Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (623) → Заповеди Ветхого и Нового Завета

Заповеди Ветхого и Нового Завета

№14 (623) / 4 апреля ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Cвятитель Тихон Задонский советовал учиться христианскому благочестивому житию и ни единого дня не пропустить без чтения, молясь Богу, чтобы дал разуметь то, что читаешь.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги, которые на примере житийной и патериковой литературы раскрывают суть десяти заповедей Закона Божия и Заповедей блаженства Нового Завета: здесь дается разъяснение этих заповедей, а различные события, описанные в житиях подвижников, помогают лучшему их пониманию.

Десять заповедей Закона Божия. О них наслышаны даже люди неверующие. Но нередко их называют заповедями, оставленными человечеству Христом, тогда как на самом деле даны они были Богом пророку Его Моисею на горе Синай задолго до пришествия на землю Спасителя. Самые известные из них – не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать – говорят, как мы должны относиться к нашим ближним. Менее известны установления, в соответствии с которыми человек должен выстраивать свои отношения с Богом. Но одно от другого отделить невозможно: откуда взяться искренней, нелицемерной любви к ближним, если забыт или отвергнут Сам Источник этой любви?

Автор-составитель книги Наталья Горбачева знакомит читателя с каждой заповедью, иллюстрируя их историями из жизни подвижников благочестия. Вот, например, что читаем мы на страницах этой книги о первой заповеди Закона Божия «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»: «Первая заповедь обращает душу человека к Богу, помогает действовать в мире так, чтобы иметь в сердце память о Боге, стремиться исполнить волю Божию не ради страха, а ради любви. Познание Бога станет для исполняющего первую заповедь самым драгоценным знанием, воля Его – высшим авторитетом, служение Ему – жизненным призванием. Ведь она указывает на Бога как на Источник всех жизненных благ, как на Руководителя всех поступков человека от рождения до смерти. Почитать Бога истинного – вот обязанность, которую Творец Вселенной возлагает на человека».

В одном из рассказов, приведенных для образного пояснения этой заповеди, мы находим ответ на вопрос, который нередко используется, чтобы удержать человека в атеистическом ослеплении или возбудить в нем ропот на Бога: отчего одни бедны, а другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и изобилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой? Отчего некоторые люди достигают старости и немощи, а другие умирают в детстве или живут мало? Сегодня эти вопросы чаще всего звучат со скрытым или явным упреком в адрес Бога. Не так, но с искренним желанием понять пути домостроительства Божия, в молитве задавал их в VI веке преподобный Антоний Великий – причем святой обращался к Самому Богу. И услышал ответ: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это душевредно». История настолько поучительная, насколько и актуальная для нас, любящих все человечество, – но не могущих жить в мире с самыми близкими людьми, стремящихся вникнуть в Божий Промысл относительно стран и народов, – но не замечающих его действия в нашей собственной жизни, ожидающих милости для себя и наказания для других.

Примеры, приведенные в книге, взяты из известных духовных сборников «Лавсаик», «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха, «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Илиотропион» святителя Иоанна (Максимовича), «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Моя жизнь во Христе» праведного Иоанна Кронштадтского, из Афонского, Соловецкого, Троицкого, Глинского, Оптинского, Киево-Печерского патериков и других книг. Практически те же источники использует автор при составлении второго издания, дающего толкование новозаветных Заповедей блаженства. Собранных здесь историй более сотни, и все они так или иначе помогают уяснить смысл Нагорной проповеди Спасителя.

Автор-составитель, во вступлении говоря, что Господь не отменил предписания Ветхого Завета, отмечает и некое различие между заповедями ветхозаветными и новозаветными и способами их передачи людям: если первые были даны в достаточно грозной обстановке – «вершину горы Синай закрывало… темное облако, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный глас» и никто, кроме Моисея, не смел приблизиться к горе, то вторые прозвучали в беседе Спасителя со всеми, кто хотел Его слышать, собравшимися к ногам Дивного Учителя. Кроме того, в Заповедях блаженства мы уже не слышим ветхозаветной категоричности. Нет здесь формулировок «будьте нищими духом», «будьте миротворцами» и подобных. Но есть указание пути к блаженству, то есть вечному счастью: «Человеку, – пишет автор-составитель, – предоставляется свобода в следовании Заповедям блаженства, но при этом не умаляется обязательное исполнение указанных в них нравственных требований». Но как исполнить, не поняв?

Собранные в книге примеры как раз и раскрывают каждую Заповедь блаженства, указывают пути ее исполнения и предостерегают от ошибок. Вот одна из историй – она иллюстрирует первую Заповедь «Блаженны нищие духом»: «Некогда в скиту брат пал в грех. Братия, собравшись, послали за аввой Моисеем, но он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с такими словами: «Иди, тебя ожидает собрание». Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братия, выйдя ему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец»? Старец отвечал им: «Это мои грехи сыплются позади меня, но я их не вижу, а пришел теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его».

И еще один пример, в контексте наступившего Великого поста звучащий особенно актуально: «Говорили, что в одном селении некто много постился, так что прозвали его постником. Услышав о нем, авва Зенон позвал его к себе. Тот с радостью пришел. Помолившись, они сели. Старец начал работать молча. Постник, не находя о чем говорить с ним, начал сильно скучать и наконец говорит старцу: «Помолись о мне, авва! Я хочу идти домой!». «Зачем?» – спросил его старец. Он отвечал: «У меня сердце будто в огне, и я не знаю, что с ним делается. Когда я был в селении, постился до самого вечера, и никогда не случалось со мной ничего подобного». Старец говорит ему: «В селении ты сыт был слухом, но теперь ступай и с этого времени принимай пищу в девятом часу, а если что делаешь, делай тайно». Когда постник начал так делать, то уже с нетерпением ожидал девятого часа. Знавшие его говорили: «Постник одержим бесом». Когда он пришел к старцу и рассказал ему об этом, тот отвечал: «Такой путь угоден Богу».

Широко известно изречение: «Человек не уверует, пока не увидит в глазах другого отблеск жизни вечной», – а мы то и дело встречаем его на страницах книг, запечатлевших жития людей, стремившихся угодить Богу. О том же говорил святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих «Аскетических опытах», обращаясь к Богу: «Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии; но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление». Так святые, для которых заповеди Божии стали законом жизни, вдохновляли и вдохновляют христиан следовать их примеру; множество книг дают нам сегодня возможность соприкоснуться с их удивительным опытом жизни в Боге, по Его святым заповедям – и сборники, представленные сегодня на нашей книжной полке, относятся к этому душеполезному множеству.

Рекомендуем книгу

Заповеди блаженства Нового Завета


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Точка зрения

А.И. Осипов: Универсальная электронная карта – это шаг на пути к полному «чипированию» человечества

«Русская линия»

Несмотря на то, что вопрос о предательстве веры и отречении от Христа еще не стоит, верующим лучше воздержаться от получения УЭК, считает богослов…

 
Выставка

О жизни русской деревни расскажет выставка художника-примитивиста Ивана Сарычева в екатеринбургском центре «Гамаюн»

Управление культуры Администрации Екатеринбурга, екатеринбургский Музейный центр народного творчества «Гамаюн», Музей наивного искусства (Москва) представляют

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс