Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (642) → «Жизнеописание схимонахини Рахили»

«Жизнеописание схимонахини Рахили»

№33 (642) / 29 августа ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Подвиг старчества. Традиционно его носителями представляются нам монахи. О старицах мы слышим гораздо реже. И потому хочется обратить особое внимание на книгу, знакомящую нас именно со старицей.

Схимонахиня Рахиль – местночтимая святая Московской епархии. Ее земной путь завершился в октябре 1928 года в Спасо-Бородинском женском монастыре. Подвиг старчества лег на плечи матушки в последние годы ее очень долгой жизни, и внимательный читатель наверняка уже отметил для себя, что это служение схимонахини Рахили пришлось на сложнейший период жизни нашей Церкви. Во времена гонений и испытаний матушка Рахиль принимала в своей маленькой келье страждущий народ, всем приходящим была ласковой утешительницей, верной наставницей и доброй руководительницей. «Жизнеописание схимонахини Рахили» выпущено в свет санкт-петербургским Обществом памяти игумении Таисии.

Жизнеописание подвижницы ХХ века, старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили составил ее духовный сын – протоиерей Сергий Лебедев, священник Богоявленского храма села Дровнино; потомственный пастырь отличался интеллигентностью и пользовался авторитетом у местных жителей. Помимо служения в храме батюшка преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе; в жизни доброго сельского священника было место и простой крестьянской работе, которую он любил. В 1920-х годах о. Сергий усыновил троих сирот, двух мальчиков и девочку-младенца, и приютил их бабушку. В конце жизни, отдав свой большой двухэтажный дом под школу, священник жил при церкви.

Протоиерей Сергий Лебедев скончался летом 1934 года, в возрасте около семидесяти лет. Незадолго до смерти он окончил рукопись, посвященную схимонахине Рахили. В обращении, предваряющем основной текст, батюшка написал: «Ты, читатель, не ищи здесь, в сей рукописи, составленной наспех, красивых описаний и точного литературного изложения, какие ты привык видеть раньше. Здесь говорит любящее сердце и твердая вера в обильные благодатные силы дорогой старицы, а ты помяни меня, грешного, в святых твоих молитвах. Да простит Господь мои бесчисленные согрешения и да укажет Он человека, способного с сего сырого материала написать житие дорогой старицы». Как видим, батюшка очень скромно оценивал качество своего труда, но просто, не витиевато изложенные воспоминания о подвижнице и читаются, и воспринимаются, и ложатся на сердце так же просто и легко.

Матушка Рахиль прожила на белом свете 128 лет, из них сто – в монастырях. Мария, как звали ее до пострига, родилась в начале XIX века, и в детстве пережила Отечественную войну 1812 года – с этим были связаны воспоминания о том, как «во время нашествия Наполеона ее родители и родственники собирались и уходили в лес». Семья купцов Коротковых жила в Смоленской губернии. Про свою родную мать матушка Рахиль почти никогда не вспоминала и не говорила о ней – на этом основано предположение автора книги, что девочка очень рано лишилась матери и осталась с отцом.

В родительском доме Мария воспитывалась «в полном благочестии, но в несколько светском духе, который не был ей близок. Она с большой охотой читала книги духовного содержания, любила подолгу молиться и дома, и в храме, любила подавать нищим, ходить на богомолье и в ближайшие монастыри, и по разным храмам города и уезда, где бывали праздники. Часто принимала она у себя дома странниц и слушала их рассказы... С самого юного возраста Марию под влиянием чтения житий святых и живых рассказов паломников (…) неудержимо влекло посетить святые места, побывать в Киево-Печерской Лавре, и особенно тянуло к святым мощам преподобного Феодосия Печерского, к которому она питала глубокое и безотчетное почитание и благоговение». Эта мечта наконец осуществилась. Автор повествует, как 14-летней девочкой Мария, с разрешения и благословения отца, вместе с шестью юными подругами из родного города Дорогобужа отправилась пешком на богомолье по святым местам. Конечной целью было посетить Киево-Печерскую Лавру и поклониться преподобному Феодосию. Это продолжительное паломническое путешествие сопровождалось чудесным видением: чистая душой Мария получила благословение преподобного Феодосия на монашеский подвиг. Забегая вперед, можно сказать, что это явление святого старца Марии было не единственным – в решающие моменты жизни преподобный Феодосий наставлял и благословлял подвижницу.

Между тем, к 16-ти годам к Марии стали свататься женихи – и девушке, не расположенной к замужеству, приходилось всячески от него уклоняться. А во время случившейся тяжелой болезни она окончательно укрепилась в желании монашеского пути и дала Божией Матери обет в случае исцеления принять постриг. Мария была исцелена, но до исполнения обета прошло еще некоторое время. Решиться помогло очередное сватовство, которое могло окончиться замужеством против ее воли. В Смоленский Вознесенский монастырь девушка отправилась, отпросившись у отца, но не объявляя ему о своем намерении остаться в обители. Однако испрашивать родительского благословения на монашеский постриг все же пришлось, – как повествует книга, «растроганный отец благословил свою единственную дочь Марию, весьма любимую, на монастырский подвиг, боясь, как бы своим отказом не навлечь на себя и на дочь гнев Божий». Мало того – купец Коротков стал щедрым благодетелем монастыря. А Мария… Ее все больше беспокоило привилегированное, но неспасительное положение, в которое она попала в связи с этим. Она всей душой стремилась к подвижнической жизни. Покинуть обитель девушку побудило чудесное происшествие, случившееся по ее молитве. Событие стало известным, и Мария не на шутку встревожилась славой, которая последовала за этим. Стремясь убежать от людских почестей и привилегий, она тайно ушла из монастыря. Последовали годы скитаний и духовных подвигов.

Пристанище Мария нашла во Владычном монастыре, где и была пострижена в рясофор с именем Павла митрополитом Филаретом. 10-летнее пребывание в этой обители завершилось переводом в Спасо-Бородинский монастырь, основанный вдовой героя Бородинской битвы генерала Тучкова Маргаритой Михайловной, в монашестве игуменией Марией. Здесь, на месте подвига русских воинов и непрестанной молитвы о них, рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, а позже – в схиму с именем Рахиль. Почти полжизни матушка несла послушание на кухне – довольно тяжелое, учитывая, как часто и на какое количество народу приходилось ей готовить. Своим кулинарным искусством она удивляла всех, хотя удивлять-то как раз и не стремилась – просто любое дело она начинала, продолжала и заканчивала с молитвой, что неизменно сказывалось на качестве блюд. После пострига в мантию поварское, или трапезное, послушание, длившееся в общей сложности 57 лет, сменилось послушанием алтарным – и это стало для матушки огромной радостью, к которой она относилась с великим благоговением. А постриг в схиму означал для схимонахини Рахили начало старческого служения.

К ней шли за советом и утешением – об этом автор книги пишет так: «Это была очень-очень маленькая, худенькая и кривая на один глаз, как она сама себя величала, старушка. Прежде всего поражала ее бодрость, неутомимость, полная и удивительная ясность сознания, богатая память и вообще неописуемая жизненность… Она очень ясно представляла всю современную жизнь с ее тяготами как в мире духовном, так и в мире гражданском, а потому она могла сразу же входить в курс разговора со всеми посетителями… Доброты и ласки она была неописуемой. Ни одна родная мать не проявляла столько здоровой любви к своим детям, сколько проявляла матушка Рахиль, особенно к тем, кто под ее влиянием возрождался и укреплялся в новой духовной жизни, а таких было очень много. Матушке Рахили за послушание был дан подвиг старчества, всегда высокий, сложный и трудный, а в современных условиях прямо-таки немыслимый без особой и сильной помощи свыше. Определенно можно сказать про матушку Рахиль: «Сила Божия в немощах совершается».

…В марте 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная комиссия по канонизации святых во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Святые мощи преподобной старицы почивают в Спасо-Бородинском женском монастыре, куда стекаются богомольцы из разных уголков России. Празднование преподобной Рахили совершается 10 октября, в день ее преставления. На иконе старица изображена со свитком в руках, на котором написано: «На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще Небо, куда должны стремиться все живущие».


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наставление

Сластолюбие. Чревоугодие

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Чревоугодник – пристрастный к лакомым яствам и напиткам, сластолюбец. (Церковно-славянский словарь) Сладкий – вкусный, услаждающий чувства; услаждающий, приятный, располагающий к неге. Сластный – чувственный, сладострастный. (Толковый словарь В.И. Даля)

 
Беседы о духовности

О вере в России

Беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) на телеканале «Союз» Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием – известным духовником нашего времени, священником, к которому за наставлением, советом, а иногда и просто утешением приезжают люди из разных уголков России. Среди множества вопросов, с которыми люди приходят в Церковь, есть один

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс