Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (608) → Почему господь избирает смиренных?

Почему господь избирает смиренных?

№47 (608) / 15 декабря ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых

19 декабря – память святителя Николая Чудотворца

19 декабря именины совершают христиане, нареченные в честь святителя Мир Ликийских Николая, Чудотворца. Радости вам и мира о Духе Святом за молитвы великого угодника Божия святителя Николая.

Почему господь избирает смиренных?На Руси особое отношение к этому святому, казалось бы, чужестранцу, но любовь к нему совершенно понятна: святитель Николай очень доступен, очень близок душе, сердцу нуждающегося, заблудшего в пути житейских попечений человека. Поэтому иной раз попадаешь в ситуацию, когда в общении с незадачливыми «захожанами» на вопрос: «Вы знаете, что Бог наш есть Троица? А что это – Троица?» они отвечают: «Иисус Христос, Дева Мария и святитель Николай»... Наверное, нет города, в котором бы не стоял храм Святителя Николая. Нет ни одного храма или дома живущих церковной жизнью прихожан, в котором бы не было иконы святителя. Николай Угодник, Никола – многие русские люди такими добрыми словами обращаются к нему в своих молитвах.

История жизни святого такова. Родился он около 280-го года в Патарах Ликийских Малоазийского полуострова в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией новорожденный младенец простоял без поддержки в купели более трех часов, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было дано имя Николай – «победитель народа». Еще будучи грудным младенцем, он постился – принимал молоко матери по средам и пятницам только после прочтения ею вечерних молитв. Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя. Он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы. Именно поэтому, видя в нем задатки будущего подвижника, угодника Божия, его дядя епископ Патарский Николай посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование слова Божия. Ревностным служением Богу молодой священник был подобен старцу и снискал за то глубокую любовь паствы. После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно. Одному разорившемуся человеку он помог выдать замуж его дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда. Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество в Иерусалим и разразилась страшная буря, по молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Почему господь избирает смиренных?Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю – совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону, но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении. В Ликии угодник Божий желал жить в безвестности. Вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что желает от него не подвигов безмолвия, а служения пастырского в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области, ныне небольшое селение в Турции. В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана. Старшему из них было открыто, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первый придет утром в храм. Так святой Николай по воле Божией стал Первосвятителем Ликийской Церкви. В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богородица возлагала на него омофор. В сане епископа святитель Николай остался как прежде кротким, смиренным, милосердным, исполняя слово Евангелия: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного».

Господь в Священном Писании, обращаясь к нам и указывая принцип, по которому Он избирает Своих угодников, говорит через пророков: «На кого воззрю? Только на кроткого, смиренного, трепещущего словес Моих». Почему? А потому что Господь – само смирение и смиренным подает благодать, как подобное тянется к подобному. Следовательно, вся наша жизнь, все наши труды должны быть направлены на то, чтобы приобрести это божественное, необходимое для жизни с Богом качество – смирение. Но на этом пути встает демонская твердыня, оплот духов злобы, самое страшное препятствие человеку для спасения, дьявольская страсть – гордость. Вся опасность этой страсти в том, что она живет в душе человека незаметно для него самого. Если чревоугодие, блуд, гнев кричат о себе, то гордость молча убивает человека, поражая самую его суть, поражая ум, дух человеческий. И заметить ее можно только по симптомам, как радиацию: человек может жить в радиоактивной местности и, впитывая в себя радиационную энергию, медленно умирать, сам не понимая этого. Но когда он заметит, что выпадают волосы, возникает тошнота, если сдаст анализы, обнаружатся белые тельца – лейкемия. Если есть приборы типа счетчика Гейгера, может заметить повышенную дозу радиации. Но это все вспомогательные средства. А так – только по симптомам. Так и гордость может быть определена по некоторым признакам, которые человек проявляет в своей жизни. Вот, например, приходит раба Божия и говорит: «Я самая грешная на земле». Это первый признак, потому что смиренный не видит своего смирения. Смиренный человек никогда не скажет, что он последний грешник. Это гордость смиренничает: «Я самая-самая грешная». Проходит минута, и слышишь: « А мне не нравится, как игумен Димитрий управляет православным телевидением. А мне не нравится как те, другие ведут передачи. А я считаю…», и т.д. Явный признак одержимости человека гордостью. Потому что смиренный человек видит собственные грехи и плачет о них, а если мы начинаем замечать грехи других людей, да еще пытаться как-то их оценивать, то понятно, что смирением здесь и не пахнет. Жалко, не осуществить мечту, которая была бы полезна для некоторых моментов духовной жизни – поставить камеры видеонаблюдения в домах наших прихожан и отсмотреть хотя бы день, проведенный благочестивым христианином или христианкой дома. Потому что когда мы приходим в храм на Исповедь, то за две минутки стараемся повернуться к батюшке такой стороной нашей души, что все вроде бы нормально – и духовная жизнь, и молитва, и работа. А от тех грешков, которые мы называем, очень часто возникает иллюзия, что мы внимательны к своей жизни. Вот так посмотреть и понаблюдать за собой. Одной сестре (может быть, я уже говорил) я дал такое задание: записывай те фразы, с которыми ты обращаешься в разных ситуациях к своему мужу. Записала и с выражением прочитала. Удивительные выражения. Например: «Что ты на меня орешь?», или: «Не смей на меня орать», или: «Убирайся отсюда». Это так жена разговаривает со своим господином. Ведь, по Священному Писанию, в наказание Еве было дано, что «муж будет господствовать над тобой, и к нему влечение твое». Если так с господином человек разговаривает, то как он разговаривает со своими подчиненными? Бедные, несчастные дети. Какое здесь смирение?! Еще лучше поставить камеры видеонаблюдения в машинах водителей. Потому что в храме мы все головки наклоняем: «Батюшка, благословите» – а как человек ведет себя на дороге, как он трогается с места, пытается вырваться вперед, наказывает тех, которые не по его ведут себя на дороге, как он надрывно сигналит, ругая человека, обличая его... Кто тебя поставил судить чужого раба? Он перед своим Господом стоит или падает. А интересно было бы понаблюдать... Потому что эти грехи настолько естественны, что мы уже их абсолютно не отражаем – кажется, что это нормально: «Ну, а как иначе, ведь они себя ведут неправильно!»

Чтобы излечить человека от гордости, у Бога есть два пути. Первый путь – добровольного смирения, когда человек понимает свою болезнь и даже если её не видит, соглашается, что де-факто она присутствует. Приходит в Церковь и принимает жизнь и Устав Церкви, помещает себя в систему строгого постоянного наблюдения и борьбы с самим собою. В Церкви есть все – и посты, и молитвы, и правила, богослужения, регулярность Исповеди и Причастия. Это все – некоторый гипс, в который помещается переломанная душа, чтобы срослась с годами, с десятилетиями. Это добровольное смирение – человек соглашается слушаться Церкви, постепенно его душа исцеляется. Второй путь Господь применяет, если человек не хочет сам бороться с собой. Это произвольное смирение, когда Господь дает человеку переживать разного рода скорби, болезни, и он вынужден нести свой крест, потому что никуда не денешься: никуда не денешься, если ты болен хронической болезнью; никуда не денешься из квартиры, в которой живут 5-6 человек; никуда не денешься от родителей. Конечно, если очень постараться, можно их куда-то деть, но это будет явное отвержение своего креста. Вот два пути, которыми Господь ведет нас к смирению – ко спасению.

Дай Бог, чтобы мы были более внимательны к себе и почаще вспоминали молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», потому что «блаженны нищие духом (кто видит свои прегрешения), ибо их есть Царствие Небесное».


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Татьяна из Артемовска спрашивает: «Если за некрещеных молиться нельзя, то как молиться за воинов, за их упокой и здравие? Ведь среди них есть и некрещеные, и представители иной веры. Внесите, пожалуйста, ясность».

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

27 декабряМчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-287). Сщмч. Николая пресвитера (1937); свт. Вассиана исп., архиеп. Тамбовского (1940).28 декабряСщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс