Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (618) → «Каждый должен найти свою меру поста»

«Каждый должен найти свою меру поста»

№9 (618) / 1 марта ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
«Пост – это великая милость Божия»
Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь
Дни памяти святых

12 марта – день памяти великомученика Феодора Тирона

На первой седмице в пятницу любого Великого поста совершаются чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону, память которого мы и совершаем 12 марта. И совершается это священное действие по следующему случаю: после смерти святого равноапостольного Константина Великого империя Римская через несколько кратких преемств досталась одному из его сродников, Юлиану. Как блаженный Константин был избранным сосудом благодати, так несчастный Юлиан оказался явным сосудом погибели и отвержения. Одним из первых действий его темного царствования было отвержение Христа и Евангелия и обращение к языческим идолам.

Явного гонения на христиан он не поднимал не по жалости к ним, а по уверенности в его безуспешности. И вместо него тотчас начал злохитрое тайное гонение. Богоотступник то низводил христиан с честей и достоинств, якобы противных их смирению, то лишал их достояния и имущества, якобы несовместимых с нищетой, то запрещал им учиться наукам под предлогом, что все нужное для христиан содержится в их Евангелии, то вызывал из заточения еретиков, дабы их кознями смутить Церковь Христову.

Человек, находящийся в заблуждении атеистическом, действительно страшен, когда в его руках оказывается власть, но когда у власти оказывается богоотступник, который знает веру, Евангелие и отвергает их сознательно – это еще страшнее.

Господь сказал: «Всякий грех и хула простится человеку, хула даже на Сына Человеческого», на Иисуса Христа (потому что, придя на Землю в образе раба, Он сокрыл Свое Божество под образом Человеческим. И многие этим смутились: и еллины, и иудеи не понимали: как Бог может быть Человеком? Собственно, за это Христа и распяли, вынеся Ему смертный приговор: «Он делает Себя Сыном Божиим». Простится хула на Сына Человеческого), а «на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем». Хула на Святого Духа – сознательное отвержение Евангелия, неприятие знания, что это Откровение Божие, и сопротивление ему.

Между этими злохитрыми средствами Юлиан умыслил следующее. Наступала Святая Четыредесятница. Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, богоотступник призвал градоправителя Константинопольского и велел ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам, а потому христианами считалось за оскверненное.

Никто не знал его замысла, и потому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было – так повелел Юлиан – в крови идоложертвенной. Но Тот, Кто яко зеницу ока хранит души простые и смиренные и всегда посрамляет премудрых в коварстве их, не дал и теперь свершиться умыслу вражьему.

Среди ночи, но не во сне, явился тогдашнему епископу Константинопольскому некий светозарный воин и говорил, чтобы он немедля собрал духовное стадо свое и дал ему знать об угрожающей опасности, с повелением не покупать в следующие дни ничего, что будет выставлено на торжище. «Чем же пропитаться нам в эти дни, накормить столько людей? – вопросил святитель, – ибо у многих ничего нет в доме». «Коливом, или вареной пшеницей, – ответствовал явившийся, – которое ты нашел у некоторых, должен раздать всем». «Кто же ты? – вопросил патриарх, – вся ведающий и пекущийся таким образом о братии своей?» – «Христов мученик Феодор», – ответил явившийся.

Святой Феодор был тот подвижник Христов, который, будучи воином, за много лет до этого, в царствование злочестивого Максимилиана, претерпел за Христа множество ужасных мук и тем после мученической своей смерти заслужил в Церкви Христовой имя великомученика.

Святитель немедленно исполнил повеленное свыше, и христиане Константинополя сохранились от осквернения. А злочестивый Юлиан, видя, что замысел его разрушен, велел представить прежнюю свободу торжищам.

Вступая в Великий пост, мы вновь напомним, как, с какой целью и с какими результатами должен проходить пост христианский. Пост – это оружие, и не случайно Господь, когда однажды изгнал из бесноватого отрока беса, а ученики Его спросили: «Почему, Господи, мы не могли изгнать его?», – отвечал: «По неверию вашему, ибо род сей исходит не иначе, как от молитвы и поста».

Пост – это очень серьезное духовное оружие. Но в умелых руках оно совершает победу, в руках неопытных – наоборот: дай ребеночку нож – он себя изрежет. То есть пост может принести вред самому постящемуся. Поэтому важно помнить некоторые советы.

Во-первых, пост должен быть умеренным, то есть каждый человек должен обязательно найти свою меру поста. Уставы, которыми мы руководствуемся, – это вершина, идеал, то, к чему мы должны стремиться. Они составлены иноками, людьми, жившими в совершенно иных климатических, социальных и экономических условиях.

Здесь нужно сохранять разум и трезвость, и каждый должен найти свою меру: верхнюю планку мы видим, но один пост может быть для шахтера, другой – для педагога, третий – для военнослужащего, четвертый – для беременной или кормящей женщины… Каждый должен знать свою меру.

Она находится экспериментальным путем, с учетом своих физических сил. При многих болезнях желудочных, кишечных пост сводится к минимуму, например, при язве. Кому нужны страдания, если человек в результате воздержания от пищи доведет себя до тяжелой хронической болезни? Диабет, например, вообще не предполагает воздержания от мясной пищи.

Мера поста находится из разумного рассуждения, из совета с духовником. Подумали, благословились, и – в добрый путь. Крайности опасны. Мы помним слова апостола Павла, что физическое упражнение малополезно.

Это касается и особо строгого поста – на самом деле, в такой голодовке пользы-то особой нет, есть даже вред, если очень строго постящийся человек начинает превозноситься над другими, начинает гневаться: «Что ты мне сюда масла налила, я ведь строго пощусь!». Кому это нужно? Другая крайность – излишне слабый пост, человек сам себя жалеет, и от этого развивается страсть себялюбия.

Второй момент. Пост должен быть продолжительным. Есть опасность попасться в такую западню лукавого: дело в том, что многие решают так – «первую и последнюю недельку попощусь построже», а в середине? А в середине – яма, провал. И тоже ни пользы, ни смысла в этом нет. Потому что наше тело очень инертно, пока его раскачаешь, пока введешь в атмосферу поста, требуется продолжительное время, хотя бы две-три недельки, чтобы человек привык жить в этом режиме, молиться, общаться с близкими: голодный желудок – это постоянный источник раздражения. Так вот, лучше взять небольшое правило посильное, но пронести его через весь пост, чем схватить, надорваться и успокоиться: ну не могу я, не мое это… Важно помнить, что если даже по каким-то причинам пост нарушается – родственники, скажем, приехали, или пригласили на какое-то событие, от которого вы не смогли отказаться и вынужденно нарушили пост, не нужно на всем подвиге ставить крест. Ничего страшного, покаялись, настроились – и дальше ровненько двигаемся.

Поскольку пост – это оружие, его результатом должно быть обострение страстей. Если человек постится правильно, то есть если тело устает, истощается, истончается, то все, что находится в душе, начинает себя проявлять. Естественно, вылезают страсти, и правильное соблюдение поста должно человеку помочь увидеть свое реальное состояние. И здесь – у кого что… Кто-то начинает к пище очень неровно дышать, кто-то в уныние впадает, кто-то тщеславится, кто-то блудными страстями разжигается, кто-то гордится. Но то, что мы заметили в себе действие страстей, – это уже хорошо, потому что мы видим болезнь; значит, мы можем начинать ее лечить.

Итак, дорогие братья и сестры, начнем путь к Святой Пасхе, к Светлому Христову Воскресению, и пусть Господь всем нам на этом пути поможет.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий: «Нужно проверять свою душу по заповедям Божиим»

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» – Владыка, вопрос из Новочеркасска, от Раисы Андреевны, ей 96 лет: «Я прожила долгую жизнь, и в ней было всякое. Жду смерти, не могу дождаться; может быть, меня наказал Господь – почему я так долго не могу умереть?»

 
Церковный календарь

«Пост – это великая милость Божия»

Протоиерей Евгений Попиченко

7 марта – начало Великого поста Пост – это великая милость Божия всему роду человеческому, и хочется пожелать всем нам внимательного отношения к этому важнейшему подвигу христианской жизни, подвигу воздержания, в первую очередь, конечно же, от грехов; но поскольку человек – существо, состоящее из души и тела, то состояние души после грехопадения во многом определяется состоянием тела

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс