Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (623) → Диакон Георгий Максимов: «Если вы живете без старания быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу»

Диакон Георгий Максимов: «Если вы живете без старания быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу»

№14 (623) / 4 апреля ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с преподавателем Московской Духовной академии кандидатом богословия диаконом Георгием Максимовым в эфире православного телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой», с вами Михаил Карелин. Гость нашей студии – преподаватель Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Георгий Максимов. Отец Георгий, рады Вас видеть в нашей студии.

– Здравствуйте.

– Дорогие друзья, сегодня мы побеседуем с отцом Георгием о том, возможно ли сегодня стать святым. Совершенно очевидно, что сегодня человечество идет по пути и духовной, и нравственной деградации, несмотря на научно-техническое развитие. Но уровень духовной жизни человека во все времена зависел от конкретной жизни каждого человека, его личного духовного роста, а не от эпохи и окружающей среды. Конечно, стать такими святыми, как отцы 200 или 700 лет назад, не говоря уже об отцах-пустынниках Древней Церкви, наверное, невозможно. Но все-таки сегодня возможно стать святым, как Вы считаете?

– Святость – это уподобление Христу, соединение со Христом, что есть две стороны одной и той же реальности. Конечно, мы не только можем, но и должны стремиться стать святыми. Это слова не человека, а Бога, потому что в Священном Писании Господь говорит нам: «Будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят». И Господь Иисус Христос то же говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен». И апостол Иоанн Богослов говорит, что мы должны поступать так, как поступал Иисус Христос: мы должны быть подобными Ему.

Конечно, мы, православные христиане, желаем спасения. Что же есть спасение, как не соединение с Богом? А грех, ложь не могут соединиться со святостью и истиной Божиими. Поэтому соединяемся мы с Господом именно тем, что, во-первых, входим в Православную Церковь и исповедуем истинную веру, то есть очищаем от заблуждения о Боге наш ум. А, во-вторых, мы начинаем жить по вере, и очищаем такой жизнью наше сердце от лжи и греховных дел.

Я позволю себе процитировать святых отцов, которые говорят об этом, близких к нам по времени, – чтобы ни у кого не возникло мысли, что это было сказано для людей древних, а к нам не имеет никакого отношения. Вот слова святителя Филарета Московского, который жил в XIX веке: «Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства... Верно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».

А в XX веке священномученик Онуфрий Гоголюк говорил: «Достижение святости – это удел не одних лишь монахов, как некоторые думают, к святости призваны и семейные люди, обладающие всякими профессиями, живущие в миру. Потому что заповедь о совершенстве и святости дана не одним лишь монахам, а всем людям».

Итак, Господь создал Церковь, чтобы мы спасались. И спасаемся мы, когда соединяемся с Богом. Это и есть путь святости, который нам открыл Господь Иисус Христос. И если мы святыми еще не стали или не становимся, то это не оттого, что Бог нам не дает и вокруг нас условия такие неблагоприятные. В нашем сердце, в нашей душе что-то еще не так, и это «что-то» мешает нам исполнить замысел Божий о нас. Один из Афонских старцев ХХ века даже сказал, что Церковь – это фабрика по производству святых. И если мы приходим в Церковь не для того, чтобы стать святыми, то зачем мы вообще сюда пришли?

Мне бы хотелось, чтобы наш сегодняшний разговор не ограничился только теорией. Хотелось бы подчеркнуть, что слова о святости – не просто слова, а духовная реальность, которая должна стать нашей жизнью.

Мне вспоминается случай преподобного Прокопия Гасского, это святой XI века. Прошла уже тысяча лет христианской истории, и в то время, как и сейчас, очень многие думали, что настало духовное оскудение, стало уже невозможно ни соблюдать духовные заповеди в ту меру, как соблюдали древние святые, ни подражать им, ни исполнять в полной мере все, чего ожидает от нас Господь Иисус Христос, – все это в древности было, а сейчас невозможно.

И преподобный Прокопий, будучи еще молодым человеком, загоревшись верою, стал монахом. Он подвизался много лет и очень скорбел из-за состояния, в котором пребывала братия его монастыря. Там не происходило чего-то плохого, монахи не совершали каких-то тяжких прегрешений, но не было ничего духовного в их жизни, и от этого скорбело сердце молодого преподобного Прокопия. Однажды он не выдержал и в присутствии множества братий спросил игумена монастыря: «Скажи мне, отче, правда ли то, что написано в Евангелии?». И тот ему ответил: «Да, конечно, потому что это слова не человека, а Бога». Тогда преподобный Прокопий спросил: «А почему тогда мы не исполняем?». Ему на это не только игумен, но и вся братия ответила: «Потому что это невозможно исполнить».

И сказано в житии святого, что за эти слова сразу же игумену и всей братии была послана большая скорбь, Господь открыл, что они зря проводили все годы своей жизни – все, что они делали, не имело совершенно никакой ценности в глазах Божиих, они напрасно пришли в монастырь и там подвизались с такими мыслями. А преподобный Прокопий ушел из обители и стал отшельником. Он не ставил себе цели быть как преподобный Макарий Великий или как святитель Василий Великий или еще кто-то из святых отцов – в такой постановке вопроса много тщеславного. Он просто хотел быть с Богом, хотел исторгнуть из себя все, что мешает ему на пути ко Христу. И он начал делать так, как говорил Сам Иисус Христос через Священное Писание, через слова святых отцов.

В житии преподобного Прокопия сказано, что через несколько лет подвигов он исполнил Евангелие, исполнил все заповеди Божии. И по святости, как говорили в его время, он был подобен древним святым отцам, а иногда даже и превосходил их.

Очень важно понимать: речь идет не о том, чтобы думать, что мы, в нашем грешном состоянии, уже святые; это ложь и духовная прелесть. Но когда мы думаем, что не можем стать святыми, – это тоже ложь и духовная прелесть.

– А сама мысль, что моя душа падшего человека может и способна уподобиться душе Самого Иисуса Христа, не греховна?

– Если бы это невозможно было, то невозможно было бы и для всех святых на протяжении всей истории Церкви. И тогда, значит, Господь Иисус Христос зря пришел в этот мир.

Мы знаем жития святых отцов, это не просто какое-то развлекательное чтение – они специально оставлены для примера, для назидания: мы все, что в этих житиях видим, должны практически применить в жизни на пути к Богу и святости. Ни один человек (ни в каком состоянии, семейный или не семейный; ни в каком возрасте, молодой или старый; ни в каком сословии и роде деятельности) не может найти себе оправдания, имея перед глазами пример других святых. Потому что святые – пример того, как люди из всех состояний приходили к Богу и уподоблялись Его святости.

Что же сейчас случилось? Бог стал слабым в наше время? Это невозможно. Или Богу стало жалко для нас святости? Тоже невозможно: для того и пришел Иисус Христос, чтобы нас очистить и сделать святыми. Мы знаем, что тот, кто попытается войти на брачный пир не в брачной одежде, будет извержен вон, поэтому и нужно очищать одежды и входить в чистой одежде. Но те люди, которые сомневаются, что можно стать святыми, правы в одном отношении – только своими силами стать святым человеку абсолютно невозможно.

Нужно очень хорошо понимать, что наших сил, чтобы очистить себя, явно недостаточно. Если бы человеку можно было спастись добрыми делами, внутренним напряжением, тогда Господу Иисусу Христу не было бы необходимости приходить на землю, идти на великие страдания и даже смерть ради нашего спасения. Сам Господь говорил: «Самому человеку это невозможно, Богу же возможно все». Он говорил это об одном конкретном аспекте, но это же, конечно, относится и ко всем другим аспектам святости. Поэтому без Бога стать святым невозможно – это правда. А с Богом возможно – и это тоже правда.

– Отец диакон, а как опереться на Господа Иисуса Христа, что это значит? Понятно, что без Него невозможно, но как стать Его другом, как взять Его за руку?

– Во-первых, нужно понимать, что на этом пути есть ряд необходимых условий и ряд условий дополнительных и очень желательных. Первое – мы должны стать членами Православной Церкви, войти в нее через таинство Крещения. Сам Господь Иисус Христос сказал, что «кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царствие Божие».

Поскольку большинство наших зрителей – это крещеные православные церковные люди, надо благодарить Бога за то, что это условие в нашей жизни уже соблюдено.

Второе. После того, как мы уже сочетались со Христом, нам необходимо жить по воле Божией. Православные христиане, мы понимаем, что никакая ложь не может соединиться с Богом, потому что Бог есть Истина. Когда у нас в уме возникают ложные представления о Боге, они мешают нам прийти к Богу. Значит, второе условие – исполнение воли Божией. Об этом Сам Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». То есть мы должны искать о себе волю Божию, отказываться от своей воли ради исполнения воли Божией в нашей жизни и через это соединяться с Богом. Ведь наше своеволие, наше доверие к себе очень сильно мешают нам на пути к Богу.

Святые отцы, и преподобный Марк Подвижник в частности, говорят, что пока мы доверяем своей воле, на самом деле творим не свою волю, а бесовскую. Когда мы отвергаемся от своей воли ради Божией, тогда уже вступаем на тот путь святости, о котором говорил Иисус Христос.

Опять же, я не хочу, чтобы все это было только теоретическими рассуждениями. Это не какие-то великие дела, когда выпадет момент отречься от своей воли ради исполнения воли Божией. Это нужно делать каждый день.

– Отец Георгий, любой вызов окружающего мира нужно воспринимать как волю Божию? И, помолившись, пытаться со всей любовью на него ответить. Так?

– Все, что происходит в нашей жизни, происходит между нами и Богом. Не только приятное нам – и неприятное. Нельзя думать, что наши отношения с Богом существуют только тогда, когда мы сами вспоминаем о них: когда захотим молиться, читать духовную литературу, ходить в храм или рассуждать о духовном. Вся наша жизнь здесь дана Богом, чтобы сделать главный выбор: мы с Богом или со грехом? И этот выбор мы делаем каждый день.

Господь ежедневно посылает много ситуаций, в которых мы проявляемся. Самая элементарная вещь: пошел куда-то, неожиданно споткнулся, упал; что ты сделал – выругался или сдержался? Если ты выругался, это показывает, что Христа нет в тебе. Или кто-то тебя обидел, оскорбил. У тебя внутри сразу все вспыхивает, чтобы сразу же на это ответить? Как ты реагируешь: что-то возражаешь в ответ, начинаешь что-то говорить, хотя бы даже в уме, не обязательно вслух? Или ты воздержался? Ибо Господь, общаясь с теми, кто злословил, не злословил в ответ.

Это самые простые примеры, но с них и начинается путь святости. Сам Господь говорит: «Верный в малом будет верен и в великом».

– Липецкая область на связи, слушаем вас.

– Древние святые отцы говорят, что без каждодневного причащения Святых Христовых Таин никакая духовная жизнь вообще невозможна. Святые последующих веков говорят, что можно приступать к Святым Таинам настолько часто, насколько человек сумеет к ним подготовиться. А в нынешнее время большинство священников считают дерзостью, если люди приступают к Святым Таинам чаще, чем раз в неделю. Говорят, что сейчас другое время и причащаться можно реже.

– Итак, вопрос: как часто нужно причащаться, тем более что идет Великий пост?

– Благодарю за этот вопрос. Здесь затронуты две очень важные темы. Первая тема: необходимо при разговоре о святости понимать, что без Христа мы не можем спастить. А вот как именно мы принимаем Христа? Причащаясь Христовых Таин, вкушая Тело и Кровь Христовы. Без этого мы никак не можем спастись, об этом Сам Иисус Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Кто не будет есть Плоти Моей, кто не будет пить Крови Моей, тот не будет иметь жизни вечной».

Заданный вопрос заслуживает отдельного разговора, но, говоря коротко, скажу: святые отцы не говорили в древние времена одно, а в более поздние другое. Я специально изучал это, и могу сказать, что все святые отцы, и древние, и новые, говорили, что чем чаще человек причащается, тем это полезнее для его духовной жизни. Об этом говорили Феофан Затворник, святой Иоанн Кронштадтский, который был в свое время самым большим радетелем за как можно более частое Причащение. В советское время многие новомученики об этом же говорили, например, святые Алексий и Сергий Мечевы. О святых отцах, которые говорили, что без ежедневного причащения Святых Христовых Таин духовная жизнь вообще невозможна, мне не известно. Поэтому здесь имеется некоторое преувеличение, так строго вопрос ставить нельзя.

Относительно того, как важно часто причащаться... Все святые отцы говорят, что чем чаще, тем лучше. Что касается каждого конкретного человека, здесь мы подходим ко второй теме, которая была затронута, хотя и неявно, в этом вопросе. Потому что в духовном пути к святости необходимо иметь духовного руководителя. И именно с ним определять все вопросы нашей жизни.

Понимаете, ведь как обстоит дело: если мы идем куда-то в дальнее путешествие в безлюдные места по маршруту, которым мы никогда не ходили, что мы будем делать? Во-первых, человек будет изучать карты, составленные людьми, которые уже изучили эту местность. Во-вторых, искать рассказы, описания прохождения этого маршрута людьми, которые уже его прошли. То же и в духовной жизни. Когда мы обращаемся к ней, надо обращаться к карте – Священному Писанию, где показаны все ориентиры: куда направляться, чего избегать и так далее. И, во-вторых, рассказы людей, которые по этому маршруту уже прошли и дают рекомендации другим, – это святые отцы. Но самое лучшее – чтобы у человека был духовный отец.

– Вопрос из Москвы.

– Подскажите, как нужно обретать святость и познавать волю Божию, возможно ли это в одиночку делать? Апостолы-то ведь были со Христом в общине, а как сейчас обстоит с общинами, традиция которых была прервана в ХХ веке?

– Батюшка, от себя добавлю, возвращаясь к предыдущему вопросу, о духовнике. Ищущих, идущих по этой карте множество сейчас. А тех, кто прошел нынче этим путем, мало. Единицы. На всех точно не хватает: «Старики у нас есть – старцев нету» – слова отца Иоанна (Крестьянкина).

– Начну с ответа на вопрос телезрителя, продолжая пример, о котором мы говорили. Одно дело, когда мы просто идем по тайге, по неизвестному маршруту в тяжелых условиях. Это просто безлюдный маршрут, и если даже идем без проводника, только по картам и рассказам, можем его пройти. Но что будет, если на этом маршруте нас подстерегает множество опытных людей, которые развлекаются тем, что сбивают путешественников с маршрута, доводя в том числе и до физической смерти? По такому маршруту мы вряд ли решились бы пойти без человека, который там бывал.

Не надо думать, что духовная жизнь легче и проще, чем прогулка по тайге или по джунглям. И в духовной жизни нас подстерегают не только какие-то естественные ошибки, но и искушения со стороны наших врагов. Эти враги намного умнее нас: даже если не говорить, что они когда-то были ангелами, то хотя бы потому что они много тысяч лет совершенствовали свои навыки и немало людей уже погубили.

Поэтому спастись в одиночку, без духовного руководителя, если и возможно, то только в исключительных случаях. А в обычных случаях, конечно, нужно искать духовника.

Относительно слов отца Иоанна (Крестьянкина)... он говорил, что старцев сейчас нет – потому что нет послушников: нет великих духовных отцов, потому что нет духовных сыновей. Когда находится человек, который искренне ищет духовного наставника и просит его у Бога, то Господь посылает ему такого наставника. И не может быть, чтобы человек искал себе духовного наставника, а Бог не послал. И Сам Господь об этом говорит: «Если ваш ребенок попросит у вас хлеба, вы разве дадите ему камень?».

Сегодня мы с вами говорили, что надо творить волю Божию как путь к совершенству. А как мы можем творить волю Божию? Например, открыли Священное Писание, прочитали заповедь. Если не хочется ее выполнять, но мы преодолели себя и все-таки выполнили ее, то можем говорить, что творим волю Божию. А если начинаем выбирать из того, что Господь говорит, то, что самим нравится, и творим это, то Бога в этом совершенно нет. Когда у нас есть духовный отец, мы получаем возможность не теоретически, не в играх, а реально отсекать свою волю перед волей Божией. Итак, духовный отец нужен.

Еще есть один недуг, который очень широко распространен у православных христиан в наше время. Люди боятся узнать волю Божию. В том числе и поэтому, я думаю, не хотят найти себе настоящего духовного отца. А почему они боятся узнать волю Божию?

Я в свое время это за собой заметил. Когда я был мирянином, была возможность поехать к старцу Николаю Гурьянову; вдруг почувствовал, что не хочу к нему ехать. И стал думать, откуда это нежелание? И понял – из-за того, что боюсь, вдруг мне через него Господь передаст Свою волю, скажет, что хочет для меня другого, чем я хочу. Это же духовный недуг, это нездоровье! И я понял: это болезнь моя, и нужно радоваться, если есть возможность узнать, что на самом деле я выбрал ненужное мне. Потому что воля Божия совершенна. Господь выбирает для нас самый лучший вариант.

Искать надо волю Божию искренне, с готовностью самоотречения перед Богом, перед человеком. И это самое главное в поиске духовного отца.

Второе. Не надо пытаться себе найти бесстрастного, великого по святости прозорливого чудотворца. Это великий дар Божий, не каждый его достоин, поэтому пытаться найти себе такого духовного отца – это дерзость. И никто из святых отцов не говорил о том, что именно таков и должен быть духовный отец. Может для нас стать устами Божиими даже и тот священник, который имеет какие-то незначительные несовершенства (речь не о каких-то тяжких грехах, понятное дело. Хотя тот же преподобный Иоанн Лествичник пишет: если ты даже прямо увидел, что твой духовный отец грешит, для тебя блаженнее будет не обращать на это внимания). Духовного отца необходимо не слушаться, когда он призывает к ереси или нарушать Божии заповеди.

– Звонок из Самары.

– Скажите, пожалуйста, а когда человек становится священником или диаконом, это как-то помогает ему спастись? И второй вопрос. Мне почти 50 лет, могу ли я быть священником, с учетом того, что у меня уже был развод? Спаси Господи.

– Что касается первого вопроса, то путь священнослужения – это путь служения Богу, путь, которым мы идем к Богу ради Бога. Поэтому когда человек вступает на него с искренностью и с намерением послужить Богу, то Господь ему дает много благодати и много возможностей исполнить это благое желание.

Если же человек, получая столько благодати, прекращает служить Богу и начинает заниматься чем-то другим, внешне продолжая исполнять все, что требуется, то с него больше спросится, потому что священнослужение – это служение не только Богу, но и людям ради Бога.

Что касается второго вопроса – во-первых, на мой взгляд, очень важно понять, это призыв ли Божий, собственное ли желание принять священный сан, или это ваша фантазия? Потому что самое важное – найти волю Божию о нас и следовать ей. В этом наше счастье, наше спасение и душевное спокойствие. Как это делать? Конечно, лучше всего спросить духовного отца. И, конечно, обсудить с Правящим Архиереем той епархии, к которой человек относится. А принятию сана возраст не препятствует.

– Следующий вопрос – с нашего интернет- форума, из Нижнего Тагила Нина спрашивает. Ее подруга без ума от схиигумена Саввы. Я цитирую: «Хочет заочно стать его духовной дочерью, он умер в 80-е годы. Она утверждает, он сам говорил, что такое реально, стоит его только об этом попросить. Она уже читает его книги, книги о нем и исполняет его правила». Нина спрашивает: можно ли стать духовной дочерью человеку, которого с нами нет? И как получить, собственно, его согласие на это, как испрашивать совета и получать благословение такого духовного руководителя?

– Недоумение Нины вполне оправданно. Действительно, это путь к тому, чтобы под видом послушания оказывать непослушание, под видом послушания духовному отцу творить свою волю или даже волю бесовскую. Я знаю людей, которые были духовными чадами отца Саввы при его жизни, и от них я очень многое узнал про отца Савву. Честно говоря, мне кажется, что, возможно, подруга Нины неправильно поняла какое-то из высказываний отца Саввы.

– Еще один вопрос с нашего интернет-форума. Илья пишет, что во время молитвы у него возникает чувство беззащитности, ему нередко хочется плакать. Илья интересуется, чем можно объяснить эти эмоции и как не впасть в прелесть при этом?

– Видите, мы снова приходим к тому же. Люди нередко звонят нам, подходят на улицах, в транспорте, на встречах и в храмах и задают нам вопросы, которые они должны задавать своему духовному отцу. Задают и вопросы по поводу отношений со своими духовными отцами. Я не могу сходу ответить на вопрос Илии, потому что мне Господь не открыл. Я не знаю, почему у него такие чувства, являются ли они от какого-то нервного возбуждения или по наущению бесов, или это форма какого-то благоговения... Я не знаю этого.

Илия должен найти себе духовного отца. Часто бывает так, что люди подходят и задают какой-то частный маленький вопрос – как будто в этом их основная проблема. Наша основная проблема в том, что мы не имеем должного руководства на нашем пути.

Некоторые люди приходят в Церковь и считают: их законное право – получить духовного отца. Это не право, это милость Божия, которую нужно вымаливать.

– Известно, что святые отцы предсказали нам, духовно нищим, нечто утешительное о возможности нашей святости. Вам известны эти предсказания? В чем отличие современного святого от святых Древней Церкви?

– В древнем патерике читаем, что и перед концом мира будут в Церкви рождаться святые. И это самое большое утешение, потому что если они будут и прямо перед концом мира рождаться, значит, в наше время они тоже рождаются. Другое, что известно, – во времена последние многие святые будут скрывать свою святость. Я думаю, что и сейчас, может быть, не меньше святых, чем это было в древности. Но Господь скрывает их святость от людей, которым это не нужно.

И здесь мы тоже возвращаемся к тому, о чем уже было сказано. Если человек не ищет себе духовного отца, он может пройти мимо десяти святых нашего времени, мимо десяти Иоаннов Кронштадтских, и не заметить их. Господь скрывает Своих святых нашего времени, хотя они, без сомнения, есть.

А в заключение беседы хотел бы сказать к вашему первому вопросу вот что. Как нам не оказаться в прелести, когда мы встаем на путь святости и думаем, смогли ли мы справиться с этим духовным недугом или нет? Мы не впадем в прелесть, если будем помнить слова святого Симеона Нового Богослова: «Если наше естество не примет благодати Святого Духа, то не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не сможет исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом. Ибо в каждом христианине Христос есть Тот, Кто воюет и побеждает, и Он же призывающий Бога, и молящийся, и благодарящий. Все это действует Христос, радуясь и веселясь, когда видит, что в каждом христианине есть и пребывает то убеждение, что Христос есть Тот, Кто делает все это. Поэтому всякому христианину относительно всех добрых дел, какие он делает, надлежит исповедать, что их совершает Христос, а не он; кто же не так думает об этом, тот напрасно считает себя христианином».

Когда мы понимаем, что наши добрые дела и, соответственно, наши заслуги и победы – не наши, это то, что Господь сделал, что Господь нас очищает, тогда мы в этом смирении избегаем прелести. А как только мы начинаем думать «это я сделал, это мне удалось», то благодать Божия отходит от нас.

– Отец Георгий, я благодарю Вас за беседу, спасибо за доброе, теплое, поучительное слово.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Новости Екатеринбургской епархии

Участницы кружка рукоделия «Параскева» приступили к изготовлению пасхальных подарков

Три года назад при храме во имя Святителя Николая Чудотворца города Тавды появился кружок рукоделия. Название выбрали в честь святой Параскевы Пятницы, покровительницы рукоделия.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Беженарь: «Православие – это действие Духа Святого в разумно сотворенных существах»

Беседа с руководителем Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидатом богословия протоиереем Димитрием Беженарем – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс