Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (622) → Благовещение – это начало нашего спасения

Благовещение – это начало нашего спасения

№13 (622) / 1 апреля ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Только в общении с Богом можно стяжать любовь
Протоиерей Евгений Попиченко

7 апреля Святая Церковь совершает великий двунадесятый праздник, один из самых торжественных дней церковной радости – Благовещение Пресвятой Богородицы

Когда юной Деве Марии предстал Архангел Гавриил в храме Иерусалимском со словами: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, ибо родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус, и будет Он Спаситель мира», смутилась Пресвятая. «Как может сие исполниться, если Я мужа не знаю? Как может быть сие – рождение ребенка без мужа?» – «Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Божия осенит Тебя. Поэтому и рожденный Тобой святым наречется». Святая Богородица задумалась на секунду и ответила: «Се, Раба Господня, да будет Ми по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

И вот, Богородица понесла Младенца не от мужа, а от Духа Святого. «Днесь спасения нашего главизна» – воспевает Святая Церковь в день Благовещения Пресвятой Богородицы: «Это начало нашего спасения» – с этого момента Бог начинает земной путь, наверное, единственно возможный в этом грешном мире – путь к Голгофе, к распятию и к светлому Воскресению.

«Евангелие» в переводе на русский означает «благовещение, благая весть». Весть о чем? О самом главном: «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?» – о победе жизни над смертью, о начале этого пути.

Как известно, жало смерти – грех. Причиной вечной смерти стало грехопадение людей, причиной смерти каждого из нас – как потери жизни с Богом – является наше беззаконие. И, соответственно, цель жизни в том, чтобы преодолевать эту проказу, эту духовную порчу, созидать внутри условия, в которых бы грех не мог жить.

С благой вестью Свет пришел в мир, Бог стал Человеком, Источник жизни дал возможность приобщиться к Себе. Почему же человек так сопротивляется Евангелию – благой вести? Да потому что его душа в большей степени пропитана тьмою, чем светом, грехом, чем добродетелью. Следовательно, целью всей нашей жизни должно быть изменение состояния своей души (изменение по-гречески «метанойя» – «покаяние»).

В церковь, говорят некоторые, приходят бандиты, воры, разбойники – деньжат дадут, батюшка им все грехи отпустит, и они снова идут грешить. Причем говорящий это человек, скорее всего, считает себя хорошим. Это, говорит он, не для меня, такое покаяние мне не нужно.

Несколько слов о покаянии... Первым христианином, который вошел в рай, как известно, был отъявленный разбойник, которого совершенно справедливо приговорили к казни – распятию на кресте. И вот он вошел в рай. Тут же слышу: если в раю такие, зачем рай нужен? Но вошел-то он после жутких мучений на кресте, это и было его искупительной жертвой. Но самое важное – распяты-то ведь были три человека: два разбойника и Господь Иисус Христос.

Один в безумии стал хулить Бога, как чаще всего и бывает, потому что чем больше человек грешит, чем больше он хулит Бога, выставляя Его источником всех бед и злодеяний. А другой говорил: «Ты что, Бога не боишься, мы-то ведь осуждены за свои дела, а Он ни одного греха не сотворил». Откуда знал? Конечно, его покаяние дало возможность Духу Святому прикоснуться к его душе. И, обращаясь к Христу, он воскликнул: «Достойно по грехам моим приемлю. Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое». И Христос ему говорит: «Сегодня со Мной будешь ты в раю».

Покаяние всегда требует подвига, концентрации всех внутренних ресурсов. Потому что это не просто прийти и прочитать по бумажечке или сказать: «Ну какие у меня грехи? Грехов-то вроде и нет. Если и убивал кого, то только за дело». Покаяние – это вырывание из своего сердца таких заноз. С болью, с кровью. И если человек действительно искренне покаялся, он никогда не вернется к прежнему ремеслу.

Как один батюшка рассказывал. Принимал он Исповедь, большинство народа уже исповедовал, и видит – в притворе стоит молодой человек. Он его подзывает. Тот подходит и говорит: «Нет, я не могу исповедоваться» – «Почему?» – «Я же понимаю, что после Исповеди я должен изменить свою жизнь, а я не могу пока, я бандит, и я не готов изменить свою жизнь». Честный ответ. И всякий, кто действительно покается, уже к прежнему не вернется. А если возвращается, значит, покаяние не истинное, не произошло изменение души.

Ну и еще... Если я не хочу находиться в этой среде, в окружении кающихся мытарей, блудниц, разбойников, тогда мне не нужен Христос. Потому что я свят и праведен, потому что я-то не такой, как они (хотя «все согрешили, и все лишены славы Божией»). Но есть грешники, которые понимают, что они грешны и пытаются с этим грехом что-то сделать. А есть грешники, абсолютно не понимающие этого. Они слепы и находятся в самообольщении. И это самое страшное, потому что человек, впавший в гордыню, не нуждается ни в спасении, ни во враче, ни во Христе.

Свет пришел в мир через святую Владычицу нашу Богородицу. Через Ее подвиг святости и смирения, через Ее жертву материнского сердца, через всю Ее жизнь. Поэтому Святая Церковь и почитает так Богородицу, Ее материнскую любовь, Ее любовь к роду человеческому, которая порой выступает и вопреки воле Ее Сына. Мы знаем такие примеры – образ Богородицы «Отрада и утешение», где Пресвятая прекословила Спасителю Богу Своему в ходатайстве за людей. И любовь Божией Матери к роду человеческому, немощному, грешному, больному, уязвленному разными болячками и сквернами, бесконечна. Поэтому лишний раз возблагодарим Господа за Его любовь к нам, за Его Божественную Матерь, за Благовещение, за возможность нам потрудиться над покаянием, за Великий пост, за скорое Светлое Христово Воскресение. Поблагодарим и укрепимся этим праздником следовать к Светлой Христовой Пасхе.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Официально

Заседание Священного Синода 22 марта 2011 года

22 марта 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

 
Церковный календарь

Только в общении с Богом можно стяжать любовь

Протоиерей Евгений Попиченко

10 апреля – день памяти преподобной Марии Египетской В течение Великого поста Церковь дает примеры, равняясь на которые, человек должен укрепляться в борьбе за свою душу, в борьбе за вечную жизнь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс