Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (639) → Саранская и Мордовская епархия

Саранская и Мордовская епархия

№30 (639) / 1 августа ‘11

Епархия

Митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии Варсонофий

Дата рождения: 3 июня 1955 г.
Дата хиротонии: 8 февраля 1991 г.
Дата пострига: 30 марта 1978 г.
День ангела: 24 апреля.

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Родился в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой.
  • В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в родном селе почтальоном и на кирпичном заводе.
  • Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав Группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях в Бранденбурге и Потсдаме.
  • В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий Владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером определил дальнейший выбор Владыки в церковном служении – монашеский.
  • Благодаря наставнику Владыка поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую Духовную семинарию и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 г. Уже в семинарии Владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.
  • 30 марта 1978 г. наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же – в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена.
  • В Троице-Сергиевой Лавре игумен Варсонофий нес послушание с 1978 по 1982 гг. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 гг. – в должности помощника благочинного.
  • Образование продолжил в Московской Духовной академии, куда поступил в 1982 г. и которую окончил в 1986 г. с защитой диссертации на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин), серьезный церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Отец Иннокентий любил монашество, особенно Афонское, поэтому он порекомендовал студенту игумену Варсонофию выбрать темой для написания диссертации одну из областей агиоритики. Темой научного исследования стал Афон – великая сокровищница Православия.
  • После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.
  • С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. – настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления. Духовным наставником и учителем жизни Владыки в эти годы был архиепископ Серафим, видный деятель Русской Православной Церкви.
  • В 1987 г. возведен в сан архимандрита.
  • В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.
  • Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.
  • 8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.
  • Возглавив новую епархию, Владыка Варсонофий, опирающийся в своей деятельности на волю православного народа и помощь доброжелателей Церкви, открыл более 200 новых приходов и 14 монастырей, духовное учебное заведение, основал епархиальную печать и мн. др.
  • В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.
  • Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой Земле, семь раз на Святой Горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре Святой Великомученицы Екатерины, в монастырях Афона – Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в Лавре Преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, в Бари.
  • Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.
  • Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси (журнал № 43).
  • Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 142).
  • Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии – постоянным членом Священного Синода возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.
  • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 41) назначен временным управляющим новообразованной Ардатовской епархией.

Образование:

  • 1979 г. – Московская Духовная семинария.
  • 1986 г. – Московская Духовная академия. Кандидат богословия.
  • Владыка – автор многочисленных научные трудов.

Награды

  • церковные:
    – 2008 г. – орден Св. Блгв. Кн. Даниила Московского II ст.;
    – медаль Прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
    – медаль Св. Кн. Владимира III ст.
  • светские:
    – 2002 г. – государственный орден Дружбы;
    – почетная грамота Республики Мордовия;
    – медаль «300 лет Российскому флоту»;
    – медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения».

Из истории епархии

В начале начал

Православная история Мордовии имеет своим источником просветительскую, миссионерскую деятельность русского народа, век от века продвигавшегося на восток и несшего с собой основы христианской культуры. Первый точно датированный храм был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, основанном монахами – выходцами из Звенигородской Савво-Сторожевской обители. Первые христиане земли мордовской претерпевали многие лишения: историк И.И.Дубасов сто лет назад писал о священнослужителях XVI-XVII вв. как о людях, прошедших путь, полный скорби и непосильных трудов. Но миссию свою они выполнили. Монах Матвей, основавший в XVI в. Щацкую Чернееву Пустынь, за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой Пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья – Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатова, принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом.

В эпоху владычества ордынцев мордовская земля уже входила в состав Сарской епархии. Предания хранят легенды о мучениках Паники, убитых язычниками на ритуальной поляне вблизи реки Мокши, – было и такое, было и противостояние народов, но мир и согласие победили, потому что древние и язычники, и русские христиане хотели одного – строить, растить хлеб, торговать, пестовать детей, не тревожась за завтрашний день. Созидание объединило людей политически и экономически, крест – духовно и культурно. На такой маленькой территории, как Мордовия, за 300 лет появились 42 монастыря и около 650 храмов! С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер.

Новая страница церковной истории края была перевернута с созданием Пензенской губернии и епархии. В 1797 г. города Инсар, Шишкеев и Саранск отошли к Казанской епархии, Краснослободск и Троицк – к Нижегородской. Но продолжалось это недолго. В 1799 г. была образована Саратовская епархия с резиденцией епископа в городе Пензе. В новую епархию были включены все города современной Мордовии, кроме Темникова, который остался в Тамбовской епархии, и Ардатова, относившегося к Нижегородской епархии.

Земля мордовская породила старчество, простиравшееся далеко за пределы монастырей. В XVII веке жил иеромонах Герасим, духовный отец насельников Краснослободской Спасской, Рябкинской Успенской и Саровской Успенской пустыней. Через сто лет после кончины праведника его мощи были найдены нетленными. До середины 1920-х гг. останки старца Герасима покоились в склепе Краснослободского монастыря, пока не были выброшены и сожжены большевиками. В XVIII в. край прославил иеромонах Феодор (Ушаков), восстановитель Санаксарского монастыря, почитаемый верующим народом как местночтимый святой. В XIX в. в Саранском уезде подвизался старец-крестьянин Игнатий Парамонович Вершин, основатель Чуфаровского и Шейн-Майданского монастырей; в Краснослободском уезде – старец Флегонт Дормидонтович Островский, на месте уединенной кельи которого возник Кимляйский монастырь. На Красной Горе близ Ичалок на рубеже XIX-XX вв. подвизался старец Филарет (Кулаков), обретенные мощи которого ныне покоятся в раке Михаило-Архангельского храма села Ичалки.

Примеры духовной самоотверженности явили женщины, принявшие на себя труднейшие обеты служения Господу: игумении Евгения (Чуфарово), Рафаила (Курилово), Феофания (Ковыляй), Фотиния (Краснослободск), Параскева (Яковщина), Параскева, Евпраксия и Мария (Пайгарм). Игумения Параскева Пайгармская, создавшая за 30 лет крупнейшую обитель мордовского края, Параскево-Вознесенскую, писала в своем завещании сестрам в 1895 г.: «Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать странных, бесприютных и безродных стариц, а также детей и сирот в приют, мною устроенный, и детей поселян учиться в церковь-школу; учите их словом и примером всем христианским добродетелям: всех несчастных и печальных утешайте – и Господь не оставит вас своей милостью». Женское монашество откликнулось на все запросы общественного бытия: воспитанницы Чуфаровского монастыря как сестры милосердия участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига; сестры Кимляйского монастыря первыми в Троицком уезде наладили правильное медицинское обследование населения; сестры Краснослободского Успенского монастыря создали степендиальный фонд для учащихся духовного училища; сестры Куриловского монастыря организовали курсы пчеловодства, монахини Чуфаровского монастыря спасли от смерти тысячи людей во время голода конца XIX в.,– тогда за монастырский стол садились за раз по 300-400 человек.

В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковнослужителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании. Нравственное состояние народа во многом определялось служителями Церкви, несшими личную ответственность за этическое состояние приходов. Факты говорят сами за себя: например, на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая. За год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека. Уже в первые годы советской власти тюрьма была заполнена до отказа... Храмы закрывались – тюрьмы открывались.

При власти советов

В ХХ в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений.

Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Из оставшихся 11 монастырей семь сохранили часть построек – Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский, от четырех остались фрагменты. 120 храмов дошли до наших дней в руинированном или сильно перестроенном виде.

Можно подсчитать потери материальные, но как подсчитать урон духовный?

Возрождение

Возникновение автономной Саранской епархии датируется 1991 г., но это – лишь официальный рубеж, указывающий на факт завершения сложного и длительного процесса возрождения приходов Мордовии. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не оставалось ни одного прихода; в годы военного лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей. Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой, подвигнувшей многие приходы на решительные шаги по возвращению храмов.

Создание отдельной Саранской и Мордовской епархии было утверждено решением Патриарха и Св. Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей.

В 1999 г. состялся первый выпуск Саранского Духовного училища.

Уже восемь лет действуют при Епархиальном управлении катехизаторские курсы для мирян, через которые ежегодно проходит до 150 человек. Почти при всех храмах и монастырях открыты воскресные школы. Формой общения клира с учеными и работниками образования стали научно-духовные и духовно-образовательные конференции. Событиями особого рода стало прославление в сане местночтимых святых старцев Феодора Санаксарского (июль 1999 г.) и Филарета Ичалковского (август 1999 г.) и прославление 11 мучеников Мордовии на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.


Краткая справка

Дата создания: 29 января 1991 г.

Первые точно датированные сведения о строительстве православного храма в Мордовии относятся к 1591 г. В период ордынского ига мордовская земля входила в состав Сарской, а после ее преобразования – Крутицкой епархии.

С 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошло в Патриаршую (позднее Синодальную) область. В дальнейшем приходы Мордовии относились к ведению Казанских, Владимиро-Суздальских, Воронежских, Тамбовских, Нижегородских, Саратовских и Пензенских архиереев.

В 1923 г. был назначен епископ Саранский, викарий Пензенской епархии.

Самостоятельная Саранская и Мордовская епархия была создана 29 января 1991 г. Объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви на территории Республики Мордовия.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 41) из состава Саранской епархии выделены Краснослободская и Ардатовская епархии.

Адрес: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, 2.
Телефон: (8342) 47-11-47 (приемная), 24-03-35 (пресс-секретарь)
E-mail: sarep@rambler.ru


Монастыри

  • Рождества Богородицы Санаксарский мужской: 431220, Республика Мордовия, г. Темников; сайт sanaxar.com;
  • Иоанно-Богословский мужской: 430910, Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная, 35; e-mail: makarovsky-monastery@yandex.ru; сайт: makarovsky-monastery.ru;
  • Свято-Троицкий мужской: 431626, Республика Мордовия, Ромодановский р-н, с. Большое Чуфарово; e-mail: chufarovo monast@mail.ru, kwakenburg@mail.ru (казначей); сайт chufarovo-mon.ru;
  • Казанская Ключевская Пустынь, мужская: Ардатовский р-н, пос. Тургенево;
  • Александро-Невский мужской: Ковылкинский р-н, с. Кимляй;
  • Покровский мужской: Торбеевский р-н, с. Дракино;
  • Спасо-Преображенский мужской: 431340, Республика Мордовия, Краснослободский р-н, пос. Учхоз;
  • Живоносно-Источниковский мужской: Зубово-Полянский р-н, с. Журавкино;
  • Параскево-Вознесенский женский: Рузаевский р-н, с. Пайгарма;
  • Свято-Тихвинский женский: Ромодановский р-н, с. Курилово;
  • Свято-Ольгинский женский: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Московская, 87-а;
  • Свято-Троицкий женский: Темниковский р-н, с. Старый Ковыляй; e-mail stmcovyl@mail.ru;
  • Свято-Варсонофиевский женский: Зубово-Полянский р-н, с. Покрово-Селище.

Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь

Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь, в 1702 году освященная в честь Архистратига Михаила, ставилась для семьи помещика по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образует не главу, а колокольню. В 1704 году завершилось строительство большой церкви во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь Иконы Божией Матери «Знамение». Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной.

После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, но в 1961 году ее опять закрыли. В 1969 году на территории Макаровского погоста начались реставрационные работы, так как руководство МАССР планировало создать там образцовый дом отдыха. Усадебно-храмовый ансамбль получил статус памятника архитектуры федерального значения.

В 1987 году, по настоянию верующих и при содействии приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. После образования в 1991 году Саранской и Мордовской епархии ей были переданы все строения комплекса, в которых до 1997 года размещалось Епархиальное управление.

В 1994 году решением Святейшего Синода погост был обращен в мужской монастырь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря.


Святые и Новомученики земли Мордовской

  • Прп. Феодор Санаксарский
  • Прп.Филарет Ичалковский
  • Прав. Феодор Ушаков
  • священномученик Владимир Четверин
  • священномученик Павел (Ягодинский)
  • преподобномученик Василий (Эрекаев)
  • преподобномученик Михаил (Жук)
  • преподобномученица Анастасия (Камаева)
  • преподобномученица Елена (Асташкина)
  • мученик Арефа (Еремкин)
  • мученик Василий (Александрин)
  • мученик Иоанн (Ломакин)
  • мученик Иоанн (Милешкин)
  • мученик Иоанн (Сельманов)
  • мученица Мавра (Моисеева)

Учебные заведения

  • Саранское Духовное училище: 430000, г. Саранск, ул. Саранская, 67; тел. (8342) 47-07-69; e-mail spdu@rambler.ru.

Средства массовой информации

  • официальный сайт Саранской и Мордовской епархии;
  • «Саранские епархиальные ведомости» (ежемесячный журнал);
  • «Альфа» (ежемесячная газета Союза православной молодежи Мордовии);
  • сайт Свято-Феодоровского кафедрального собора;
  • сайт Союза православной молодежи Мордовии;
  • сайт епархиального Отдела благотворительного и социального служения.

Web-сайт Саранской и Мордовской епархии: www.srn.ru

 
Гость

Игумен Дамиан (Залетов): Духовное руководство необходимо для спасения

Беседа с клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз»

 
Гость

Игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем: «Православное монашество – это не йога»

Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс