Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (643) → «Страсти – болезни души. Избранные места из творений святых отцов»

«Страсти – болезни души. Избранные места из творений святых отцов»

№34 (643) / 5 сентября ‘11

Ольга БаталоваУ книжной полки

Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодня на нашей книжной полке представлено несколько необычное издание. Что в нем необычного, станет ясно несколько позже.

Книга называется «Страсти – болезни души. Избранные места из творений святых отцов». Что есть страсти, почему душа, пленившись ими, болеет и страдает, что может содействовать ее исцелению – об этом говорят на страницах книги преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Никодим Святогорец. Покаяние – вот к чему призывает нас Господь. Оно необходимо каждому человеку, оно есть дар Всеблагого Бога падшему человечеству. Господь доподлинно знает и все наши немощи, и лукавство окружающего мира, от которого человек может так легко впадать в грех. И потому Он дает нам возможность восставать от греха – через покаяние. Но сколько бы человек ни говорил о покаянии, он никогда не узнает, что это, если не начнет сам совершать нелегкий духовный труд борьбы со своими страстями. Неоценимым помощником и путеводителем в этом покаянном труде может стать для нас стать «Дневник кающегося», приведенный в конце книги. О том, зачем он нужен и как им пользоваться, мы подробно расскажем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Только истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять Евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти. И чем более он очищается и преуспевает, тем более страсти обнаруживаются пред ним. Наконец пред взорами его ума, исцеленного Евангелием, открывается страшная пропасть падения человеческого. Христианин видит в себе падение человечества, потому что видит свои страсти».

Но что же делать тем, кто только стоит в начале покаянного пути, и страсти свои распознавать пока не может? Ответ мы тоже найдем у святых отцов, которые, как опытные душеведы, не только описали страсти, но и разделили их на определенные группы – благодаря тому, что наблюдали тонкие духовные недуги и у себя, и у других людей, были крайне внимательны к собственной душе и подвизались в ее очищении. Потому составители «Дневника кающегося» и обратились к той святоотеческой классификации, которая разделяет все грехи на 8 групп – на 8 основных страстей, каждая из которых имеет свое название и проявляется особым образом.

Всякое проявление страсти мы должны признавать за грех – за вражду против Бога и понимать: когда мы вновь и вновь безбоязненно повторяем грехи, мы растим свои страсти и все более и более оказываемся в рабстве у сатаны. А чтобы спастись от этого рабства и обрести свободу во Христе, человек должен знать, какие бывают грехи и что может разлучать его с Богом. Потому в «Дневнике кающегося», внутри каждой главы, посвященной отдельной страсти, все грехи разделены на три группы: грехи смертные, грехи тяжкие и грехи простительные.

Жирным шрифтом выделены грехи смертные – их обычно несколько, но даже один такой грех отрывает человека от Церкви, отлучает его от Христа, лишает Божественной благодати и отправляет на вечные муки в ад. Такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными. Обычным шрифтом написаны грехи тяжкие – их нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. А вот копить их никак нельзя, иначе у человека помрачается ум, он лишается способности замечать свои грехи. Курсивом в дневнике выделены грехи «условно» простительные. «Условно» – потому что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться и они могут переходить в разряд тяжких. Заметим, что простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых угодников Божиих, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже от грехов смертных. Но важно помнить, что и в этих простительных грехах кроется опасность: если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, они легко могут стать тем «мешком песчинок», который будет столь же тяжел, как один тяжелый камень смертного греха, и точно так же утянет человека на дно ада.

«Дневник кающегося» предваряет подробная инструкция, в которой говорится, как им пользоваться, как отмечать грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь или совершаемые в настоящее время, частоту их повторения. Но нередко у людей, впервые сталкивающихся с таким систематизированным и даже схематизированным подходом к покаянному труду, возникают сомнения. Неужели так можно готовиться к Исповеди: взять кем-то составленный перечень грехов и отметить в нем то, что касается тебя, и с этой шпаргалкой отправляться на Исповедь? Вроде бы это больше похоже на некое анкетирование, результаты которого душу грешника никак и не заденут. Тогда возникает другой вопрос – что же может задеть душу грешника? Как сокрушится сердце человека, если разум не подскажет ему, как именуется совершенный грех, в чем он проявляется? Откуда может родиться покаяние, если не будет названо прегрешение?

Опыт приходской жизни екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы, где и был разработан этот дневник, убедительно свидетельствует о его действенности. Ведь люди, впервые приходящие сегодня в храмы, зачастую бывают просто уверены, что их грехи – это их добродетели, и наоборот. И такая «шпаргалка» в виде дневника иногда заставляет человека задуматься и начать искать ответы на возникающие вопросы, а иногда просто обличает его. Как это бывает? Например, вот так. Одна весьма образованная дама стала готовиться к Исповеди с помощью «Дневника кающегося», холодно отмечая напротив приведенных грехов те, что соответствовали ее состоянию души – да, да, нет, нет, снова да, снова нет, и т.д. И когда число ее пометок «да» перевалило за семь десятков, она добралась до страсти тщеславия и до ее конкретного проявления. В «дневнике» оно сформулировано так: «желание похвалы от людей – хотим, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались». Дама потом рассказывала батюшке, что особого уважения от всех людей она не ждала, и чуть было не пропустила этот пункт. Но тут вспомнила, как огорчает ее неуважение собственного сына, который не ставит ее ни во что. И тут взгляд женщины как-то упал на весь предыдущий список из 70 пунктов, и только тогда она ужаснулась своей неправде! Как можно, имея столько прегрешений, и не придавая им никакого значения, желать, чтобы ее уважал сын, а тем более простил Бог!

Другая дама – успешная бизнес-леди, прочла «Дневник кающегося», лежа на больничной койке, где она оказалась после страшной автокатастрофы. До его прочтения и сопоставления своей жизни с тем, что противно в очах Божиих, она все приговаривала: «И за что меня так Господь наказал?» А когда ознакомилась со всем списком прегрешений, то задумчиво произнесла: «И как это Господь меня еще в живых оставил?»

Как вы уже поняли, «Дневник кающегося» облечен в несколько необычную и непривычную форму. При этом его содержание нисколько не противоречит святоотеческому учению о борьбе со страстями, а издание этой книги рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. Этот дневник может стать неким «навигатором» для заблудившегося грешника и поможет на первых порах правильно организовать свой покаянный труд и внимательно исследовать себя – не по своим меркам, а по ориентирам, которые указывает Церковь. Приблизительный перечень грехов помогает человеку проверить: на сколько крючков-страстей поймал его враг? А ведь рыбе достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! И для души достаточно одной страсти, чтобы погибнуть, если оставить ее без борьбы.

Можно сказать, «Дневник кающегося» предлагает читателю духовные лекарства. Но чтобы начать лечение, во-первых, надо увидеть в себе болезнь а, во-вторых, быть готовым употреблять против нее пусть и не самые приятные, зато действенные средства. Чтобы проиллюстрировать эти слова, приведу следующие строки из книги: «Любой из грехов может быть прощен христианину в таинстве Исповеди при выполнении трех условий: 1. Грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волнуясь о последствиях); 2. Человек должен раскаяться во грехе, причем степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у нас обычно не получается из-за отсутствия Страха Божия. Как следствие, грехи с легкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии. 3. Кающийся не должен хотеть впредь повторять этот грех, в сердце должен произойти разрыв со грехом, должна родиться к нему ненависть и брезгливость. При одном воспоминании о грехе должна закипать вражда против него».

Каждый может применить прочитанное к себе и оценить, в какой мере это касается его лично.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наставление

Сладострастие, плотское вожделение

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сладострастие — наклонность к чувственным наслажденьям, плотоугодие, плотская страсть

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс