира из нее, либо девица имеет настолько влюбчивое сердце, что готова признаться в любви даже фонарному столбу, ей кажется, что он подмигивает ей при порыве ветра. Сердце нужно держать спокойным, мы должны уметь властвовать собою и не спешить сдаваться в плен этому эфемерному состоянию. Конечно, от педагогов, родителей требуются большой такт и деликатность, наверное, чувство юмора, а вместе с тем и сердечность, чтобы эту деликатную тему не препарировать, как ветеринар препарирует дохлого жеребца. Можно ведь, разложив все по полочкам, легко лишить наших слушателей возвышенной перспективы. Не скрою, что в своем почти ежедневном общении со старшеклассниками я очень часто прошу написать экспромты на данную тему. Прямо на ходу вместе размышляем о юноше, который, сидя за партой, вдруг увидел устремленные на себя чистые и прекрасные глаза девушки. Сегодня нужно отстоять право на высокую романтику, на рыцарство.

Думаю, мы еще побеседуем о так называемом воспитании полов. Если мы будем держаться традиций русского общества, если будем находиться в русле христианской культуры, то, конечно, разговор будет полезным.

Любовь предполагает доверие

– Есть звонок – Липецк на связи.

– Батюшка, я слышал, что есть такое выражение – гневная любовь. Как отличить грех гневной любви от чувства раздражения или ненависти?

– Раздражительность – это неумение совладать с собою в критической ситуации, неумение обуздать собственные эмоции. Ненависть – это раздражительность в квадрате и даже кубе, это навык давать волю чувствам и одновременно пленяться злобою, которая искажает твое лицо, заставляет конвульсивно дрыгаться конечности. Ненависть, которая испепеляет, является смертных грехом, она близка к человекоубийству. Я, признаться, первый раз слышу такое словосочетание – «гневная любовь». О чем может идти речь? Ромео, конечно, знал, что Джульетта кокетничает с другим, и вышел из себя. Может быть, речь идет о ревности? Жестока, как ад, ревность. Но вы правы, наверное, в том отношении, что плотское чувство любви часто причиняет страдания. Особенно это бывает, когда любящий стремится обладать человеком как вещью, согрешает собственничеством, приватизирует душу. И поэтому его собственное сердце начинает разрываться: негодование, муки, недоверие, ревность. Не дай Бог! Хотелось бы, чтобы наши юные собеседники не впадали бы в эти страшные аффективные состояния, и пусть любовь будет прекрасна. Любовь предполагает взаимное доверие, искренне любящие боятся огорчить друг друга, они тактичны, предупредительны, деликатны. И понимают, что долгожизненность любви зависит от того, насколько мы предоставляем свободу любимому человеку, насколько уважаем его суверенитет, но это высокая степень нравственной культуры.

– Отец Артемий, послушаем вопрос из Челябинска.

– У меня сыну чуть больше 15-ти лет, он начал дружить с одноклассницей. Девочка некрещеная, и на мой вопрос, хотела бы она покреститься, ответила, что церковь отнимает очень много времени. И сын сейчас стал реже ходить в церковь, меньше молится, стал раздражительным. Как быть?

– Меня очень интересует проблема раздражительности с домашними у влюбленного Ромео. Ведь если ты увидел в ней то, чего не разглядели другие, если оказываешь ей нелицемерные знаки внимания, если думаешь о чем-то хорошем и высоком, если у тебя подлинное чувство, то почему оно оборачивается в домашнем кругу небрежностью, ворчанием, недовольством? Что-то здесь не так. Англичане, между прочим, не зря говорили, что подлинное милосердие, милость и любовь начинаются с собственного дома. Если ты действительно любишь, то научись переносить и на всех окружающих это светлое, радостное расположение духа. А так получается двойной стандарт. Относительно этой девчонки-егозы скажу: конечно, молодо-зелено. Требовать от нее Крещения довольно странно, она не просвещена, но по всему виден практический характер, такое приземленное построение ума. Нынешние девчонки на парней сами вешаются, и, к сожалению, это поведение сегодня распространено. Мы просто хотим помолиться здесь, в этой студии, за вашего сына, чтобы он не попал в оборот. Потому что не миловидность черт лица, не пропорции виолончели, но душевные задатки, сердечное расположение, само понятие о жизни барышни – вот что нас интересует. Не зря же народ говорил: ищи жену не в хороводе, а в огороде.

Целомудрие – это верность

– К сожалению, молодые люди часто не думают о высоких чувствах. В наше время все настолько упростилось, что целомудрие уже не модно.

– А нам, простите, до лампочки: модно или не модно целомудрие. «Мода», «Бурда», «Урода» – все это кончается так: старуха сидит у разбитого корыта и восклицает: «Ох, где моя молодость?! Где моя красота, где мой стан?». Истасканная, затертая, серая, пошлая и больная женщина... Нам важен, дорогие друзья, результат. Нам нужна одна победа в семейной жизни, мы за ценой не постоим. Я сегодня совершал таинство Венчания и обратил внимание на удивительное сочетание слов в одной молитве за супругов: «Господи, дай им целомудрие и многочадие». Вот это удивительно: в одном прошении и целомудрие, и молитва о детях. Значит, целомудрие это не просто воздержание, целомудрие – это чистота сердца, целомудрие – это верность своему выбору. Целомудрие – это умение сохранять чистым свой ум и не смотреть по сторонам, когда признаешься в любви ей, единственной и неповторимой. Целомудрие – это умение идти рука об руку с избранницей тропой бескорыстной любви. И, конечно, я ставлю в прямую зависимость гармонию семейной жизни от умения хранить себя от всех порочащих ваш авторитет ранних сексуальных связей. Попросту говоря, от блуда, распутства, разврата.

И сегодня, говоря о воспитании полов, взращивая самосознание юношей и барышень, мы должны уметь с ними беседовать о том, что знаком качества юного существа является, конечно, девство, невинность. Ибо здоровые дети не в капустных листьях обретаются, здоровые дети, как золотые яблочки, вырастают не на попорченной тлей и короедом яблоньке. Вот почему девочка должна быть белой лебедью. Нецелованность – это не устаревшее понятие, но это ее честь, ее достоинство, ее красота, ее неоценимая цена. И, поверьте, если педагоги знают, о чем говорят, и если они с младшей школы уже этот идеал взращивают, всем смертям назло, какие же лебедушки вырастают! Пусть их мало, но они соль Русской земли.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

– Отец Артемий, все женщины и девушки мечтают о страстной любви. Но как могут сочетаться такие вещи, как любовь и страсть?

– Ну, мужчины такие резонеры – не зря нас называют за глаза «деревяшками», «чурбанами», «пнями». Я не думаю, что надо на логарифмической линейке вычислять степень страстности. Дело молодое, природа сама все подскажет. Вопрос лишь в том, чтобы не служить самой страсти, забывая человеческое лицо. Меня сейчас занимает вопрос о «кризисе среднего возраста». Как получается, что положительный супруг, который вместе со своей милой прожил полжизни, вырастил детей, имеет определенный авторитет нравственный, вдруг свершает предательство? Как осел за морковкой, ему кем-то подсунутой, бежит в пустыню, так и этот мужчина бежит из семьи. Слава Богу, если венчаный брак, полнокровный, радостный. Вот сегодня я подносил чашу со сладким вином к устам супругов, и троекратно они до дна пили эту чашу в знак единомыслия. Они встретились в этом мире бушующем, они обрели скалу, над ними благодать, как шатер, простерла свои крылья.

Но важно, дорогие мои, понимать, что родительное желание, само движение естества не должны распыляться, как аэрозоль, в пустоту. Когда он и она думают о материнстве и отцовстве, то для них брачная жизнь сопряжена с тайной явления в этот мир долгожданного младенца, когда они чувствуют себя инструментами, созидающими по воле Божией, вот тогда рождаются Платоны и Ньютоны, Ландау и Капицы, Жуковы и Суворовы. Ибо дитя с момента зачатия либо окружено любовью родителей, оберегаемо их нравственным чувством, либо утесняемо, пренебрегаемо. Страсть, получение какого-то призрачного чувственного удовольствия, не должна идти в ущерб здоровью супругов, в ущерб уже зачатому дитяти. Думаю, что такие тонкие вещи должны пунктиром со старшеклассниками обсуждаться. А вообще-то при дворцах бракосочетаний я бы батюшек держал на четверть ставки, чтобы они, сами примерные мужья, тактично просвещали наших людей, проводили, так сказать, профилактику, предупреждая разводы-расходы, которые возникают на почве полового пресыщения, когда природа приносится в жертву сладострастию.

Каждый решает сам

– Слушаем звонок из Тверской области.

– Мой сын полюбил разведенную женщину с ребенком и женился на ней. А я в Евангелии прочитала, что женившийся на разведенной прелюбодействует. Разъясните, правильно это или нет?

– Я думаю, что каждый случай нужно рассматривать особо. Во-первых, Господь имеет в виду тот союз, который освящен Его благословением. А та разведенная, о которой вы говорите, может быть, не то, что не венчалась – даже и не расписана была. Во-вторых, может быть, она была оставлена распутным, легкомысленным мужем и является, таким образом, пострадавшей стороной. Она не могла мириться с его бесконечными изменами, и поэтому за ней осталось нравственное право найти твердое плечо в этом мире, опереться на него и, дай Бог, уже больше не наступать на эти ужасные грабли распада семьи. Может быть, ваш сын, хорошо вами воспитанный, и явился перед ней таким рыцарем чести и добра. Вопрос остается: скрепили ли они свой союз взаимным обещанием верности и любви? Поэтому, конечно, в идеале, священник, духовный доктор Айболит, ваш душеприказчик, должен был бы вникнуть изначала в ситуацию, понять, что там за душой у этой милой молодой мамаши, насколько они серьезны в размышлении о последствиях своего союза. Поэтому предлагаю вам особенно не волноваться, но заняться воцерковлением этого молодого тандема: прочно бывает только то, что зиждется на вере и верности Христу.

– Батюшка, часто то хорошее, что говорят молодым, ими не воспринимается, а то плохое, что они слышат чаще, перевешивает…

– Мы с этим сталкиваемся ежедневно, потому что хозяин – барин, и жизнь человека в его руках. А каждая кроха пусть знает, что такое хорошо и что такое плохо. Когда же эта кроха подрастет, то, очевидно, последнее слово останется за ней: направо ли пойти и шею сломать, налево – ноги потерять, или идти прямо, стезей чести и верности. Думаю, что помимо правильных слов, которые сейчас услышать тоже не всегда удается нашим детям, важен положительный пример родителей с их понятиями о чести, верности и семейных добродетелях. Дай Бог, чтобы и педагоги были носителями этих нравственных качеств и не стеснялись добродетели. В таком случае ребенок находится как будто под покровом, он защищен положительным примером. Но бывают и уникальные дети, которые, видя худые примеры, отвращаются от порока во всех его проявлениях, укрепляются в добре. Но это уже явный случай Божия Промысла. Мы же сходимся на одном – среда бывает очень агрессивна, опасна. Но дети всегда на самом деле ищут подвига. И мне кажется, что христианские педагоги должны сегодня находить этот оселок. Подвиг – сохранить душу живой, подвиг – сохранить девство до последнего звонка и после оного. Подвиг – общаясь с девушкой, не оскорблять ее сальными прикосновениями, но хранить дистанцию из уважения и благоговения к ее красоте. Подвиг – добраться до белого плата Венчания без сомнительного числа побед и поражений. Подвиг – если оступился (ну, никто же не застрахован), раскрыть сердце здесь, во врачебнице покаяния, и с помощью батюшки, по благодати священства, вновь обрести духовный стержень.

Доверяй, но проверяй

– Родители задаются вопросом, с какого возраста надо обсуждать с детьми вопросы, связанные с половым воспитанием, и как это правильно сделать?

– Если бы я был мамой, я бы беседовал с ребенком, нося его под сердцем: «Милая моя кровушка, какой же ты у меня сильный мальчик, ты не будешь поддаваться дурному влиянию, ты будешь личностью, которая делает правильный выбор».

Наука доказала, что если мама поет колыбельные песни ребеночку, когда он еще находится у нее в утробе, дитя рождается с музыкальными способностями. А я вам скажу, как учитель высшей категории, что с дошколятами можно беседовать вот в таком духе: «Ты когда вырастешь, Сашенька, если захочешь, то найдешь себе невесту, будешь жить с ней дружно, богато, весело. Как ты думаешь, сколько у вас будет детей?». Как вы думаете, преступно об этом с ребенком беседовать? Я думаю, что нет, потому что он сам, участвуя в этой беседе, начинает размышлять над вопросом, он себе программирует эту дорогу чести. Семилетний мальчик отвечает: «У меня будет мальчик и девочка». – «А почему так?». – «Потому что жизнь есть единство противоположностей». – «А ты, Маша, как считаешь, сколько у тебя будет деток?». – «Сколько Бог даст».

Я убежден, что такие уроки не будут для детей медвежьей услугой, потому что здесь и высота, и идеал.

– Одно дело разговор с детьми, а другое – с подростками, которые просто не допускают родителей до своей личной жизни.

– Я помню, как мы с ребятами обсуждали драму Островского «Гроза»: Катерина, ее муж Тихон, брак венчаный, и вот приехал какой-то смазливый парень, Борис. Катерина мучается, не находит себе места, ее обличает совесть. И вот в конце урока ко мне подходит девушка в джинсиках и говорит: «И что же Катерина так переживала? Я бы на ее месте нисколько не мучилась, просто надо бы все более конспиративно устроить, чтобы ни один мускул на лице не выдал того приобретения, которое она в лице Бориса нашла». Ах, наши подростки, ах, наши подранки.

Но мы, педагоги, не имеем права их унизить, да и ругать их не за что. Но нужно показать им альтернативу, нужно говорить им о высокой и великой любви.

– Батюшка, как гиперопека родителей может повлиять на жизнь детей?

– Мы, родители, не можем быть равнодушными, мы волнуемся за детей. Родители должны руководствоваться правилом: доверяй, но проверяй. Гиперопека – несносная вещь, и проблема отцов и детей всегда возникает из-за родительского занудства.

– Батюшка, хотелось бы, чтобы молодые люди никогда не сбивались с истинного пути, у родителей всегда оставались силы найти нужные слова и показать правильный пример, а педагоги могли в нужном русле проводить свои занятия и духовно-нравственное воспитание.

– Я думаю, что многое определяется тем огоньком, который разгорается в сердце каждого конкретного человека. Мы не функционеры, не чиновники школьного ведомства, но каждый взрослый человек должен чувствовать свою причастность к подрастающему поколению и призван делиться не столько красивыми фразами, сколько опытом своей собственной жизни. Дурной пример заразителен, а добрый имеет удивительную силу.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Событие

Светлые краски серого мира

А. Вагин, ЛИУ-51

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 14 сентября 2011 года православная община ЛИУ-51 праздновала девятую годовщину освящения храма во имя Священномученика Целителя Пантелеимона – храм был освящен в 2002 году архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

 
Наш приход

Первые уроки Православия

Алексей Соловьев

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Детский просветительский центр храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга (ул. Шувакишская,3) включает в себя экспериментальную общеобразовательную школу, дающую начальное образование в форме экстерната

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс