Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (648) → Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

№39 (648) / 17 октября ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

  • Плоть моя – многоглавое чудовище, злое, гордое, презорливое, хульное (относительно Бога и святых и ближних), самохвальное, слепое, безумное, нелепое, нечистое, жадное, завистливое, скупое, малодушное, нетерпеливое, торопливое, ропотливое, земнолюбивое, непокорное, грубое, огрызающееся, совершенно враждебное не только Богу и ближнему, но и мне самому.
  • Отчего называется плоть, или тело наше, плотию? – Оттого, что оно сплочено, составлено, сложено из стихийных начал: земли, воды, воздуха, теплоты и света. А что сплочено, сложено, то должно разрушиться.
  • Не жалей и не ласкай плоти своей, если это не необходимо для его [тела] здоровья – например, если оно больно. Изнуряй его поклонами, толчками, спаньем на голом полу, грубою, но не тяжелою пищею, простым питьем, грубою одеждою, смрадным запахом или хоть и дымом – это по отношению к телу, а по отношению к душе, которая тоже составляет плотского человека, – удручай ее презрением других и с радостию принимай это презрение (лишь бы оно было напрасное, а не заслуженное: ибо ты должен заботиться о чести ради славы имени Божия (ср.: пс. 78, 9)); с радостию принимай обиды, злословия, не обижайся на неисправность других, но с охотою прощай ее, если она сделана по опрометчивости и не вредна для других, считая ее за свою неисправность; радуйся, если тебе завидуют, бранят: ибо все это бичи, лекарства для гордости, злобы, нетерпения, изнеженности, лености ветхого человека.
  • Все приятное для плоти должно попирать, и все неприятное ни во что вменять, или лучше считать за самое приятное: потому что неприятное (но не вредное) для плоти полезно для души, существеннейшей части нашего существа. – Иже Христовы суть, распяша плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Наша плоть любит покой и негу, а это вредно и для плоти, и для души: надо принуждать себя к труду и суровой жизни, надо оставаться спокойным в душе, когда кто или что нарушает покой нашего тела, или когда обдает нас дымом, поражает обоняние зловонием, или делает нам толчок. Презирати убо плоть, как землю, прах, гной; а прилежати о души, вещи безсмертней...
  • Презирать плоть, ненавидеть душу свою, чтоб возлюбить Бога и ближнего. Быть доброже-лательным, щедрым, избегать лакомства, вообще неги плоти: лакомства сильно воюют чрез плоть на душу; к лакомствам сердце прилепляется, вместо того чтоб к Богу да к ближнему прилепляться.
  • Под теплым одеялом не спать, на пуховиках и мягких подушках не спать: это нежит и расслабляет плоть, а вместе и дух. Чаю очень горячего не пить: нежит и расслабляет плоть, а вместе и душу. Кушаньев очень вкусных не есть или есть очень мало, например, пирогов, заливных и прочего, потому что нежат и расслабляют плоть, а вместе с тем и душу.

    Одежд нежных, мягких, красивых, дорогих не носить: потому что нежат и расслабляют плоть чрез зрение и осязание, привязывают сердце к земному и напыщают душу этой суетою, человек научается мало-помалу полагать в них свою жизнь, свое удовольствие, счастие, достоинство и как бы сущность человека и смотреть на других, худо одетых, с презрением.

    Светских книг, газет, вообще книг и статей легкого содержания не читать – нежат и расслабляют душу и наполняют ее суетою.

    На богатые дома, на богатые стекла, на внутренние украшения комнат, на мебель богатую не засматриваться: это нежит и расслабляет душу чрез зрение плотское, – побуждает ее желать земного богатства и наслаждений и отвлекает зрение сердечное от вечной жизни на небесах. Святые отцы боялись этой суетности и запирали себя в тесные, аршина два, комнаты, чтобы пространство жилища не повлекло к раздолью плоть, чтобы не привязаться им к земному жилищу, тогда как ожидает их вечное, и из-за привязанности к земному не потерять вечного.
  • Хранить чувства от греха зрения: не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища... не давать воли злопамятству, нечистому воображению, представляющему и рисующему грех в прелестных вожделенных видах; не смотреть на соблазнительные изображения или картины и статуи, не читать книг соблазнительных; избегать сообществ соблазнительных, собраний веселых и легкомысленных, где грех не во что вменяется, вообще беречься всякого повода ко греху, ибо в мире много соблазнов. Горе миру от соблазнов, ибо надо быть и соблазнам испытания ради, но горе тому, чрез кого соблазн приходит, лучше бы ему, если бы мельничный жернов на шею повесили ему (ср.: Мф. 18, 7, 6). Почему? Потому что драгоценна душа человеческая для Бога, Который не пощадил для ее спасения Сына Своего, она дороже всего мира...
  • Чем человек пал? Тем, что отвратил взор души от Небесного и устремил его к земному, отвратил взор от Небесного своего отчества, от духовных сладостей и прилепился к земным наслаждениям, – отверг волю Бога Творца и Благодетеля и послушался диавола-искусителя, ядию прельстившаго нарушить Божественную заповедь. – Что же теперь следует делать послушникам Иисуса Христа? – Презирать ядь, наслаждения земные и все земное, распинать плоть (ср.: Гал. 5, 24) свою, и горняя мудрствовать (Кол. 3, 2). Чаще причащаться Животворящей Пищи, возвращающей нам праведность и жизнь.
  • Тело для удовлетворения потребностей своих пусть желает и ищет пищи и питья, одежды, жилища, денег и прочего нужного, но сердце ничего этого да не вожделевает, как сокровища своего, как наслаждения, как последней своей цели, ибо сокровище наше Бог, наслаждение наше – Бог, последняя цель и край наших желаний есть Бог, а все земное и самое тело – нечто придаточное, заднее, неважное, случайное, временное, нечто постороннее, чуждое нам, как, например, лодка, в которой мы плыли и потом, когда совершили свое плавание, оставили ее на берегу, как ненужную более, как всякая вообще вещь, которая до времени была нужна, а потом, по достижении цели нашей, сделалась совершенно не нужна и оставлена на произвол, на тление и разрушение. Это последует и со всеми нашими телами, которые все разрушатся и истлеют, как развалившиеся и согнившие домы, как изношенные одежды и обувь, как разбившиеся сосуды, как рассыпавшийся от влаги кирпич. Будем беречь свое сердце, как храм Божий, как вместилище Бога, как невесту Божию, которая должна принадлежать единому Богу, должна Его единого любить – образ Первообраза, невещественная Невещественного. Да будет един Бог сокровищем сердца нашего и – ничто земное. Об этом было нам бесчисленное множество вразумлений от Бога, об этом миллион раз вопияло и непрестанно вопиет нам сердце наше, то есть чтоб мы к единому Богу прилеплялись, Его единого любили и ни к чему земному не прилипали, ничего земного не любили, а все бы за сор считали вместе и с телом своим, – что и да будет при Господнем содействии.
  • Радеть о плоти, которая будет гной, пища червей, земля, прах, попираемый ногами и развеваемый ветром, – на что это похоже? Из-за плоти не любить ближнего или из-за пристрастия к ней оскорблять Господа – на что это похоже? Из-за пристрастия к плоти оскорблять образ Божий в человеке – на что это похоже? – Прочь, смрад плоти, смрад плотской нечистоты! Слава образу Божию в человеке! Не прельщайся видимым, ни прекрасным, ни безобразным: это мыльный пузырь, который лишь появился, как готов лопнуть; на душу все внимание обращай.
  • Как ничто считай плоть и все плотское и вещественное; все же внимание обращай на душу; всю цену отдавай душе. – Кто привязан к плотскому, вещественному, видимому, тот, естественно, нерадит о душе: ибо нельзя двум господам работать; или одному прилежати, о друзем же нерадети начнет (ср.: Мф. 6, 24).
  • Чадо мое! Все видимое есть тварь: ни к чему не прилагай сердца (ср.: пс. 61, 11) своего, но прилепляйся сердцем своим к Творцу всего и твоему Создателю. Если будешь прилепляться к созданию, сердце твое будет скорбеть, смущаться, будет в тесноте, озлоблении и омрачении; а если прилепишься к Создателю, – то будешь покоен, радостен, светел умом и сердцем своим. Истинно, с постоянного опыта моего говорю тебе.
  • К чему и на что ты обратил вожделения свои? К плоти ли и крови? К праху ли? Обрати их к превожделеннейшему, прекраснейшему, сладостнейшему, вечному нетленному Сокровищу – к Богу. Жизнь – борьба, война, искушение. Истинная жизнь – в искренней любви к Богу и ближним. Без любви – все ничто.
  • Надо смотреть на конец всех вещей, всех благ земных, а не на красоту и приятность их: тогда прелесть их потеряет силу и жар пристрастия к ним остынет. Спроси себя: чем будет красота женская и мужская, чем будет пища и питье? Чем – красота одежд и многоразличных украшений? Чем будут все украшения наших жилищ? Чем будут деньги? Чем мир весь? – Не землею ли и прахом, не гноем ли, не кучею ли пепла? Что я говорю? – Не исчезнет ли все это? – Исчезнет, как исчезает горящая свеча, как исчезают горящие дрова, горящие домы, горящие леса: все исчезнет и обратится в ничтожество. Земля же и яже на ней все сгорят, – говорит слово Божие; сгорят, как свеча сгорает. Ибо стихии все сжигаемы разорятся (ср.: 2 Петр. 3, 10); а когда стихии разорятся, то есть когда самые основания будут отняты, тогда, очевидно, Земля исчезнет в неизмеримом пространстве вселенной, – ибо, скажи мне, на чем будет держаться ее пепел по сгорании ее, на каком основании, когда и земля и горы растают и все сгорит? – О, страшное время исчезновения Земли! Тогда-то, тогда познают все прелесть земных благ и то, как они тщетно и безумно гонялись за ее благами и прилеплялись к ним сердцем, пренебрегая единым на потребу (Лк. 10, 42) – любовию к Богу и ближним. (Аминь.) – Тогда-то скупец познает безумие скупости своей; сребролюбец – сребролюбия своего; завистник – зависти своей; тать – татьбы своей; чревоугодник – чревоугодия своего; пьяница – безумие пьянства своего; жадный – жадности своей; щеголь и щеголиха – щегольства своего. Тогда-то гордец познает безумие житейской гордости своей; похотник – похоти своей и прелюбодей – прелюбодейства своего; ленивый – лености своей. – О Судие Праведнейший, Господи Иисусе Христе, прежде конца нашего просвети мысленные очи сердца нашего и даждь нам познать всю суету, всю прелесть благ мира сего, не прилагать к ним нимало своего сердца (ср.: пс. 61, 11) и всем сердцем стремиться к благам горнего, вечного Царствия Твоего. – Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14).

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Пути к Богу

Господь дает шанс каждому

Татьяна Жгутова

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Пока человек жив, у него есть шанс прийти к Богу. На 71-м году жизни Александра, одна из жительниц Верхотурского района, приняла святое Крещение.Непросто сложилась ее судьба... Вот уже 13 лет живет одна в опустевшем селе.

 
По святым местам

Кронштадтская келья

Елена Рысева

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Кронштадт. Ранее утро субботы. Город еще спит, и лишь редкими силуэтами на пустынных и тихих улочках показываются и снова скрываются во дворах люди, выгуливающие своих собак. Вот идет женщина, неожиданно она остановилась возле ограды дома на углу Посадской и Андреевской улиц

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс