Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (641) → Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич): Православное образование: главная задача – миссионерство

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич): Православное образование: главная задача – миссионерство

№32 (641) / 22 августа ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с заведующим сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиаконом Лаврентием (Полешкевичем) в эфире телеканала «Союз»

В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий, Александр Сергиенко. Наш гость – заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакон Лаврентий (Полешкевич). Здравствуйте, батюшка. Тема нашей беседы – православное образование. Мы поговорим о перспективах, о том, чем православное образование отличается от светского.

Цели и задачи

– Православное образование, как и светское, имеет ряд задач. Прежде всего, это миссионерская функция в нашем обществе. Православные образовательные учреждения, начиная с воскресных школ и заканчивая вузами, имеют важную миссионерскую функцию в Церкви: давая твердое образование, они еще наполняют это образование православным образовательным и воспитательным компонентом и готовят не только верных чад Церкви, но и квалифицированных специалистов в разных областях общественной деятельности.

Не менее важная задача – это сохранение и развитие национального русского компонента, потому что православные образовательные учреждения ориентированы на русскую культуру, на русскую самобытность, на русскую историю.

– А какие бывают православные образовательные учреждения?

– Православные образовательные учреждения бывают разных типов и видов. Когда человек приходит в церковь, он сталкивается с первым начальным образовательным учреждением – это воскресная школа. Более высокие ступени – духовное училище, духовная семинария, духовная академия, общецерковная аспирантура и докторантура. Существуют также дошкольные православные учреждения, центры непрерывного духовного образования, православные средние школы, гимназии, лицеи, православные университеты, богословские факультеты в светских университетах.

– Существует ли взаимосвязь между методами преподавания, формами, целями и задачами на всех этих ступенях?

– Конечно. Каждая из ступеней православного образования преследует свои цели и задачи, которые сообразуются с общецерковной политикой и с теми вызовами, которые наше общество предъявляет к духовному образованию и воспитанию. На самом деле все эти формы духовного образования ориентированы на возрождение нашего общества.

– Каковы источники финансирования?

– Источники финансирования православных образовательных учреждений различны. С одной стороны, конечно, епархия берет на себя задачу финансовой поддержки, поддержки материально-технической базы того или иного образовательного учреждения, с другой стороны, государство оказывает поддержку. Тем более что, согласно государственному законодательству, государство осуществляет финансовую поддержку преподавания предметов государственных образовательных стандартов. Правда, к сожалению, не во всех регионах соблюдается этот федеральный закон. Так, отказывается финансировать негосударственные образовательные учреждения, в том числе и православные средние школы, Правительство Москвы. На мой взгляд, это в столице было продиктовано тем, что, возможно, Правительство Москвы рассматривает в целом негосударственный сегмент образования как коммерческий и направленный на извлечение сверхприбыли.

Но нельзя с такой меркой подходить к православным средним школам, гимназиям и дошкольным учреждениям, потому что они носят социальный характер. Если мы посмотрим на контингент учащихся этих образовательных учреждений, увидим детей из многодетных семей, детей-инвалидов. Если возьмем центры непрерывного образования, то здесь получают образование не только дети, но и взрослые. И, к сожалению, все меньше и меньше ощущается государственная поддержка этих учреждений, и это прискорбная тенденция.

Сейчас средства стали выделять, пока еще несмело, государственные учреждения, различные благотворительные фонды. Так называемый православный фандрайзинг. Мы знаем ряд фондов, которые готовы содействовать развитию православных школ, методической базы ряда епархий, финансировать разработку новых учебников. Главное – качественно представить свою заявку этими фондам. Количество фондов огромно. Это не только Фонд православной инициативы, наиболее известный среди благотворительных православных фондов. Это фонды «Общее дело», «Метод», который, в частности, взял на себя финансирование одной из православных гимназий в Тверской области.

– Батюшка, давайте послушаем вопрос телезрителя из Новокузнецка.

– Здравствуйте, вот Вы говорите, что Вы за православное образование. Но ведь сейчас столько миссионеров, столько толкователей Библии, что заблудишься в этих толкованиях и миссионерах – так нужны ли эти толкователи, если есть Библия, а в Библии есть нравственные законы, есть заповеди? Ведь лучше Библии эти законы и заповеди никто не разъяснит, а толкователи сделают так, как им угодно.

– Я сейчас говорю не о миссионерах, а делаю акцент на том, что православные образовательные учреждения имеют миссионерскую функцию. То есть несут свет Евангельской истины, Православной веры, которая согласуется с Евангельской истиной. Они просвещают людей, приводят их к Церкви, с одной стороны, и делают квалифицированными специалистами – с другой.

Не на словах, а на деле

– Следующий звонок – из Подмосковья.

– Дело в том, что я через год выхожу на пенсию, воцерковлена уже несколько лет и очень бы хотела быть полезной. Поэтому хотела спросить, где в Москве можно получить православное образование для миссионерской деятельности.

– Во-первых, есть миссионерские курсы при ряде приходов города Москвы, есть Православный Свято-Тихоновский богословский университет, есть Российский православный университет, который функционирует на базе Института Иоанна Богослова, катехизаторские курсы Фаддея Успенского при Российском православном университете; одно время я преподавал на Московских богословских курсах, которые продуктивно существуют при Николо-Угрешской семинарии в городе Дзержинском. Если у вас появится возможность получить там образование, это будет замечательно. Главное, вам нужно определиться, как конкретно вы хотели бы помочь Церкви.

– Продолжим разговор про взаимодействие епархиальных структур с образовательными учреждениями.

– Проблемы существуют, не все так гладко. Когда мы получаем различные обращения прихожан, родителей обучающихся, о том, что епархии не оказывают содействия развитию образовательных учреждений, мало того, хотят закрыть их, мы стараемся помочь. Но сейчас главная наша цель – убедить приходы и епархии, что развитие православных образовательных учреждений, методической базы для преподавания православных дисциплин в светских учебных заведениях является приоритетной задачей миссионерской и образовательной деятельности епархий. Церковь сейчас не может и не должна ограничиваться образовательной деятельностью в воскресных школах.

– Какова общецерковная позиция по увеличению числа православных образовательных учреждений?

– Слава богу, официальная общецерковная позиция – в пользу увеличения православных образовательных учреждений. Если мы посмотрим на решения Архиерейских и Поместных Соборов Русской Православной Церкви, то увидим, что многие из этих решений направлены на развитие православного образования. Но, как показывает статистика, в 90-х годах дошкольных учреждений стало 56, а к концу 90-х годов число их уменьшилось до 30-40. Сейчас постепенно ситуация выправляется. Со средними православными образовательными учреждениями дело обстоит лучше: их сейчас в России около 170.

К сожалению, не все из них можно в полной мере назвать православными, ведь чтобы называться православным учебным заведением, необходимо не на факультативной, а на регулярной основе приобщать учащихся к православному духу, чтобы сам уклад школы соответствовал православному образовательному учреждению – в занятии присутствовала молитва, была развита система дополнительного образования, обязательно должен быть летний православный лагерь, чтобы была возможность соприкоснуться со святынями России и других стран через паломнические поездки. Каждый день, каждый час православный учащийся должен ощущать, что он находится в православной школе.

– У нас звонок из Калининграда.

– Мой внук учится в православной гимназии, нам все там очень нравится, но уж так дорого берут, даже больше, чем в просто коммерческих школах. И по этой причине уже потихоньку уходят дети, родителям тяжко очень платить.

– Да, это очень сложный вопрос. Ряд православных образовательных учреждений берут плату. Но это никак не связано с целью получить сверхприбыль, это связано с покрытием тех расходов, которые, к сожалению, на себя не может взять государство. Я приведу пример московской школы, потому что Москва, в отличие от Калининграда, находится в более ущербном состоянии. Прекратилось финансирование даже преподавания федерального государственного образовательного стандарта в этих школах, хотя по закону обязано осуществляться это финансирование. Что касается Калининграда – там продолжается финансирование преподавания предметов федерального государственного образовательного стандарта, но дополнительное образование, паломнические поездки, кружки, секции и различные репетиторские программы, которые осуществляются в гимназиях, к сожалению, приходится оплачивать за счет родителей. Опускать руки не стоит. Просто необходимо вместе с администрацией гимназии всем родителям принять участие в обсуждении проблемы.

– Следующий звонок – Пермь на связи.

– Подскажите, где конкретно может работать человек с вузовской специальностью «Эксперт в области теологии»?

– Человек с таким образованием может работать и в православном дошкольном учреждении; ближе, конечно, для него православные школы, богословские факультеты, работа в качестве приходского миссионера, это и работа в фондах, в различных организациях, которые взаимодействуют с Русской Православной Церковью – спектр деятельности очень широкий.

Опыт России должен пригодиться

– Как организовано православное образование за пределами России?

– Дело в том, что законодательство Российской Федерации отличается от законодательства ряда стран СНГ и ряда стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. Опыт России показывает уникальную возможность системы негосударственного образования. Государство обеспечивает, скажем так, поддержку и контроль за этими учреждениями: как там преподаются предметы государственного образовательного стандарта. С другой стороны, в таких учебных заведениях осуществляется форма воспитания и образования, связанная, говоря бизнес-языком, с корпоративными интересами, в данном случае – с интересами Православной Церкви.

К сожалению, этого опыта лишены Беларусь и Украина. Те православные образовательные программы, которые осуществляются, в частности, в Беларуси, касаются преподавания основ православной культуры и ряда дисциплин православно-образовательного компонента, которые чаще всего носят факультативный характер. В общую сетку часов они не входят. Правда, ряд образовательных структур Беларуси в последнее время явили опыт профильных православных классов, когда в светской школе образуют профильные классы, в которых преподается несколько православных дисциплин. Все это делается на основании соглашений, которые существуют между Белорусским экзархатом и правительством Республики Беларусь. Это очень положительная тенденция, которая впоследствии, думаю, при изменении законодательства, приведет к созданию православных средних образовательных учреждений. Что касается Украины, то там образовательная система более гибкая, она меняется сейчас в пользу создания православных образовательных учреждений.

А вот в странах Балтии, где тоже присутствует Русская Православная Церковь, ситуация критическая: создать православную среднюю школу или православное дошкольное заведение в Литве или Латвии практически невозможно; к сожалению, православным не дают возможность в полной мере развиваться, их (в лучшем случае) терпят.

– Звонок из Ржева.

– Хотелось бы спросить у батюшки, будут ли организовываться школы при монастырях для слабослышащих детей и детей с ограниченными физическими возможностями?

– Этот вопрос, как и вопрос развития православного образования в регионах, находится в ведении епархиального архиерея. Имеется опыт создания профильных классов для детей с ограниченными возможностями, для детей-инвалидов, для детей-слабослышащих. Но это, скорее, опыт столичного региона; что касается епархий, то там такого опыта нет, потому что нет широкой востребованности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обучался в православной школе, согласуйте это с местным архиереем; возможно, он найдет способ решить проблему. Есть в ряде епархий примеры, когда проходят богослужения с сурдопереводом, – это очень хороший, положительный пример, но, к сожалению, это не очень широко распространено.

Стандартизация – требование времени

– Какие создаются проекты Отделом религиозного образования и катехизации по модернизации православного образования?

– Очень интересный вопрос. Если обратиться к основному докладу Рождественских чтений, который сделал председатель отдела Владыка Меркурий, епископ Зарайский, то можно сказать, что текущий год был назван «годом стандартизации». И те проекты, которые осуществляет отдел в области стандартизации, достаточно обширны, серьезны и востребованы. Это, прежде всего, утверждение стандарта православного образования в компонентах средней школы, это работа по написанию стандарта для дошкольных образовательных учреждений, это проекты устава катехизаторской деятельности, устава воскресной школы.

Можно задаться вопросом: а зачем все это нужно? Ведь все эти системы существуют и без стандартизации. Но Православная Церковь должна иметь образовательные учреждения высокого уровня, и мы должны установить планку, к чему нужно стремиться и чего избегать. При Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви действует аттестационная комиссия, которая раз в три года запрашивает документы всех средних образовательных учреждений, которые хотят именовать себя православными. То есть отдел берет на себя функции контроля и ответственности, что действительно в этом образовательном учреждении учат Православию на должном уровне и оно соответствует и светским критериям, потому что выпускники успешно сдают ЕГЭ, и критериям Отдела религиозного образования и катехизации.

Стандартизация, на мой взгляд, необходима, но при этом не нужно бояться этого, а нужно просто стараться следовать тем критериям, которые предъявляет к образовательным учреждениям епархии Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

– Как можно осуществлять православное образование вне православных учебных заведений?

– Каждый педагог, преподающий, к примеру, предметы государственного стандарта образования (историю, русскую литературу, биологию, физику, химию, искусство и другие дисциплины), может в ходе учебного процесса пользоваться пособиями, которые изданы в помощь педагогу при приобщении учащихся к православному видению ситуации.

Никто ему не мешает это делать, никто не запрещает, главное, чтобы все это оставалось в рамках законности. Если, например, педагог на уроках биологии пояснит учащимся, что есть не только теория Дарвина, но есть и теория о сотворении мира, объяснит разумность этой теории и посмотрит, как высказывались ученые по поводу теории о сотворении мира, и посмотрит с точки зрения науки, как происходило создание, в этом ничего противозаконного нет. Так что православное образование можно осуществлять и вне особых организационных структур.

– Где же взять методики преподавания компоненты духовно-нравственного развития?

– Есть концепция по духовно-нравственному развитию образовательных учреждений. Она должна быть прописана в любом образовательном учреждении, как светском, так и православном. Но если вы хотите грамотно реализовать эту программу исходя из позиции Православной Церкви, вам необходимо, конечно, обратиться к опыту уже существующих православных образовательных учреждений. Можно обратиться в Синодальный отдел.

Осуществляя концепцию духовно-нравственного развития, можно внедрять в программу образования школьников такой курс, как «Истоки». Кроме того, есть такие предметы, как духовное краеведение, история Православия такой-то земли, допустим, земли смоленской. Такие предметы вписываются в систему государственного образования и преподаются в муниципальных школах. Главное, чтобы педагоги и директора проявляли активность. Тезис, который звучал 20-30 лет назад, что школа отделена от Церкви, сегодня не актуален. Церковь, как одно из общественных учреждений, может сотрудничать с государством, в том числе в сфере образования.

– Звонок из Краснодара; слушаем Вас.

– Батюшка, мне хотелось бы узнать, существует ли дистанционное обучение православным дисциплинам? Особенно меня интересует православная психология.

– Проблемы дистанционного обучения у нас в Церкви, к сожалению, до конца не решены. Я знаю, что опыт других конфессий показывает, что они решаются, могу привести, например, мусульман: на базе Санкт-Петербургского государственного университета есть Институт свободных наук и искусств, на базе которого Московский исламский университет реализует ряд программ дистанционного обучения. К сожалению, в Русской Православной Церкви таких проектов нет. У нас есть сайты, где есть аудио-видеолекции по разным дисциплинам, можно обратиться, например, в архив того же телеканала «Союз», где есть много передач, которые связаны с изучением Священного Писания, истории Церкви, и так далее. Все это есть, однако централизованной системы обучения, которая еще при этом позволяла бы выдать какой-то сертификат или диплом человеку, который прослушал эти курсы и дистанционно сдал экзамены, пока нет. Это перспектива, надеюсь, ближайшего будущего.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Человеческая душа призвана искать прекрасного

Протоиерей Евгений Попиченко

1 сентября – празднование Донской иконе Пресвятой Богородицы Святая Церковь совершает празднование Донской иконе Пресвятой Богородицы, установленное в честь освобождения Москвы от татар в 1591 году, 1 сентября.

 
Гость

Протоиерей Артемий Владимиров: Надо идти от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному

Беседа с настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс