Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (606) → Екатерина Градова: «Святая Екатерина – земное воплощение идеала женщины»

Екатерина Градова: «Святая Екатерина – земное воплощение идеала женщины»

№45 (606) / 1 декабря ‘10

Записала Светлана ЛадинаДивен Бог во святых Своих

Святая великомученица Екатерина долго была для меня в числе огромного сонма святых, которых я не знала. Крестилась я в 33 года, очень поздно, в 38 начала воцерковляться, и это все было с самого начала – жизнь с белого листа. Я поставила икону святой великомученицы Екатерины, выключила все телефоны, закрыла дверь, и часа два – я уже исповедовалась, уже вела церковную жизнь – молилась перед этой иконой, покаянно молилась, со всеми подробностями, со всем, что мне приходило в голову. И очень-очень просила ее изменить мою жизнь, открыть мне выход в жизнь в совершенно новом качестве. Я даже не представляла – это было одно из больших чудес, которых у меня было несколько в жизни, – как через два часа могла измениться моя жизнь. У меня ушел перед чем-то страх, появилось твердое намерение, и я даже перестала себя эмоционально узнавать в чем-то. Этот день я очень хорошо помню.

Мы все оперируем словами «любовь», «любить»; предполагаем мы в этом оттенок «нравится», потому что любовь – это совершенно определенное состояние, которое отстоит от земли насколько близко, настолько и далеко. Мы живем земными категориями, в которых мы видим, трогаем, нюхаем – это сфера нашего бытия.

Философия людская не приводит к открытию бытия. И от этого очень много философов – Иустин, Ориген – много святых, как блаженный Августин, познавших очень многое из философии и собравших очень много мудрости человеческой, не нашли в ней удовлетворения и все стремились к христианству, ко Крещению, ко Христу.

Святая Екатерина... Когда начинаешь понимать, что при всей ее красоте, царском роде, уме, образованности, которая у нас считается духовностью (у нас такая подмена есть: сколько прочитал, настолько и духовен – это совершенно разные вещи), при всем этом она восприняла, когда сирийским монахом была открыта ей истина и она была крещена, – она восприняла Христа сразу и полностью. Вместила ровно настолько, насколько может человеческое сердце вместить. И это был подвиг, и он был без секунды сомнения. И что в этом подвиге потрясающее – как, в общем, в подвигах целителя Пантелеимона и многих других святых?

Мы живем в земном граде. Но существует абсолютно реально, более реально, чем мы с вами – территория града Божия. Мы привыкли показывать наверх, – но это ассоциативные моменты, связанные с красотой неба, с возвышенностью, и вниз – с низменностью человеческих качеств. Но град Божий находится в определенном измерении – вход в него предоставляется только совершившим подвиг, то есть людям, которые не разрешили себе заснуть, облениться, обезразличиться, а подвинули себя, чтобы подойти к его вратам. И подвиг этот – не просто подвиг силы, пота, крови, усилий, уговоров себя; это подвиг любви.

Когда говорят, что Христос ее Небесный Жених – в этом духовный великий смысл, потому что брак вообще понятие духовное. Потому брачные узы сейчас и разваливаются диаволом на земле.

Это трудный путь – брак на земле, святое семейство. Трудный. В нем много искушений, много соблазнов, падений, раздумий, разочарований, – а брак со Христом не несет этого ничего.

Праздники воистину – это не бурные какие-то демонстрации и бурные излияния за столом; это тихое торжество победы над злом. И нет ни одного дня, чтобы церковный круг не был отмечен праздником какого-то человека или небесной силы бесплотной, архистратигов и ангелов, память которых совершается каждый день в году.

Если вернуться к тому, что философия – это мудрствование суетное человеческое, людская мысль, людские умозаключения, то Екатерина её опровергла в лице 50-ти ученых мужей, которые изучили все науки людские: всю египетскую светскую мысль она развенчала. Развенчала, потому что в их устах было безбожное мудрствование, а ей после крещения Господь открывал подлинные тайны бытия.

Екатерина не одна совершила подвиг – от соприкосновения с ней появились мученики среди ученых, которых она опровергла – они уверовали и были тут же сожжены… Августа… Порфирий уверовал, и с ним 200 солдатиков – воинов. И все они приняли мученическую кончину.

Получается, что вход на территорию града Божия лежит через большие препоны жизненные, и даже великий дар, который нам Господь подарил – жизнь во спасение – приходится иногда в самом ее начале возвращать ради возвращения в наше Отечество Небесное. Мы оттуда изошли, туда должны вернуться.

Вообще, много в каждом великом подвиге существует причин и еще больше следствий. Если их разбирать – это все необыкновенно. И здесь, на земле, наше время уж таким безнравственным кажется – хотя во время Екатерины было примерно так же. Телевидения только не было, которое множит грех, а в домах, на пирах, на улицах происходило примерно одно и то же. Диаволу только кажется, что он преуспевает. Это трудно понять, видя массу девочек, далеко отстоящих от каких бы то ни было понятий нравственности, которые сопровождают бурными возгласами и аплодисментами какие-то страшные содомские действия на экранах, на сценах – страшно. Страшно, жалко их безумно: понятия не имеют, что делают, понятия не имеют, даже нисколько.

Остается такое молитвенное обращение, когда вдруг пытаешься себя как-то поставить четко и сообразить, что она есть, она жива, она носительница женского начала, такая же, как эти девочки, она красавица, и от нее многое зависит: ее можно просить, она помогает, дает ответы – то это, конечно, невероятно. Невероятна пропасть между одним и другим.

Молящейся матери-христианке Господь не отказывает. И, конечно, если мать Екатерины была христианкой, на ее руках росло это существо, этот цветок – конечно, это молитва матери сильная. Потому что такое окружение. Но я вам должна сказать, что это трудно (так же, как и сейчас) – вымолить христианскую дочь. Именно из-за окружения, потому что тут же подступают соблазны – через одно, через другое, через наряды, деньги, предложения – это все то же. И, конечно, понятно, что 18 лет она прожила нетронутой благодаря молитвам матери и, конечно, планам Господа.

Земное воплощенье идеала.
Высокий ум, святая чистота,
Почетное родство и красота,
Сошедшая с небес, как с пьедестала,
Всем совершенством замысла Творца.
Быть образцом любви и подражанья,
Не возбуждая зависти, желанья
Ей обладать всецело, до конца –
Тому, кто был без Бога и любви,
Но возжелал души ее и тела,
Кто был, грехом иссушен, изувером,
Как искушенный диавол во плоти.
Не прикоснется диавольская плоть
к тому, в ком есть спасение и вера.
И это подвиг вечного примера,
Того, что никогда не побороть,
И жертвовать собой и всем, что еcть
Во имя превосходства восхожденья
любви и духа, отрицающего тление
и возрождающего праведность и честь.

Я считаю это стихотворение очень важным, потому что возрождение праведности и чести – удел не только мужчин, но и женщин (во многих случаях я вижу, как мужчины ведомы бывают).

Два примера женщин. Ева, которой диавол нашептал – и она соблазнилась. И дальше, смотрите: муж пошел за ней, и все человечество пало. И Екатерина, которая не поддалась никаким нашептываниям, никаким соблазнам, никаким предложениям богатства, какой-то страстной земной любви, власти и прочим наслаждениям, из-за которых девушки готовы не что-то отдавать, а отдать все, лишь бы только что-то схватить, особенно в Москве. Вторая дева – из святой истории града Небесного – не поддалась этому. И, конечно, хочется, чтобы человечество такими подвигами, наконец, встало уже с колен, в своей твердой телесной оболочке хотя бы, и начало бы возрождать праведность в женщинах и честь в мужчинах.


Екатерина Георгиевна Градова – известная российская актриса. Была замужем за Андреем Мироновым. Дочь Мария Миронова – популярная актриса кино и театра.

Зрительское признание пришло к актрисе Екатерине Градовой в 1969 году, когда она сыграла главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Известность в кинематографе к актрисе пришла в 1973 году после выхода на экраны знаменитого телефильма «Семнадцать мгновений весны», где она сыграла роль радистки Кэт. В 1979 году Е.Градова снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя», сыграв небольшую, но заметную роль Светланы Волокушиной. Все эти годы актриса продолжала играть на сцене Театра сатиры.

Постепенно театр потерял для Екатерины Георгиевны привлекательность, а после смерти бывшего мужа Андрея Миронова стал просто тяготить. Когда в середине 80-х внуку Градовой Андрюше исполнился месяц, актриса ушла из театра.

Потом Екатерина пришла к вере в Бога: «До 38 лет Господь терпеливо ждал меня. Когда я по-настоящему уверовала, уже не могла вести привычный образ жизни. Много всего сошлось и переплелось в судьбе и во взглядах. Был период, когда я сильно болела, и даже кремлевские врачи не могли определить диагноз. Года два практически не выходила из дома, вес дошел килограммов до 45. Однажды в больнице случайно услышала, как врач сказал моей близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда я обратилась к Богу, и болезнь отступила».

Старалась помогать детям-сиротам и брошенным старикам. Создала благотворительный фонд. Окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте. Преподавала в гимназии, в русской школе. Создала предмет — «Живое слово»: изучение словесности, основанное на Евангелии и Библии, на русской классике

В настоящее время Екатерина Георгиевна уделяет много внимания дочери и воспитанию внука. По ее словам, внук Андрей очень похож на деда – Андрея Миронова. Уже больше десяти лет актриса зимой живёт в Москве, а на лето уезжает в Судогду Владимирской области: «У нас бывает много детей. Читаем, изучаем Закон Божий, историю, рисуем, вышиваем, делаем картины из соломки, 2 раза в день по часу плаваем, ездим в паломничества, устраиваем концерты и даже настоящие балы, фейерверки, печем что-нибудь, обязательно отмечаем дни ангела».

www.sudogda.ru


Смотрите на православном телеканале «Союз» документальные фильмы: среда – пятница 02.15, 12.00, четверг 05.30, 16.30, пятница 15.00, суббота 04.00 Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Православный календарь

Календарь православных праздников на 2011 год с иконой Святой Екатерины

 
Телевидение

«Купельку» хотят смотреть все!

Во втором этапе всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Центральном федеральном округе в номинации «Педагоги высшей школы — средней школе» лучшей признана работа проректора Курской православной Духовной семинарии

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс