Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (130) → Архиепископ Мелхиседек

Архиепископ Мелхиседек

№14 (130) / 8 июля ‘00

К 35-летию архиерейской хиротонии

Венская и Австрийская кафедра

7 октября 1967 г. Священный Синод постановил о направлении епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе. Сама Вена расположена в центральной западной Европе. Здесь находятся общины и представительства многих Православных Автокефальных церквей. Здесь Владыке предстояло представлять Русскую Православную Церковь за рубежом и окормлять многих прихожан. Владыка отбывает на эту землю самолетом 21 октября 1967 г. На аэродроме его встретили представители от общественных организаций, телевизионные репортеры, корреспонденты и многочисленные верующие. На следующий день, перед началом Всенощного бдения, 22 октября Владыка преподал верующим благословение от Святейшего Патриарха Алексия. Соборный хор громко, торжественно пропел многолетие. После Владыка благословлял всех прихожан. Те же, как и в России прихожане - приветливые лица, желающие не пропустить богослужения.

И здесь Владыка проявил свою готовность помочь и дать ответ каждому вопрошающему. Его полюбили и здесь. Здесь, на венской земле, епископ Мелхиседек нес свое послушание до 1970 г., когда его отозвал Священный Синод и назначил епископом Пензенским и Саранским 14 июля 1970 г.

9 сентября Владыка получает сан архиепископа за плодотворную деятельность на ниве Христовой. В этот период Господь сподобил побывать на святой горе Афон.

Поездка на Афон

Есть в Русской Православной Церкви давняя традиция - проводить праздник святой Пасхи на св. горе Афон в Греции. В 1977 году Святейший Патриарх Пимен благословил группу паломников в составе 6 человек, во главе которой был архиепископ Мелхиседек. Утром в Великий понедельник самолет отбыл в Афины. Тепло и радостно их встретили представители Церкви в Греции. Вечером, по благословению Блаженнейшего архиепископа Афинского и всея Эллады Серафима, молились в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. Было много молящихся. Богослужение транслировалось по телевидению. Службу вел архиепископ Серафим. После окончания богослужения в гостиницу решили пойти пешком. Люди, встречающиеся на пути, приветствовали словами: «Доброй Пасхи!» Утром блаженнейший предстоятель Элладской Церкви оказал прием Владыке.

Но чтобы попасть на Афон, необходимо еще разрешение в Министерстве иностранных дел. После его получения посетили Советское посольство, после чего вылетели в Салоники. Здесь поклонились гробнице св. вмч. Димитрия Солунского и побывали у митрополита Салоникского Пантелеимона. Затем направились в последний мирской город на пути к святой Горе. На пути к нему сделали небольшую остановку в месте, где родился Аристотель (деревня Статига). Она стоит на возвышенности. Здесь находится памятник философу.

С трепетом ожидали встречи с местами, освященными подвигами, молитвою и трудом многих, многих иноков. Однако первое впечатление привело к грусти, когда катер проплывал мимо опустевших строений русского монастыря. Полуразрушенные постройки, келии и заросшие сады. Здесь когда-то жили монахи и молились о своей Родине и о русском народе. Владыка и паломники обратились в молитве к Богу, чтобы вновь ожили оскудевшие русские келии...

Катер проплывал священную обитель Дохиар. Здесь находится чтимая всем православным миром икона Божией Матери «Скоропослушница». Мысленно вознесли Пресвятой Богородице свои обращения-молитвы, чтобы Богородица управила путь по Ее земному уделу. После следования мимо обители Ксеноф показался хорошо знакомый по фотографиям Русский Пантелеимоновский монастырь. С молитвой подплыли к монастырской пристани. У причала встречала группа насельников: улыбки, радость, объятия. Все вместе запели тропарь: «Днесь спасения нашего главизна...» Послышался звон монастырских колоколов. Направились к монастырским воротам. Владыку Мелхиседека облекли в мантию и со славою прошли в соборный храм великомученика и целителя Пантелеимона. Начался обычный на св. Горе молебен. Затем поклонились святым мощам (честной главе) великомученика Пантелеимона, небесного покровителя монастыря...

На Афоне наступал вечер, шла подготовка к предстоящему богослужению Благовещению Пресвятой Богородицы. Когда зашло солнце, раздался звон большого колокола. Служба проходила в храме Покрова Богородицы.

Антифонное пение, тихое мерцание лампад и свечей создавали глубокое молитвенное настроение. Здесь не было прихожан, многочисленность которых так привычна на Руси, но это нисколько не смущало.

Каждый паломник чувствовал неизъяснимое чувство отрешенности от всего земного и близости к Горнему. Так было все дни. В Великий четверг все братья, паломники с архиепископом Мелхиседеком пособоровались, исповедались и причастились на Литургии животворящих Христовых Таин. Таким обрядом приготовляли себя к встрече светлого праздника Пасхи. Чтение Деяний началось в 20-00 часов. И вот когда стрелки часов подходили к 24-00 часам, братия и многочисленные паломники собрались в нижнем храме в честь вмч. Пантелеимона. Раздался колокольный звон, и начался Крестный ход. И вот, наконец, долгожданный возглас, и торжественные, сладостные звуки пасхального тропаря наполнили монастырскую площадь. Возвещали миру радостную весть: «Христос воскрес из мертвых...». Пели русские, пели греки, все вместе прославляли Воскресшего из мертвых Господа. Владыка был здесь и всю пасхальную седмицу. В Пасхальный день он побывал на месте, где святитель Савва Сербский принял монашеский постриг. Был у мельницы, в которой трудился святогорец отец Силуан.

В понедельник Светлой седмицы совершалась очередная Божественная литургия, после которой были Крестный ход и малое освящение воды. По традиции святогорцев, в знак соучастия морской стихии в радости о Воскресшем Господе вылил ковшик с освященной водой в море. Побывали у мощей преподобного Афанасия ( 1012), видели кипарис, которому свыше 1000 лет. По преданию, его посадил сам преподобный. Побывали у Иверской иконы Божией Матери и у места ее обретения. Крестный ход возглавил архиепископ Мелхиседек. Поклонились животворящему древу Креста Господня - самой большой частице на св. Горе.

Грустно было сознавать, что подходило к концу паломничество. Не хотелось покидать эти святые места, которые освящены молитвами подвижников. Но знали, что, приобщившись этой благодати, принесут ее верующим России, «а здесь останутся наши сердца» - пишет иеромонах Пантелеимон в своей статье в «Журнале Московской Патриархии». Трудно и братьям было расставаться, со слезами они просили передать земной поклон родине, своим родным и близким.

Святая обитель удаляется. Паломники поют пасхальные песнопения до тех пор, пока не скрылась св. обитель за поворотом.

В пятницу и субботу побывали в Акрополе, где возвышается храм великомученика Георгия Победоносца. В понедельник, с Божией помощью, возвратились в Москву.

Архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, патриарший экзарх Средней Европы

Русская Православная Церковь на немецкой земле существует около 180 лет. Она устроена промыслом Божиим жить и действовать в инославной стране, где свидетельствует о Православии. Знакомит инославный мир с духовными сокровищами Православия, всей внутренней жизнью и внешней церковной деятельностью. Под руководством своего экзарха и его помощников по управлению экзархатом - викарных епископов, верующие Среднеевропейского Экзархата живут единой благодатной жизнью с Матерью - Русской Православной Церковью. Русские православные храмы на немецкой территории начали появляться в начале XIX века. Условия их возникновения были самые различные. Так, в Берлине, Мюнхине, Дрездене и Штудгарте православные храмы открывались при русских посольствах и миссиях. Также действовали в резеденциях членов русского царствующего дома, которые жили тогда в Германии. Несколько православных храмов было сооружено на месте, где были погребены особы царской фамилии, и в других предместьях на территориях кладбищ. Здесь Владыка пробыл с 1978 по 1984 годы.

Владыка Мелхиседек вел большую общественную миротворческую деятельность. В составе делегаций он побывал во многих странах мира. Когда видишь человека ревностного по Бозе, невольно благодаришь Господа. Ибо в этой деятельности проявляется то, что определил Господь по своей любви. В период его служения на этой кафедре произошел случай, в котором особенно проявился промысел Божий.

В одну из поездок на родину Владыка вез в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь после революции 1917 года. В то время это могло быть квалифицировано властями как ввоз антисоветской литературы с последствиями по соответствующей статье уголовного кодекса. В аэропорту «Шереметьево» таможенники начали (впервые за несколько лет регулярных поездок Владыки за рубеж) производить подробный досмотр багажа. Запрещенные к провозу в СССР книги Владыка поместил в чемодан с церковными облачениями, в сложенный саккос. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к царю-мученику Николаю II, которого давно почитал за святого. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и также, не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

Екатеринбургская (Свердловская) и Курганская епархия

26 декабря 1984 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена Владыка назначен на Екатеринбургскую и Курганскую и временно управляющим Челябинской епархией.

Владыка прибыл в Свердловск 14 января 1985 г. На вокзале его встретил секретарь Свердловской епархии. Несмотря на позднее время, Владыка направился в Кафедральный собор. Здесь его встретили клирики, члены церковного совета и прихожане. Отец Владимир Ведерников произнес приветственное слово. После этого настоятель собора в сослужении клириков совершил благодарственный молебен. Пел соборный хор. После того как молебен закончили, Владыка поблагодарил всех собравшихся на эту теплую встречу и совместную молитву.

Началось архипастырское попечение вверенных ему епархий. Но только управление «временное» Челябинской епархией затянулось надолго. Владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, возрождении храмов...

Вот, например, сведения посещения Владыкой приходов за 1990 год:

Курган, Первоуральск, Верхотурье, Знаменское Сухоложского района, Ревда, Введенское Котовского района Курганской обл., Красноуфимск, Алапаевск, Нижний Тагил, Нижняя Салда, Николо-Павловское, Невьянск, Каменск-Уральский, Слобода, Первоуральский район, Богданович, Старопышминск, Краснотурьинск, Карпинск, Долматово, Камышлов, Нижние Серги, Кушва, Пристань Артинского района, Серов.

Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в Епархиальном управлении. Оно представляло собой небольшое деревянное здание на окраине города (Искровцев, 16). Мало того, что двери к нему были открыты, но он сам выходил в зал, где его ожидали не только священники, но и простые люди, их было большинство. Владыка выходил к ним, узнавал об их нуждах, чтобы не ждать им долгую очередь. Ведь какой-то вопрос можно решить тут, на месте.

Глубоко запечатлелось в памяти людей то теплое, заботливое отношение Владыки к ним - дедушке с палочкой, бабушкам в светлых платочках...

Владыка принимает иногда по 6-7 часов, не делая даже маленького перерыва для отдыха, - рассказывает Т. Воронина, заслуженная артистка РСФСР, - чтобы не задерживать ожидающих в приемной священников и мирян. А посетителей всегда очень много. У него обширная почта, и почти каждое письмо о несчастье человека, о сломанных судьбах. И в каждом просьба о помощи. Ни одно письмо не остается без ответа и без помощи страждущим. Как-то после длительного приема я видела, как сильно он устал и спросила:

- Владыка, а у Вас не было желания все оставить, уехать и спокойно отдыхать?

- Нет, я должен спасать христиан, - ответил он. И какая вера и сила прозвучали в этих словах. Ведь сколько надо преодолеть: и выплатить долг, и внести пожертвования в разные фонды, и открыть церкви, которые возвращаются государством разрушенными, но их надо брать и восстанавливать. А где взять деньги? И священников не хватает, подчас некому служить. И вот о служителях тоже надо позаботиться и как-то устроить их. А ведь квартир нет, и никогда советская власть не предоставляла священнослужителям жилье. Церковь отделена от государства. Устраивайтесь сами.

Бесконечный конвейер дел: надо то, надо другое, и так на протяжении всего служения Русской Православной Церкви.

При архиепископе Мелхиседеке произошло обретение честных мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году. В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении святыни. По освящении храма Всемилостивого Спаса 23 мая 1989 года, 25 мая состоялось перенесение мощей во вновь освященный храм.

Через несколько лет 23 сентября начались торжества, связанные с закладкою камня Храма-на- Крови и перенесением мощей преподобного Симеона Верхотурского.

23 сентября Литургия в храме Вознесения Господня. В 11 часов начался Крестный ход к месту дома Ипатьева для закладки камня храма. На следующий день, по окончании Литургии в храме Всемилостивого Спаса (пос. Елизавет), было вынесение святых мощей из храма, обнесение их вокруг храма, поездка до Кафедрального собора.

Отсюда святые мощи были перенесены на руках в центральную часть города к месту, где находился храм Великомученицы Екатерины. Состоявшийся молебен завершился шествием к месту сооружения Храма-памятника-на-Крови. Отсюда святые мощи были перевезены в Нижний Тагил и затем возвращены в Верхотурье.

Владыка Мелхиседек помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Горькое впечатление оставляют состряпанные на скорую руку материалы на священнослужителей, монахов. Вот, например, «дело» Василия Кротенкова, священника с. Ницинского, расстрелянного в 1930 году только за попытку воспрепятствовать закрытию церкви. Вот тоненькая папка на П. Холмогоруева, приговоренного к смерти в 1937 году за «создание организации церковников» и шпионаж в пользу западных государств»...

Начальник управления КГБ по Свердловской области Э. Войцицкий передал 73 папки с делами репрессированных священнослужителей. По имеющимся данным, только в Свердловской области с 1935 по 1940 гг. было репрессировано 35390 человек. Жертвами террора стали почти 20000 уральцев, многие из которых нашли свой последний приют на печально известном 12 километре Московского тракта.

14 августа 1991 года на Московском шоссе, где находится массовое захоронение, состоялась Великая заупокойная панихида по невинно убиенным. Недавно здесь, на местной поляне, где происходили трагические события, был водружен деревянный крест. В этот день появилась табличка с надписью: «Вечная память жертвам сталинских репрессий».

Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми, народами. 25 июня 1991 г. в Доме мира и дружбы он награжден золотой медалью «За укрепление мира». Ежегодно также переводил в фонд мира 1000 рублей.

«Для меня сегодня действительно торжественный день, - сказал Владыка представителям облисполкома, вручавшим эту награду, - хоть о награждении уже знал. Духовенство, миряне, Церковь не жалеют ни средств, ни сил, ни своего здоровья на благие дела. Во имя добра и мира Церковь всегда была в первых рядах и в лютую годину войны, и в тяжелые дни после землетрясения в Армении, аварии на Чернобыльской атомной. Принимая награду, понимаю: это заслуга всей епархии, а не моя личная».

Также Владыка перечислял средства в Детский фонд им. В. И. Ленина, в фонд охраны памятников. Его епархия откликалась и на человеческую беду, взрыв на ст. Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении и т. п.

Большое внимание архиепископ Мелхиседек уделял просвещению в Свердловской (Екатеринбургской) и Курганской епархии. Создавались воскресные школы, издавались «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православный вестник». В Екатеринбурге проходили встречи ищущих истину людей с представителями Церкви и науки.

...Мерной поступью выходит на амвон Высокопреосвященнейший архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек. Опираясь на посох, начинает, как обычно, свою проповедь. Слова тихо проникают в людские сердца. О любви к ближнему, об уважении в семье, о послушании детей, о таинстве брака и верности супружеской любви, о почитании престарелых. На примерах из жития святых, чтения Евангелия строятся глубокие, входящие в сердца, возвышенные, но понятные слова...

Каждая проповедь архиепископа Мелхиседека - это и просвещение для начинающих прихожан, и пламенный призыв сомневающихся в вере, богословское толкование догматов христианства. А главное - это путь к нравственному усовершенствованию. Огромная эрудиция, высшее богословское образование, владение словом, многолетний богослужебный опыт - все это и оказывает то воздействие, которое преображает и лечит души.

Воспоминания об архиепископе Мелхиседеке

Вера Яковлевна Устинова

- Когда и как вы с Владыкой познакомились?

- Я его знала только на службах, а ближе познакомились в 1987 году. Послушник Николай Кочегов узнал, что в воскресную школу нужны послушницы. Почему-то мне порекомендовал обратиться к Владыке Мелхиседеку. На другой день я пошла к нему на прием. Беседа со мной со стороны Владыки была целенаправленной. Знаю ли я молитвы, попросил произнести одну-две молитвы. Я ему прочитала «Отче наш» и «Богородица». Умею ли я читать по-церковнославянски? Для этого он открыл книгу, перелистал и попросил прочитать. Потом спросил, где я научилась читать. Ответила, что в педагогическом институте. А знаю ли я грамматику? Да, ответила я. Он мне сказал оформляться, только предупредил, что зарплата будет маленькой. Я вообще от зарплаты отказалась, мне денег не надо. Так начала нести послушание в воскресной школе. Часто приходилось замещать, когда он уезжал в командировки. Удивлялась его знаниям по Ветхому и Новому Заветам. А Псалтирь он знал наизусть, а также некоторые акафисты Божией Матери. О себе рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. То, что он рассказывал о себе, нас всех поражало. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Мы удивлялись и спрашивали, а кто же Вас будит?

- «Ангел-хранитель», - отвечал он.

- Что из себя представляла воскресная школа?

- Владыка является основателем духовной воскресной школы. Она была при Иоанно-Предтеченском соборе. В классе было до 105 человек. Родители стояли. Уроки он вел эмоционально, без книг, без подглядываний куда-то. Начиналось с молитвы «Царю Небесный». Уроки вел интересно и почти на каждом занятии плакал. Дети его очень любили. Следил, чтобы дети были напоены чаем, раздавал гостинцы. Среди его выпускников Карепин Евгений (прекрасно окончил Екатеринбургское Духовное училище в 1998 г.), весь певчий хор Иоанно-Предтеченского собора...

Алексей Денисенко (воспитанник III курса Духовного училища 1998 года).

- Когда вспоминаешь о человеке хорошем, говоришь или встречаешься с ним, невольно на лице возникает улыбка и в сердце становится тепло. Я не помню ни одного человека, который бы говорил о Владыке плохо. И даже если кто наговаривал на Владыку, я, еще будучи молодым человеком видел, как за Владыку вступались не только священники, но и простые верующие люди. Видел, как они горячо защищали честь нашего Владыки.

Семь часов утра, солнце вставало, Владыка смиренный, слегка сгорбленный направлялся к храму, ему нужно было, видимо, там что-то взять. И вот около него проходил человек, бывший староста храма. Человек злобный. Он что-то стал бранить Владыку. Владыка мог возразить, но он ничего не сказал. Только - простите меня. Отец Гермоген рассказывал о Владыке - он скажет какое-нибудь слово, а человек принимает его. Он как бы вводил добро в душу человеческую. Владыка несколько раз хотел прийти к нам в воскресную школу. Но то болезнь, то обстоятельства препятствовали этому. Но он никогда не жаловался на болезнь. Некоторые женщины знали его немощь и приносили ему таблетки и травы. Однажды в воскресной школе (в ДК им. Горького) после окончания богослужения он выходит и говорит, что сегодня в воскресной школе будет фильм. О. Гермоген ездил с Владыкой на торжество и снимали св. Землю. Фильм о св. Земле - в то время это было нечто. И о. Гермоген рассказывал - «здесь крестился Христос»...

Владыка сидел не в ряду. Сидел в сереньком подряснике, добрый старичок, на всех смотрел радостным, пасхальным взглядом.

Если он общался с детьми, скромно, по-детски улыбался.

Сначала опускал глаза. У него были голубые глаза или с голубым оттенком яркие, слегка с лазурным светом. Редкие глаза. Я помню, Владыка почти никогда не ругал. Он отдавал последнее. У него просили одно, он давал вдвое. У одной женщины что-то случилось в храме, исчезли с панихидного стола икона, книги. Плачет. Владыка смог ей помочь. Он сам расплакался вместе с ней и кроме того, что дал хорошую книгу, дал молитвенник в хорошем переплете, свое архипастырское благословение, Богородичную просфору.

Бывало, при храме люди в чем-то провинялись. Один раз к нему подвели такого человека. Владыка сидит, смотрит в пол, перебирает четки, как будто он провинился. Он находился сейчас на месте того человека, думал, насколько тяжело этому человеку. И человек падает на колени: «Владыка, простите!» Владыка говорит только доброе слово и утешит. Этому человеку хватает уже всего сполна. Кем бы ни был провинившийся, староста или священник, опозоривший свой приход, - человек растает от человеческой любви. Видел, как один человек прямо на колени встал, припал к Владыке и благодарил. Такое можно увидеть нередко. Не учит он, а скажет как-то... поцелует еще - ну, встань, встань...

Мелхиседек, архиепископ Брянский и Севский

С февраля 1994 года Владыка вызван на служение в Брянскую и Севскую епархию. Внутренне тяжело менять то, где ты пробыл в служении 10 лет. Каждый храм, священнослужитель за это время были выстраданы отеческой, архипастырской заботой Владыки. И как скорбно нам не видеть того, кто был готов принять нас к себе, выслушать, посоветовать, утешить. Как нам подчас не хватает именно этого внимания, в лице этого архипастыря. Не случайно священнослужители Екатеринбургской епархии еще долгое время были как бы готовы произносить на ектениях имя Высокопреосвященнейшего Мелхиседека. Многие церковнослужители, думаю, что и прихожане, ездят сейчас к нему. И каждый раз он слышит междугородные звонки из Екатеринбурга, Кургана, Челябинска...

Дай Бог, чтобы нам иметь кротость, понимание боли ближнего и стремление к непосредственной помощи. А пастырям, видя смиренного архипастыря, быть такими же, как и Христос, Который всем был слугой. Пришедший не для того, чтобы ему служили, но чтобы служить Самому.

В. Савкин

 

В других номерах:

№13 (129) / 1 июля ‘00

К 35-летию архиерейской хиротонии

Архиепископ Мелхиседек

 
К 82 годовщине убиения Царской Семьи

Хочу рассказать о чуде

Еще в юности возникло желание найти ту печально известную Ганину Яму около деревни Коптяки, куда первоначально были брошены растерзанные тела Царственных Мучеников. Было желание хотя бы положить туда букет цветов.

 
Проповедь

Послание архиепископа Викентия к абитуриентам 2000 года

«Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» Свт. Филарет (Дроздов)Дорогие и возлюбленные мои чада, братья и сестры!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс