Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 3 июня 1955 г.
Дата хиротонии: 8 февраля 1991 г.
Дата пострига: 30 марта 1978 г.
День ангела: 24 апреля.
Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви
Образование:
Награды
В начале начал
Православная история Мордовии имеет своим источником просветительскую, миссионерскую деятельность русского народа, век от века продвигавшегося на восток и несшего с собой основы христианской культуры. Первый точно датированный храм был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, основанном монахами – выходцами из Звенигородской Савво-Сторожевской обители. Первые христиане земли мордовской претерпевали многие лишения: историк И.И.Дубасов сто лет назад писал о священнослужителях XVI-XVII вв. как о людях, прошедших путь, полный скорби и непосильных трудов. Но миссию свою они выполнили. Монах Матвей, основавший в XVI в. Щацкую Чернееву Пустынь, за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой Пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья – Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатова, принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом.
В эпоху владычества ордынцев мордовская земля уже входила в состав Сарской епархии. Предания хранят легенды о мучениках Паники, убитых язычниками на ритуальной поляне вблизи реки Мокши, – было и такое, было и противостояние народов, но мир и согласие победили, потому что древние и язычники, и русские христиане хотели одного – строить, растить хлеб, торговать, пестовать детей, не тревожась за завтрашний день. Созидание объединило людей политически и экономически, крест – духовно и культурно. На такой маленькой территории, как Мордовия, за 300 лет появились 42 монастыря и около 650 храмов! С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер.
Новая страница церковной истории края была перевернута с созданием Пензенской губернии и епархии. В 1797 г. города Инсар, Шишкеев и Саранск отошли к Казанской епархии, Краснослободск и Троицк – к Нижегородской. Но продолжалось это недолго. В 1799 г. была образована Саратовская епархия с резиденцией епископа в городе Пензе. В новую епархию были включены все города современной Мордовии, кроме Темникова, который остался в Тамбовской епархии, и Ардатова, относившегося к Нижегородской епархии.
Земля мордовская породила старчество, простиравшееся далеко за пределы монастырей. В XVII веке жил иеромонах Герасим, духовный отец насельников Краснослободской Спасской, Рябкинской Успенской и Саровской Успенской пустыней. Через сто лет после кончины праведника его мощи были найдены нетленными. До середины 1920-х гг. останки старца Герасима покоились в склепе Краснослободского монастыря, пока не были выброшены и сожжены большевиками. В XVIII в. край прославил иеромонах Феодор (Ушаков), восстановитель Санаксарского монастыря, почитаемый верующим народом как местночтимый святой. В XIX в. в Саранском уезде подвизался старец-крестьянин Игнатий Парамонович Вершин, основатель Чуфаровского и Шейн-Майданского монастырей; в Краснослободском уезде – старец Флегонт Дормидонтович Островский, на месте уединенной кельи которого возник Кимляйский монастырь. На Красной Горе близ Ичалок на рубеже XIX-XX вв. подвизался старец Филарет (Кулаков), обретенные мощи которого ныне покоятся в раке Михаило-Архангельского храма села Ичалки.
Примеры духовной самоотверженности явили женщины, принявшие на себя труднейшие обеты служения Господу: игумении Евгения (Чуфарово), Рафаила (Курилово), Феофания (Ковыляй), Фотиния (Краснослободск), Параскева (Яковщина), Параскева, Евпраксия и Мария (Пайгарм). Игумения Параскева Пайгармская, создавшая за 30 лет крупнейшую обитель мордовского края, Параскево-Вознесенскую, писала в своем завещании сестрам в 1895 г.: «Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать странных, бесприютных и безродных стариц, а также детей и сирот в приют, мною устроенный, и детей поселян учиться в церковь-школу; учите их словом и примером всем христианским добродетелям: всех несчастных и печальных утешайте – и Господь не оставит вас своей милостью». Женское монашество откликнулось на все запросы общественного бытия: воспитанницы Чуфаровского монастыря как сестры милосердия участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига; сестры Кимляйского монастыря первыми в Троицком уезде наладили правильное медицинское обследование населения; сестры Краснослободского Успенского монастыря создали степендиальный фонд для учащихся духовного училища; сестры Куриловского монастыря организовали курсы пчеловодства, монахини Чуфаровского монастыря спасли от смерти тысячи людей во время голода конца XIX в.,– тогда за монастырский стол садились за раз по 300-400 человек.
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковнослужителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании. Нравственное состояние народа во многом определялось служителями Церкви, несшими личную ответственность за этическое состояние приходов. Факты говорят сами за себя: например, на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая. За год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека. Уже в первые годы советской власти тюрьма была заполнена до отказа... Храмы закрывались – тюрьмы открывались.
При власти советов
В ХХ в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений.
Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Из оставшихся 11 монастырей семь сохранили часть построек – Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский, от четырех остались фрагменты. 120 храмов дошли до наших дней в руинированном или сильно перестроенном виде.
Можно подсчитать потери материальные, но как подсчитать урон духовный?
Возрождение
Возникновение автономной Саранской епархии датируется 1991 г., но это – лишь официальный рубеж, указывающий на факт завершения сложного и длительного процесса возрождения приходов Мордовии. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не оставалось ни одного прихода; в годы военного лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей. Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой, подвигнувшей многие приходы на решительные шаги по возвращению храмов.
Создание отдельной Саранской и Мордовской епархии было утверждено решением Патриарха и Св. Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей.
В 1999 г. состялся первый выпуск Саранского Духовного училища.
Уже восемь лет действуют при Епархиальном управлении катехизаторские курсы для мирян, через которые ежегодно проходит до 150 человек. Почти при всех храмах и монастырях открыты воскресные школы. Формой общения клира с учеными и работниками образования стали научно-духовные и духовно-образовательные конференции. Событиями особого рода стало прославление в сане местночтимых святых старцев Феодора Санаксарского (июль 1999 г.) и Филарета Ичалковского (август 1999 г.) и прославление 11 мучеников Мордовии на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.
Дата создания: 29 января 1991 г.
Первые точно датированные сведения о строительстве православного храма в Мордовии относятся к 1591 г. В период ордынского ига мордовская земля входила в состав Сарской, а после ее преобразования – Крутицкой епархии.
С 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошло в Патриаршую (позднее Синодальную) область. В дальнейшем приходы Мордовии относились к ведению Казанских, Владимиро-Суздальских, Воронежских, Тамбовских, Нижегородских, Саратовских и Пензенских архиереев.
В 1923 г. был назначен епископ Саранский, викарий Пензенской епархии.
Самостоятельная Саранская и Мордовская епархия была создана 29 января 1991 г. Объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви на территории Республики Мордовия.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 41) из состава Саранской епархии выделены Краснослободская и Ардатовская епархии.
Адрес: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, 2.
Телефон: (8342) 47-11-47 (приемная), 24-03-35 (пресс-секретарь)
E-mail: sarep@rambler.ru
Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь, в 1702 году освященная в честь Архистратига Михаила, ставилась для семьи помещика по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образует не главу, а колокольню. В 1704 году завершилось строительство большой церкви во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь Иконы Божией Матери «Знамение». Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной.
После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, но в 1961 году ее опять закрыли. В 1969 году на территории Макаровского погоста начались реставрационные работы, так как руководство МАССР планировало создать там образцовый дом отдыха. Усадебно-храмовый ансамбль получил статус памятника архитектуры федерального значения.
В 1987 году, по настоянию верующих и при содействии приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. После образования в 1991 году Саранской и Мордовской епархии ей были переданы все строения комплекса, в которых до 1997 года размещалось Епархиальное управление.
В 1994 году решением Святейшего Синода погост был обращен в мужской монастырь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря.
Web-сайт Саранской и Мордовской епархии: www.srn.ru
Беседа с клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз»
Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.